04:33 / 27.04.2012Жители лагеря временного проживания в Ингушетии получили требование покинуть территорию

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В лагерь временного проживания в Карабулаке в Ингушетии утром 25 апреля  прибыла группа местных чиновников  и потребовала от жильцов Промжилбазы  в трехдневный срок освободить территорию. Жители шокированы подобным требованием и утверждают, что им некуда идти. Чиновники, в свою очередь, заявляют, что жильцам Промжилбазы, имеющим статус беженца, выселение не грозит.

"В 10 утра на Промжилбазу приехали чиновники - заместитель главы администрации Ахмед Колонкоев и еще шесть человек - и потребовали освободить территорию в течение трех дней, - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" жительница лагеря временного проживания Малика Джихаева. - Жители после заявления чиновников пришли в шок – ведь большинству из нас просто некуда идти".

У Малики Джихаевой четверо детей, двое из которых – школьники. "Я живу здесь с 1994 года – с начала первых военных действий в Чечне. Второй год подряд не могу добиться от местных чиновников, чтобы мне продлили статус беженки, который предполагает государственную поддержку и защиту", - сказала собеседница.

Джихаева трижды обращалась в суд, в том числе и в Верховный, с требованием продлить статус беженки. Все три суда ее иски удовлетворили. "Для местных чиновников решение суда – не указ. Статус мне до сих пор не продлили. А это значит, что через три дня я вместе со своей семьей окажусь на улице", - заявила Джихаева.

Всего на территории Промжилбазы, по словам женщины, проживает 47 семей из Чечни и девять семей из Пригородного района. Из них 15 семей не смогли продлить статус беженцев.

У Ларисы Гаджиевой трое детей, двое из которых школьники, младший - грудной младенец. "Я до сих пор нахожусь в шоке после визита делегации из администрации города, - говорит женщина. – Они сказали нам: "Вы не имеете права здесь находиться, и в трехдневный срок обязаны покинуть территорию Промжилбазы". У меня нет статуса беженки, я никак не защищена от произвола чиновников".

Гаджиевой, по ее словам, некуда идти. "Я, наверное, по истечению трехдневного срока, выйду с детьми на Бакинскую трассу, поставлю палатку и буду жить в ней вместе со своими детьми", - сказала она.

Суды трижды удовлетворили иски о продлении статуса беженца, но местным чиновникам это не указ: статус до сих пор не продлили

Евлоева Марет, у которой на попечении больные родители, связывает резкое ухудшение их физического состояния с визитом чиновников.

"После того, как от нас потребовали в трехдневный срок освободить комнату, которую мы занимаем, у обоих родителей резко поднялось давление. И если с отцом или мамой что-то случится, я подам на этих людей в суд", - сказала собеседница корреспонденту "Кавказского узла".

Эльза Дикаева - инвалид первой группы и передвигается с помощью протезов. "Я одна воспитываю ребенка, которому сейчас 12 лет. У меня есть статус беженца, но идти мне некуда", - рассказала она.

Эльзу не устраивает предложение администрации города арендовать жилье, за которое будет выплачена компенсация в сумме 50 тысяч рублей за год. «"ы знаете, сколько стоит аренда жилья в Карабулаке? Однокомнатная квартира на втором и выше этажах стоит 7,8 -8 тысяч рублей. Плюс к этому квартирант самостоятельно оплачивает коммунальные услуги", - утверждает жительница Промжилбазы.

Недостаточная компенсация аренды жилья является не единственной причиной, по которой Дикаева не хочет покидать территорию Промжилбазы. "Я не могу самостоятельно пройти 50 метров, а от меня требуют выехать отсюда вместе со всем барахлом. Если бы я могла самостоятельно перемещаться – это другой вопрос. Но за мной ухаживают соседи, а постоянное нервное напряжение из-за визитов чиновников еще больше ухудшает физическое состояние", - сказала Эльза Дикаева.

Администрация: беженцев, имеющих статус, никто не выселяет

Глава администрации города Карабулак Мухмад Бариев утверждает, что беженцев, имеющих такой статус, никто выселять не собирается.

"Выселиться в трехдневный срок предлагалось людям, не имеющим статуса беженца и ведущим при этом аморальный образ жизни. Определен список лиц, которые постоянно дебоширят – их будем выселять", - пояснил глава администрации.

В списке лиц, которым надлежит в трехдневный срок покинуть территорию Промжилбазы, есть те, у кого, по словам Бориева, есть домовладения и те, кто получил господдержку.

"Там есть несколько человек из Чеченской Республики, которые имеют домовладения, и те, кто получил господдержку. Им есть куда идти, а они сидят и непонятно чего ждут", - утверждает чиновник.

