ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Дочь постоянного представителя главы Адыгеи в Государственном Совете-Хасэ Махмуда Шебзухова Саида Ачех незаконным способом получила прибыль от бизнесменов, утверждает предприниматель Хазраиль Кидакоев. Верховный суд республики 4 мая удовлетворил его исковое заявление о возврате средств. Адвокат Саиды Ачех намерен обжаловать решение суда, не соглашаясь с требованиями предпринимателя.
Верховный суд Адыгеи 4 мая, по утверждению Хазраиля Кидакоева, принял решение по его иску к Саиде Ачех "О взыскании денежной суммы вследствие неосновательного обогащения". Речь идет о сумме 4 миллиона 965 тысяч рублей.
При этом суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, сообщается на официальном сайте Верховного суда Адыгеи.
"Мне предложили приобрести земельные участки по сходной цене"
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Хазраиль Кидакоев, Саида Ачех в 2006-2007 годах вместе с Раисой Чемсо и Марият Лямовой получила от него 8 миллионов 705 тысяч рублей.
"Я очень тесно дружил с семьей Саиды Ачех, которая работает помощником мирового судьи судебного участка №4 города Майкопа. Отец Саиды, Махмуд Шебзухов, с 2007 года по настоящее время работает представителем главы республики в парламенте Адыгеи. А до этого он занимал должность заместителя прокурора республики. Они даже приходятся мне не самыми дальними родственниками, а с мужем ее я вообще очень близко дружил", - говорит Хазраиль Кидакоев.
В 2006 году, по его словам, Саида Ачех предложила ему приобрести земельный участок в Майкопе по сходной цене. Предприниматель согласился и предложил построить на этом участке дом, квартиры в котором затем можно было продать и на этом заработать.
"С этого все и началось. Через некоторое время она предложила мне купить небольшой участок земли под торговую площадь. И я согласился, так как мой бизнес связан с торговлей продуктами питания. Потом она начала предлагать сотрудничество с администрацией города. Дело в том, что руководство города сменилось. И она объяснила свое выгодное предложение тем, что новое руководство будет предоставлять свободные земли "своим" людям", - рассказал Хазраиль Кидакоев.
Дополнение редакции от 11.05: Кидакоев позже уточнил свои слова, приведенные в этом абзаце, следующим образом: "С этого все и началось. Через некоторое время она предложила мне купить небольшой участок земли под торговую площадь. И я согласился, так как мой бизнес связан с торговлей продуктами питания. Потом она начала предлагать сотрудничество с администрацией города. Дело это имело место быть еще при прежнем руководстве администрации города. До того, как оно сменилось. И она объяснила свое выгодное предложение тем, что руководство будет предоставлять свободные земли "своим" людям".
С 2002 по 2008 администрацией Майкопа руководил Николай Пивоваров, на этом посту в марте 2008 года его сменил Михаил Черниченко, руководивший городом также с 1992 по 2002 год.
В общей сложности, утверждает Кидакоев, для покупки земельных участков он отдал Саиде Ачех 8 миллионов 705 тысяч рублей, в том числе 1 миллион 200 тысяч рублей из своих средств, а остальные деньги бизнесмену предоставили его друзья и знакомые.
"Причем она приносила нам квитанции об оплате за межевание, распоряжения администрации города, документы из отдела архитектуры и другие документы с печатями, которые придавали солидности нашему "партнерству". И я, в общем-то, был спокоен", - говорит Кидакоев и отмечает, что всего из-за действий Саиды Ачех пострадали 12 человек.
"Предоставленные нам документы оказались поддельными"
В ноябре 2007 года в Майкопе начались проводиться аукционы по продаже земельных участков. Однако на первом же из них, который состоялся 1 ноября 2007 года, знакомый предпринимателя Кидакоева победить не смог. При этом, по словам Кидакоева, Саида Ачех заверяла предпринимателей в том, что именно они смогут выиграть аукцион.
Предприниматель утверждает, что после этого со всей документацией он пошел в администрацию, где ему сказали, что все находящиеся у него на руках документы являются поддельными.
По сведениям Хазраиля Кидакоева, правоохранительные органы возбудили уголовное дело в отношении юриста администрации Майкопа Раисы Чемсо, являвшейся организатором махинаций с земельными участками.
