ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На завершившемся в Сочи III открытом фестивале молодых независимых театров "Пространство юных" гран-при получили два театра: студенческая театральная студия Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова "Театральная студия 29" за спектакль "Про мою маму и меня" и образцовый детско-юношеский театр-студия "Гелиос" (в номинации старше 16 лет) из Краснодара за спектакль по мотивам "Слова о полку Игореве".
Фестиваль "Пространство юных" проходил в Сочи с 1 по 7 мая. В нем приняли участие 16 театров из разных городов России, а также театр Studio11 из Бремена (Германия). Организаторы фестиваля отмечают, что по финансовым причинам в Сочи не смогли приехать еще семь заявленных в программе фестиваля театров, в том числе из Украины и Беларуси.
Конкурс фестиваля проходил в трех категориях: студенческие театры, народные театры и театры-студии в номинациях до 16 лет и старше 16 лет. Организаторы отмечают рост числа участников фестиваля: в этом году в нем приняли участие 230 человек, тогда как в прошлом – 170 человек.
Большинство участников "Пространства юных" – школьники и студенты, однако в фестивале были задействованы как самые маленькие актеры 4-5 лет, так и взрослые режиссеры, актеры, руководители театральных студий.
Организаторы: фестиваль "Пространство юных" варится в собственном соку
Показы фестиваля проходили в концертном зале санатория "Волна", расположенного в поселке Хоста. Несмотря на то, что вход был свободный, подавляющее большинство зрителей в зале были сами участники фестиваля.
"Сегодня фестиваль пока что варится в собственном соку, но приходят люди из Хосты, приходят отдыхающие санатория. Звонят из Сочи, спрашивают, какие самые интересные спектакли. Кто находит информацию, тот и приезжает", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" автор проекта "Пространство юных", президент фестиваля Максим Корень.
"Я не могу, к сожалению, давать рекламу, поскольку фестиваль имеет очень ограниченный бюджет. И район Хоста находится несколько на отшибе. Добираться сложно, проблема с дорогами остается. Простоять два часа в пробке ради получасового спектакля мало кому под силу. Фестиваль варится в собственном соку не потому, что организация плохая, а потому что в городе есть очень серьезные проблемы", - считает собеседник.
Устроители "Пространства юных" заявляют, что он не имеет государственной поддержки и организуется силами подвижников.
"Сам фестиваль делается в основном на мои средства и на средства моих друзей. Эти люди - приверженцы театра, они постоянно ходят в наш молодежный театр, так сказать сочувствующие. Город нам не помогает, наверно, городу это пока не нужно. С самого первого фестиваля мы подавали заявки, у нас были встречи и беседы и после таких встреч отбивается охота вообще ходить в администрацию", - добавил президент фестиваля.
Максим Корень: сочинские театралы пока не чувствуют поддержки администрации города
Организаторы фестиваля "Пространство юных" также являются инициаторами создания в Сочи своей стационарной театральной труппы. В начале года с этим предложением в открытом письме в Министерство культуры России обратились сочинские деятели культуры, но получили официальный отказ.
Однако, сочинские театралы не согласились с этим решением, и продвигают идею создания труппы на базе уже существующего учебного театра "Веселая душа" Сочинского училища искусств. Переговоры с управлением культуры администрации Сочи ведутся и в настоящее время.
"До недавнего времени администрация не помогала фактически никак. Да и сегодня все, что обещается - только на словах, хотя обещано немало. Но если администрация, управление культуры сдержит свое слово, наконец-таки, я скажу, что проделана очень большая работа. Сдвигов пока нет, все только на словах пока, но мы не теряем надежду, - рассказывает президент фестиваля "Пространство юных".
Максим Корень уверен, что камерный формат спектаклей, рассчитанных на аудиторию 150-200 человек, стационарного театра в Сочи будет востребован. По его мнению, будущая столица Олимпийских игр должна иметь свой театр.
"Я считаю, что театр должен работать круглосуточно: днем – детские студии, потом спектакли, театральные гостиные, творческие посиделки зрителя с актерами. Раз в месяц надо устраивать в городе перформансы, чтобы люди обращали внимание, поддерживать постоянный интерес к себе. А когда театр тыкается-мыкается, потому что у него нет света, сцены, финансирования, конечно, он не будет о себе заявлять", - говорит Максим Корень.
"Здесь главное верить. Можно много причин придумать, по которым не надо делать театр, говорить, что зритель не пойдет. Надо его сделать сначала, искать свои формы работы с нашим сочинским зрителем", - добавляет он.
В следующем году организаторы фестиваля "Пространство юных" планируют запустить второй театральный фестиваль "Скольжение".
