ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Астрахани 23 мая на заседании суда по иску экс-кандидата на должность мэра города Олега Шеина продолжился допрос свидетелей истца. Представитель ответчика - горизбиркома - сообщил, что по Ленинскому району не будет заявлять свидетелей.
Напомним, 20 апреля Кировский районный суд Астрахани провел первые собеседования со сторонами по иску Шеина об отмене итогов выборов мэра Астрахани 4 марта. Перед подачей иска в суд команда Олега Шеина заявила, что ожидает подтверждения нарушений не менее чем на 120 из 202 избирательных участков. 21 мая суд закончил рассматривать документы, видео, а также показания свидетелей в связи с ходом голосования и процедурой подсчета голосов в участковых избирательных комиссиях Кировского района Астрахани.
На заседании 23 мая Олег Шеин ходатайствовал о допросе свидетелей с УИК433, 445, 448, 450, 465, 469, 473-477. Ответчик с вызовом свидетелей согласился, кроме УИК 473.
Суд удовлетворил ходатайство, кроме допроса свидетеля с УИК 473. Как раз на этом УИКе, по оценке Шеина, были "наиболее яркие фальсификации", передает корреспондент "Кавказского узла".
Свидетель Матвеева сообщила, что итогового заседания УИК не было
Допрошенная свидетель Матвеева, член УИК 448 с правом решающего голоса, показала, что на участке веб-камера была установлена неправильно, жалоба в прокуратуру ничего не дала – пришлось передвинуть столы под камеру.
Неиспользованные бюллетени не гасились, их количество не оглашалось. Данные в увеличенный протокол (форма протокола, представленная на стене в избирательном участке. - Прим. "Кавказский узел") заносились без оглашения, - заявила свидетель.
Матвеева также добавила, что подсчет проводился методом загибания уголка, одновременно несколькими членами комиссии. Итоговый протокол заполнили только в конце, итогового заседания не было. Результаты не оглашались, на веб-камеру не демонстрировались.
Свидетель Тайпакова рассказала о запрете приближаться наблюдателям
Председатель комиссии распределил, "кто кого будет считать", сообщила член УИК 445 с правом решающего голоса Тайпакова.
Она добавила, что председатель запретил наблюдателям приближаться менее чем на метр. Подсчет проводился методом загиба уголка, одновременно за всех кандидатов.
Свидетель требовала пересчета по всем кандидатам, так как в стопке за Столярова видела бюллетени за Шеина. Комиссия требованию "агрессивно отказала", упаковали бюллетени за Столярова.
По словам свидетеля, удалили наблюдателя от КПРФ, так как председателю показалось, что тот приблизился к столу слишком близко (менее чем на 1 метр).
Итоговое заседание не проводилось, заключила свидетель.
Свидетель Буянская заявила, что на УИК 450 был вброс
Свидетель с УИК 450 Буянская рассказала, что столы были вне зоны видимости веб-камер, она просила их передвинуть, но получила отказ.
В течение дня, по оценке свидетеля, было множество нарушений, включая вброс, поэтому на участок приехала группа СК РФ. Наблюдателей отгоняли от столов, кроме наблюдателей от "Единой России", которые загораживали обзор.
Сортировка, сообщила свидетель, велась следующим образом: часть бюллетеней не переворачивалась (отметками вниз), после требований – стали переворачивать, но рассортированные обратно не вернули. Подсчет велся загибом уголка, одновременно за всех, отметки не показывались и не оглашались, возможности видеть отметки у наблюдателей не было.
На требование демонстрировать отметки комиссия ответила отказом, бюллетени за Шеина кидали к бюллетеням за Столярова, заявила свидетель.
По ее словам, она требовала пересчета, при этом директор школы, где расположился УИК (не председатель комиссии) отказала. Увеличенная версия протокола заполнялась не поэтапно.
Свидетель Ермаков утверждает, что в пачке Столярова были бюллетени других кандидатов
Наблюдателей не подпускали к столу, они расположились на расстоянии около трех метров, сообщил наблюдатель с УИК 465 Ермаков.