Именно ей, как утверждает потерпевший, относила средства действовавшая от имени администрации города Марият Лямова. А Саида Ачех, в свою очередь, отнесла Марият Лямовой полученные от бизнесмена средства.
"В отношении Раисы Чемсо Майкопский горсуд в 2009 году вынес обвинительное постановление, хотя должен был быть приговор. Но ее заблаговременно спрятали в психлечебницу, и она избежала серьезного наказания. За Лямовой тоже водились грехи. Когда шло разбирательство, выяснилось, что на ней было около 250 эпизодов с мошенничеством", - сообщил Хазраиль Кидакоев.
Дополнение редакции от 11.05 13:35. Кидакоев позже уточнил свои слова, приведенные в этом абзаце, следующим образом:
"Говорили, что Лямова и раньше привлекалась по подобным делам. Называли даже масштабы деятельности, говорили об около 250 эпизодах. Но все это слухи. Об этом я узнал со слов Саиды Ачех. К Лямовой я лично отношение не имел, но, отмечу, что она давала правдивые показания, соответствующие материалам дела".
Сама Марият Лямова в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" информацию о таком числе эпизодов решительно опровергла. "О каких 250 эпизодах идет речь? Это неверная информация. 250 эпизодов - это даже для Москвы большая редкость", - сказала Марият Лямова.
По самому делу давать комментарий она отказалась.
"Для погашения долгов я начал продавать свое имущество"
Вместе с тем Ачех и Лямова по делу о махинациях с землей проходили как свидетели, а не как обвиняемые, признает предприниматель.
"В этом постановлении суда (по уголовному делу в отношении Раисы Чемсо. - Прим. "Кавказского узла") была установлена вся эта цепочка. Как от меня деньги шли к организатору аферы Раисе Чемсо. Но Майкопский суд не привлек их (Марият Лямову и Саиду Ачех. – Прим. "Кавказского узла") к ответственности. Они прошли по делу, как свидетели. Я писал о своем несогласии с этим, доказательств вины их было предостаточно, но суд ничего этого не учел", - продолжил Кидакоев.
Для того чтобы расплатиться с долгами, предпринимателю пришлось продавать свое имущество. "Все что получал, я отдавал тем, кого втянул в эту историю. А то получается, что люди мне доверили, а я подвел, хотя даже расписок не было никаких. Взял кредиты на сумму почти 6 миллионов рублей", - говорит Хазраиль Кидакоев. При этом он утверждает, что ежемесячно в банк ему приходится отдавать по 200 тысяч рублей.
По словам предпринимателя, Лямова и Чемсо по частям вернули ему 1 миллион 655 тысяч рублей, которые он сразу отдал другим потерпевшим.
Саида Ачех, по информации Хазраиля Кидакоева, из 8 миллионов 705 тысяч рублей в качестве вознаграждения за посреднические услуги получила 5 миллионов 565 рублей, из которых 600 тысяч вернула Кидакоеву, а 4 миллиона 965 тысяч рублей присвоила. Приводя эти цифры, предприниматель ссылается на постановлении Майкопского городского суда от 22 декабря 2009 года.
"Верховный суд Адыгеи удовлетворил все наши требования"
Решение Верховного суда Адыгеи об удовлетворении иска предпринимателя сторона обвинения еще не получила, говорит адвокат Павел Сергеев, представлявший интересы Кидакоева.
"Решение суда я еще не видел, так как на его изготовление уходит время. И мы его получим, наверное, через неделю, не раньше", - отмечает адвокат.
В ходе заседания суда, по его словам, была оглашена результативная часть по делу. "В декабре прошлого года мой подзащитный обращался в Майкопский горсуд с требованием о взыскании с ответчицы Саиды Ачех незаконного обогащения в размере около пяти миллионов рублей. Но суд нам отказал, посчитав, что доказательств у нас недостаточно. Хотя, доказывать, собственно говоря, было нечего, так как ранее уже было уголовное дело (возбужденное в отношении Раисы Чемсо. – Прим. "Кавказского узла"), но там она прошла как свидетель, и ее не привлекли к уголовной ответственности», - поясняет Сергеев.
В ходе расследования уголовного дела было установлено, что часть денег, полученных обманным путем, Саида Ачех оставляла себе, утверждает представитель истца.
