ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане разработаны поправки в ряд законов страны, предусматривающие ограничения на получение информации. Одним из предлагаемых нововведений является включение в категорию сведений, не подлежащих огласке, информации о собственниках юридических лиц.
В частности, подготовлены законопроекты об изменениях и дополнениях в законы "О получении информации", "О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре" и "О коммерческой тайне".
Эксперты гражданского общества усматривают в этом ограничение конституционного права граждан на информацию, воспрепятствование журналистским расследованиям, нарушение страной своих международных обязательств по повышению прозрачности и борьбе с коррупцией.
Один из законопроектов об изменениях и дополнениях в закон "О получении информации" 1 июня был обсужден на заседании комитета Национального собрания (НС) по правовой политике и вопросам госстроительства и рекомендован на рассмотрение пленарного собрания парламента.
Глава указанного комитета Али Гусейнли мотивировал разработку поправок необходимостью привидения законодательства в соответствие со внесенными на референдуме 2009 года изменениями в Конституцию.
Кроме того, как отметил Гусейнли, "отсутствие в законодательстве ограничений на получение информации нередко приводит к злоупотреблениям".
На его взгляд, поправки в законодательство определят четкие рамки права на получение информации.
Согласно проекту поправок в закон "О получении информации", разрешение на получение информации предоставляется в случаях, если запрашиваемая информация "не противоречит национальным интересам Азербайджана в политической, экономической и военной сферах, интересам финансово-кредитной и валютной политики, охране общественного порядка, здоровья и нравственности людей, не затрагивает права и свободы других людей, не наносит ущерб коммерческим и иным интересам, а также авторитету и беспристрастности суда".
Поправки в закон "О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре" нацелены на ограничение доступа к информации об учредителях коммерческих юридических лиц.
Согласно предлагаемым нововведениям, информация об учредителях юридических лиц и их доле в уставном капитале может быть предоставлена только на основании запроса судебных, следственных органов, субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Кроме того, такая информация может запрашиваться органам финансового мониторинга в случаях предусмотренным законом "О борьбе с легализацией денежных средств или другого имущества, приобретенного преступным путем, и финансированием терроризма".
Во всех остальных случаях третьим лицам информация об учредителях юридических лиц с государственного реестра может быть предоставлена только с согласия лица, в отношении которого запрашивается информация.
Соответствующие поправки предлагаются в закон "О коммерческой тайне", которые также гарантируют конфиденциальность сведений о собственниках юридических лиц.
По мнению директора Института права медиа (ИПМ) Рашида Гаджилы, предлагаемые поправки носят реакционный характер и направлены на ограничение права граждан на информацию.
"В пункте 2 статьи 10 Европейской конвенции по правам человека говорится, что свобода выражений может ограничиваться в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья людей и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Все это уже отражено в азербайджанском законодательстве. Распространение же ограничений на информацию экономического характера, и в частности сведений об учредителях компаний противоречит интересам прозрачности", - сказал директор ИПМ Гаджилы.
Предлагаемые поправки в закон "О государственной регистрации юридических лиц и государственном реестре" фактически превращают сведения о владельцах коммерческих структур в закрытую для общества информацию, добавил он.
"Однако информация о собственниках юридического лица важна с точки зрения борьбы с коррупцией. Граждане лишаются общественного контроля над вопросами связей чиновников с бизнес-структурами. В новой редакции закон будет формировать благодатную почву для конфликта интересов, когда чиновники комфортно создают через родственников бизнес-структуры в сферах, находящихся в ведении руководимых ими ведомств", - отметил Гаджилы.
На его взгляд, нововведения в законодательстве затруднят проведение журналистских расследований.
"Подобные новшества вызовут большой резонанс в мире и нанесут урон имиджу Азербайджана. В то время, как местная и международная демократическая общественности уже годы ждет принятия закона о диффамации, отменяющей уголовное наказание за клевету, власти принимают закон, еще более ухудшающий правовую среду для деятельности журналистов", - сказал Гаджилы.
По мнению эксперта в области права медиа американской организации по гуманитарному сотрудничеству İREX Алескера Мамедли, "содержание в тайне данных государственного реестра о собственниках компаний является невиданным явлением в мировой практике".
"Закон будет служить интересам монополистов, которые легко будут скрывать свои монопольные позиции в секторах экономики. Правительство с одной стороны громогласно декларирует переход к электронному правительству – транспартентности, с другой стороны - предпринимает шаги, чтобы предотвратить эту прозрачность. Это регрессивный закон, отодвигающий страну от европейской семьи", - констатировал Мамедли.
На его взгляд, даже в случае если поправки будут приняты в законодательство, их жизнь будет недолговечной, поскольку Европейский суд по правам человека все равно признает их неправомерными.
"Развитие общества - в свободе, ограничивая свободу информацию, власти отбрасывают общество назад", - полагает Мамедли.
В ближайшие дни руководители ведущих СМИ и НПО страны намерены провести обсуждения с целью выработки совместных мер по противодействию принятия парламентом указанных поправок в законодательство.
Власти пока никак не комментируют заявления представителей гражданского общества и местных СМИ.
Отметим, что ситуация со свободой прессы в Азербайджане не раз вызывала критику международных организаций.
Напомним, в распространенном 1 мая докладе неправительственной организации Freedom House о ситуации в мире со свободой слова за 2011 год Азербайджан оказался на 172 месте среди 197 стран. Согласно докладу, Азербайджан, Армения и РФ относятся к странам с "несвободной прессой", а Грузия получила статус страны с "частично свободной прессой".
По данным международной организации в защиту прессы "Репортеры без границ" (РБГ) Азербайджан оказался на 162 месте в "Индексе свободы прессы 2011-2012". Традиционный доклад РБГ был обнародован 25 января. Всего в рейтинге представлены 179 стран, которые отсортированы по мере ухудшения ситуации со свободой прессы. По сравнению с отчетом за 2010 год Азербайджан опустился на десять позиций.