Члены комиссии с правом решающего голоса стояли вокруг стола. Сортировка велась одновременно всеми членами комиссии, говорили хором, отметки не демонстрировали. Подсчет велся загибом уголка, его проводил только председатель. В пачке за Столярова были бюллетени и за других кандидатов (не только за Шеина), сообщил Ермаков.
На замечания наблюдателей реакции не было. Во время подсчета были перерывы "на перекур". Повторного подсчета не было, недействительных бюллетеней не было, итоговый протокол не получал, заявил свидетель.
Свидетель Павельев сообщил, что неиспользованные бюллетени погасили после неоднократных требований
Расстояние от наблюдателей до столов составляло около шести метров, доступ к столам отгорожен стульями и сотрудниками полиции, члены комиссии столпились вокруг стола, видеть отметки наблюдатели не могли, сообщил наблюдатель с УИК 477 .
Неиспользованные бюллетени погасили после неоднократных требований, добавил Павельев.
По словам наблюдателя, сортировал и оглашал бюллетени председатель, но отметки не демонстрировал. Подсчет велся одновременно за всех, методом загиба уголка, перекладыванием, отметки оглашались.
Подсчитывали три раза, первый подсчет - победил Шеин; второй подсчет – победил Шеин. Затем председатель с помощником удалились, вернулись, пересчитали – победил Столяров, рассказал о ходе подсчета наблюдатель.
Неоднократные требования пересчета за Столярова комиссия проигнорировала. Итогового заседания не было. Видео- и фотосъемку председатель запретил, рассказал свидетель.
"Наблюдатели поправляли членов комиссии, когда те допускали ошибки в процедуре – их удаляли по голосованию, без подтверждения какой-либо статьей. Была коллективная жалоба (не могли подойти, видеть), ее приняли – ответа не последовало, на итоговом заседании ее не рассматривали", - указал Павельев.
Свидетель Соколова заявила, что из бюллетеней за Столярова вынимали бюллетени за Шеина
Член комиссии с правом решающего голоса на УИК 476 Соколова сообщила, что комиссия стояла вокруг столов по два человека в ряд. Наблюдатели находились в 4-5 метрах от столов по требованию председателя комиссии.
Сортировал председатель, отметки оглашались, сортировал по-разному: показывая отметку, не показывая отметку, но наблюдатели их все равно увидеть не могли, рассказала свидетель.
Наблюдатели пытались подойти, но им препятствовали. Подсчет велся одновременно, загибом уголка, в быстром темпе. Итогового заседания не было, добавила Соколова.
Она требовала дать ей пересчитать бюллетени за Столярова, поскольку несколько раз из бюллетеней за Столярова вынимали бюллетени за Шеина. Требования проигнорировали, но дали пересчитать члену комиссии от ЛДПР. Тот пересчитал – оказалось, что комиссия посчитала верно. Написала жалобу Шеину, поскольку, по словам свидетеля, "не знала, что можно по-другому".
Свидетель Асбаров рассказал, что председатель брал сразу несколько бюллетеней и демонстрировал их одновременно
Неиспользованные бюллетени не гасились, комиссия стояла вокруг стола, наблюдатели на расстоянии 5-6 метров, доступ к столам блокировал директор школы, в которой расположился УИК, сообщил наблюдатель от "Справедливой России" на УИК 475 Асбаров.
Сортировал бюллетени председатель, вначале не оглашая и не демонстрируя отметки. Включив видеозапись на смартфоне, наблюдатель вынудил председателя начать оглашать и демонстрировать, рассказал свидетель.
Председатель брал сразу несколько бюллетеней, демонстрировал одновременно. Подсчет велся одновременно, методом загиба уголка. Требовал пересчитать – отказали без объяснения, написал жалобу, комиссия ее не рассмотрела, итогового заседания не было, заявил Асбаров.
Свидетель Ворох сообщил, что его удалили с УИК
Наблюдатель от "Справедливой России" на УИК 433 Ворох показал, что столы стояли далеко от веб-камер, передвигать их председатель отказался.