"Это будет фестиваль для экспериментальных работ, связанный с технологическими темами, не всегда понятными, удобоваримыми. Но тенденция такова, что такие театры тоже появляются и им тоже нужно давать выход. Они тоже должны знать, что на них не плевать, - поясняет Максим Корень. – "Скольжение" будет идти сразу после "Пространства юных". Это будет большая театральная тусовка детей и ребят постарше".
В репертуаре фестиваля стало больше социальных спектаклей "на злобу дня"
Организаторы отмечают, что "Пространство юных" - фестиваль не репертуарный и не имеет жесткого формата, единственное ограничение для спектаклей-участников – запрет на употребление нецензурной лексики в постановках. Репертуар конкурсных спектаклей очень широкий, в основном - работы отечественных драматургов либо инсценировки.
"У нас пропаганда русских авторов, классики зарубежной и отечественной", - отмечает директор фестиваля Максим Корень.
"С каждым годом я вижу все больше и больше современных пьес на злобу дня, социальной драмы. Я понимаю, что молодежь все-таки обеспокоена днем сегодняшним именно потому, что они думают о дне завтрашнем. Если сегодня не решать проблемы, о которых они заявляют в своих спектаклях, то эти проблемы будут и завтра, - говорит Максим Корень. - Основная тема спектаклей – это тема любви. Через ее призму они видят и социальную драму, и комедию, и сказки".
Председатель жюри фестиваля член Союза театральных деятелей России и Ассоциации каскадеров России Айдар Закиров отмечает рост фестиваля и определяет его уровень как "достойный".
"Я уже в третий раз приезжаю на фестиваль. Репертуар очень разнообразный, от социальных спектаклей против наркомании до комедии гротеска. Уровень театров разный, разные и условия в их городах. У одних - более благоприятные, у других – менее. Но то, что они приезжают и смотрят друг на друга – замечательно. Есть сильные работы. Но хотелось, чтобы были более профессиональные и обученные. Хотя школы-студии и народные театры подразумевают учебный процесс", - рассказал председатель жюри.
Кроме конкурсных показов в рамках фестиваля прошли мастер-классы для молодых театралов, а также читки пьес современных драматургов Ульриха Хуба и Ярославы Пулинович.
"Театр – это прямо здесь, прямо сейчас, и у тебя всего один шанс показать себя, - считает юный актер Константин Тришин из московского театра "Очень простой театр".
"Наш спектакль "Турандот" мы постарались сделать как можно ближе к нашей современной жизни, чтобы каждый мог увидеть чуточку себя в каждом из героев и, может быть, чему-то научиться", - добавил артист.
"На фестивале интересная дружеская обстановка помогает творить, создавать что-то новое. Понравилась идея с читками. Хочется смотреть на других и радоваться тому, что у нас есть хорошие товарищи – наши единомышленники. Это помогает самосовершенствоваться всем нам вместе, - делится впечатлениями от фестиваля актер детской театральной студии "ШАГи" города Химки Ярослав Красников.
"Мы привезли в Сочи спектакль "Чехов. Рассказы". В его произведениях есть то, что трогает каждого зрителя. Я думаю, в течение спектакля каждый находил частички себя, схожие эмоции, возможно, это помогало ему решать какие-то проблемы, ситуации", - заявил он.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", Культурная олимпиада стартовала в Сочи в 2010 году. Согласно требованиям Международного олимпийского комитета, она начинается за четыре года до начала Олимпийских и Паралимпийских игр.
В программу Культурной олимпиады в минувшем году были включены VII Открытый джазовый фестиваль Black Sea и фестиваль авторской песни "Лето – это маленькая жизнь", ежегодный XII Международный органный фестиваль, акция "Кино в твоем дворе", специальный проект международного фестиваля-школы "Территория" "Полнолуние", "Марафон регионов России" и "Фестиваль театров кукол стран Причерноморья". В этом году в программу был включен V зимний фестиваль искусств.
Как председатель инициативной группы по организации в г.Сочи репертуарного театра, хочу внести некоторые уточнения. Мы не получали "официального отказа" от Министерства культуры РФ. Напротив, в Минкульте нашу инициативу горячо поддержали и несколько раз отметили, что "при изменении позиции краевых властей министерство готово вернуться к обсуждению данного вопроса". На данный момент именно нежелание администрации Краснодарского края признать необходимость организации новой театрально-концертной площадки в г.Сочи является основным препятствием реализации идеи об организации в городе-курорте репертуарного театра. Городская администрация действительно пошла нам навстречу в тех рамках, которые ей доступны. Надеемся, что "зародыш" театра в виде Некоммерческого партнерства в будущем переродится во что-то большее.