"Суд установил, что деньги она получала, но посчитал, что доказательств недостаточно и отказал нам в исковых требованиях. Мы обжаловали это решение в вышестоящей инстанции, Верховный суд удовлетворил все наши требования", - говорит адвокат.
Несмотря на выигранное дело, Хазраиль Кидакоев сомневается, что сможет вернуть свои деньги. "Насколько я знаю, Саида Ачех активно переоформляет свое имущество. И, скорее всего, на стадии исполнительного производства окажется, что на ней нет ничего. Главное, что мы это дело все же выиграли. И теперь можно сказать, что если сильно постараться, то все же можно отстоять в суде свои права", - отмечает предприниматель.
Дополнение редакции от 11.05: Адвокат Коллегии адвокатов Москвы Андрей Маркашев, хорошо знакомый с материалами данного дела и присутствовавший на процессе в Майкопском городском суде, уточнил некоторые его детали.
"Мы не ожидали, что будет такое решение суда. Могу сказать, что в данном случае маленький шажок в деле борьбы с той же самой коррупцией был сделан - Верховный суд Адыгеи признал требования Кидакоева к Ачех. На этот раз судьи решились высказать объективное мнение. И теперь предыдущие решения по делам Ачех должны быть аннулированы. Главное, чтобы теперь все материалы были дорасследованы и доведены до суда", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Маркашев.
Он указывает, что Хазраиль Кидакоев уже на протяжении нескольких лет отстаивает свою позицию. "И, хотя достоверной информации у нас нет, но давление некоего административного ресурса чувствовалось на протяжении всего дела – как раз об этом говорит и то, что Кидакоеву отказали 6 марта в Майкопском горсуде по иску о необоснованном обогащении к Саиде Ачех. А до этого отказывали в возбуждении уголовного дела в отношении Ачех за дачу ложных показаний. Ведь она в суде отрицала, что брала деньги", - поясняет Маркашев.
По его словам, во вступившем в законную силу Постановлении суда по Раисе Чемсо от 22 декабря 2009 года, "связь Ачех с деньгами была доказана". "Значит, она давала ложные показания. В том Постановлении четко расписано, кто, сколько и куда отдавал денег. Несмотря на это, суд отказал в возбуждении и уголовного дела, и в иске о неосновательном обогащении Ачех", - отмечает адвокат.
Адвокат ответчицы намерен обжаловать решение Верховного суда Адыгеи
Связаться с Саидой Ачех корреспонденту "Кавказского узла" не удалось, но в материалах дела озвучена позиция ответчицы по делу, а также ее представителя. Они заявляют, что не согласны с требованиями Хазраиля Кидакоева и возражают против иска.
"Ответчица и ее представитель против иска возражали, просили отказать", - говорится в материалах по делу. Это требование Саида Ачех и ее адвокат основывают на том, что факт передачи денег ей Кидакоевым так и не был доказан, а также на том, что Кидакоев упустил сроки давности по делу.
"Решение суда еще не вышло. Мы будем обжаловать его", - заявил адвокат Саиды Ачех Игорь Санин в интервью корреспонденту "Кавказского узла".
По его словам, решение Верховного суда Адыгеи будет обжаловано в кассационной инстанции. "О деталях процесса говорить еще рано, будем ждать выхода решения, после чего нам еще предстоит заключение соглашения с клиентом о дальнейшем представлении ее интересов", - уточнил адвокат.
Комментариями представителей Верховного суда Адыгеи относительно информации об удовлетворении иска предпринимателя Хазраиля Кидакоева "Кавказский узел" пока не располагает.
Дополнение редакции от 11.05: 11 мая на сайте Верховного суда Адыгеи появилась информация, что решение Майкопского горсуда об отказе в удовлетворении иска Кидакоева к Ачех о взыскании денежной суммы вследствие неосновательного обогащения отменено полностью с вынесением нового решения.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в 2007 году прокуратура Майкопа обратила внимание на махинации с землей. По данным надзорного ведомства, мошенники, используя неразвитость правовой базы, неподготовленность населения и части местного менеджмента к работе в новых условиях, делают ставку на захват предприятий, инфраструктуры, и, прежде всего, земли, для чего налаживают коррупционные связи, используют всякого рода незаконные схемы.