Людям, проживающим на территории Промжилбазы и не имеющим при этом законных на то оснований, предстоит решать проблему переселения самостоятельно. "Мы бы рады им помочь, но у нас в бюджете средства на этих людей не заложены. Им самим придется решать эту проблему", - подчеркивает Мухмад Бориев.

Людям, имеющим статус беженцев, члены комиссии предложили вариант аренды, но они от него отказываются, завил собеседник корреспондента "Кавказского узла".

Мы никак не можем решить эту ситуацию, чтобы было и по сердцу, и по уму

"Мы обязали освободить территорию Промжилбазы только от тех, кто проживает там незаконно, кто самовольно захватил муниципальный жилой фонд. Речь идет о десяти комнатах, которые они занимают", - рассказал Ахмед Колонкоев, заместитель главы администрации города Карабулак.

У этих людей, по словам Колонкоева, нет никакого правоустанавливающего документа на это жилье. Кроме того, они не оплачивают коммунальные услуги. "У некоторых из тех, кто подлежит выселению, есть земли, у некоторых – квартиры. Им просто очень удобно там проживать", - добавил чиновник.

Пять корпусов Промжилбазы были построены вначале 90-х годов прошлого века словацкими рабочими, строившими город Магас. Но в связи с тем, что на территории Ингушетии в тот момент находились беженцы из соседней Чечни, президент Аушев дал разрешение временно расселить их в этих бараках.

"Десять лет они сидят на шее государства – за это время можно было уже определиться. Я тоже беженец - сам я из Грозного. Я жил у своей бабушки, пока не приобрел участок и смог как-то обустроиться. А они расслабились и ничего не хотят делать", - заявил Ахмед Колокоев.

Всего на территории Промжилбазы, по словам заместителя главы администрации города Карабулак, проживает 85 семей.

"Некоторые из них получили компенсации в 2003 году по пятьсот тысяч рублей. В те времена за эти деньги в Ингушетии можно было купить небольшой домик или участок. Они эти деньги истратили. Предыдущие главы администраций выдавали им участки под строительство. Участки продали и снова сидят, ждут чего-то от государства. Но государство же не дойная корова", - сказал Колокоев.

Ежемесячное содержание жителей Промжилбазы обходится городу, по определению чиновников, "в копеечку", поскольку они не платят за коммунальные услуги. "Промжилбаза потребляет в месяц 120 тысяч киловатт электроэнергии на сумму 315 тысяч рублей - столько же электроэнергии потребляет наш кирпичный завод. Максимальная сумма, которую они выплатили за потребленное электричество, составила 39 тысяч рублей", - сообщил собеседник корреспондента "Кавказского узла".

Энергетики время от времени за неуплату отключают электричество на  Промжилбазе. "Они начинают звонить в правительство и жаловаться. Их опять подключают – так они выигрывают время. Но эта ситуация не может продолжаться вечно", - отмечает Колонкоев.

«Это бараки, а они никак не хотят оттуда уходить. Мы с ними встречаемся, начинаем разговаривать, а они сразу жалуются в прокуратуру и правительство республики. Мы никак не можем решить эту ситуацию, чтобы было и по сердцу, и по уму», - сказал Ахмед Колонкоев.

Он добавил, что на администрацию в связи с этим вопросом давят и прокуратура, и руководство республики. "А как решить вопрос – купить каждому по квартире? У нас нет своего административного жилого фонда, чтобы расселять кого-то. Жилье – это не просто так, на его приобретение нужны большие средства", - подытожил собеседник.

Напомним, что попытка выселить беженцев была предпринята 24 октября 2011 года. 23 сентября 2011 года в Ингушетии побывали члены делегации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), они посетили места компактного проживания беженцев и признали условия там неудовлетворительными. Накануне приезда делегации ПАСЕ беженцы из Чечни, проживающие в Карабулаке, заявили, что опасаются принудительного выселения. Однако 21 сентября заместитель начальника УФМС России по Республике Ингушетия Иса Хашиев заверил, что проживающим на территории Промжилбазы в Карабулаке семьям выселение не грозит, так как условия проживания здесь не неудовлетворительные.

Ранее беженцы неоднократно заявляли, что вынужденных переселенцев власти активно пытаются выдворить из Ингушетии в Чечню. По словам эксперта Московской Хельсинкской группы (МХГ) по Северному Кавказу Асламбека Апаева, в ПВРах на территории Ингушетии остаются в основном те, кому некуда ехать - их жилье разрушено в ходе военных действий, а вопросы выплат полагающихся по закону компенсаций или предоставления временного жилья до сих пор не решены.

см. также новости "Евкуров обсудил с местными блогерами проблемы Ингушетии и пути их решения", "В Норвегии беженцы из Чечни продолжают жаловаться на отказы в убежище", "Проживающие в Ингушетии переселенцы из Чечни готовятся к проведению съезда", "Вынужденные переселенцы боятся переезжать из Ингушетии в Чечню".

Автор:Елена Хрусталева