Наблюдателей не подпускали к столам ближе, чем на 1,5 метра люди спортивного телосложения, отпихивали. Представились журналистами газеты "Горожанин", наблюдателями от Путина и "Единой России". Председатель такое поведение не комментировала, сообщил свидетель.
Комиссия стояла плотно вокруг стола, отметки было не видно. Сортировку вел председатель, загибая уголки, отметкой вниз, не оглашая. В пачку за Столярова клал сразу несколько бюллетеней. Наблюдатель потребовал пересчета, поскольку в пачку за Столярова бросали бюллетени за Шеина, однако требование проигнорировали. Вороха удалили с помощью полиции, поскольку, по определению комиссии, он "мешал подсчету голосов". Акт о нарушении, жалобу не писал, рассказал Ворох.
Свидетель Силкин рассказал, что наблюдателям запретили подходить к столам под грозой удаления
Неиспользованные бюллетени гасили, но количество не оглашали. Увеличенного протокола по выборам мэра не было. Список избирателей не убирался в сейф, сообщил член комиссии УИК 474 с правом решающего голоса Силкин.
Комиссия сидела вдоль стола с одной стороны, наблюдатели – с другой стороны, на расстоянии примерно семи метров, около стены. Вставать и подходить к столу председатель комиссии запретил, угрожая в противном случае удалить с участка, рассказал Силкин.
Сортировка проходила быстро, отметки не демонстрировались. Подсчет велся загибом уголка, отметки не оглашались и не демонстрировались. Когда свидетель потребовал пересчитать, его удалили. Итогового заседания не было, заключил Силкин.
По словам свидетеля Дьяконовой, подсчет закончили к 7.00 следующего дня
Член комиссии с правом решающего голоса УИК 469 Дьяконова, рассказала, что закончили подсчет только к 7:00 5 марта. Председатель отгоняла наблюдателей, затягивала время изучением законов, распределяла - кто будет считать, как будет считать, заявила свидетель.
В увеличенную копию протокола никакие данные не вносились. Получила заверенную копию протокола в 6.04, в которой значились сведения: Шеин – 604, Столяров – 401.
Допрошенная в суде свидетель Евгения Зариньш, присутствовавшая на этом же участке, заявила, что сортировку и подсчет вели правильно, по итогам подсчета на участке были оглашены следующие результаты: Шеин – 603, Столяров – 401. При этом на сайте облизбиркома оказались представлены другие цифры: Шеин – 401, Столяров – 603.
В ходе заседания ответчик выступил с ходатайством приобщить к делу подлинники протоколов по УИКам, ТИКам, сводным графикам по Ленинскому району (некоторые протоколы подписаны не всеми). Суд ходатайство удовлетворил.
На предложение заслушать свидетелей со стороны ответчика представитель горизбиркома Летягина сказала, что по Ленинскому району не будет заявлять свидетелей.
"Против наших свидетелей в этом районе не выступит никто. Я не удивлен. Видео показало, что из 40 свидетелей мэрии по Кировскому району лгали под присягой 30 (остальные в массе своей ничего не помнили или даже местами говорили правду)", - написал в своем блоге Олег Шеин.
Со стороны Шеина поступило ходатайство о приобщении к делу актов и жалоб наблюдателей по поводу отказов в пересчете, вбросам, причем некоторые подкреплены видеозаписями. Представитель ответчика с ходатайством по ряду документов не согласился. Суд постановил удовлетворить ходатайство в полном объеме.
В заседании объявлен перерыв до 10 утра 24 мая.
Как сообщал "Кавказский узел", с 15 марта в Астрахани в знак протеста против итогов муниципальных выборов 4 марта проходила голодовка сторонников экс-кандидата в мэры города, лидера региональных "эсеров" Олега Шеина. Голодовка была прекращена после того, как 20 апреля ЦИК признала факты нарушений на выборах, а 24 апреля были освобождены все задержанные на акциях в поддержку голодающих.