ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Несовершенство законов и нежелание собственников объектов культурного наследия инвестировать средства в реконструкцию и реставрацию памятников архитектуры приводят к их разрушению, заявил директор областного автономного учреждения "Государственное научно-производственное учреждение "Наследие" (АУ АО ГНПУ "Наследие") Министерства культуры Астраханской области Алексей Агеев.
В центре Астрахани, по данным Алексея Агеева, сохранилось около 470 объектов культурного наследия. Из них большая часть находится в плохом состоянии, поскольку многие из памятников архитектуры находятся в собственности граждан.
"С таким фондом тяжело работать, тяжело пробивать финансирование"
"Мониторинг показал, что порядка 70% объектов культурного наследия в центральной части города нуждаются в проведении ремонтных реставрационных работ. И это мы говорим только о внешнем виде. Желательно решать проблемы комплексным подходом всех уровней власти и собственников, и бюджета", - отметил Алексей Агеев.
В объектах культурного наследия имеются приватизированные квартиры. По словам специалиста, с "таким фондом тяжело работать, тяжело пробивать финансирование".
Агеев пояснил, что согласно федеральному закону об объектах культурного наследия, собственник несет бремя содержания объекта или части объекта.
"Естественно, от собственника это добиться тяжело. Но государственным органом охраны памятников ведется работа по устранению нарушений, по устранению самовольного ведения работ на объектах культурного наследия", - сказал он.
"Нам в первую очередь должны выделять средства на ремонт здания"
Типичным для Астрахани примером плохого состояния памятников архитектуры является Персидское торговое подворье - уникальный объект культурного наследия XVIII века. 60 семей сейчас проживают в квартирах, расположенных в подворье. Большая их часть приватизирована.
Полуподвальные помещения подворья арендуют кафе и бары. Арендную плату получает мэрия города. Недавно отреставрированный внешний фасад подворья скрывает его внутреннюю ветхость.
По словам директора управляющей компании ООО ПКФ "Баса" Сергея Акопяна, кровля, инженерные сети и внутренний фасад здания Персидского торгового подворья имеет от 50% до 70% износа. Особую обеспокоенность директора управляющей компании вызывает электропроводка.
"Два возгорания у нас было. С ужасом жду летнюю жару, когда у жильцов и арендаторов в полную силу начнут работать кондиционеры и сплит-системы", - сказал Акопян.
Проживающая в доме пенсионерка Анна Курганова показала корреспонденту "Кавказского узла" пятна на потолках и трещины на стенах ее квартиры. Женщина рассказала, что в прошлом году прорвало трубы отопления, которые проходят по чердаку. Многие квартиры залило горячей водой.
В образовании трещин на стенах дома пенсионерка винит арендаторов, которые "снесли несущий свод в полуподвальном помещении здания".
В то же время Сергей Акопян утверждает, что поставленные инженерами "маячки" не фиксируют расширение трещин, а причина их образования кроется не в сносе несущей стены, а в подмывании грунта водой, поступающей во время порывов из изношенной внешней системы отопления.
В центральных районах Астрахани грунтовые воды подтапливают дворы и дома местных жителей, причиной этого стали изношенные инженерные коммуникации, отсутствие "ливневок" и близость к поверхности грунтовых вод.
Пенсионерка Анна Курганова обратилась с письмом в управление по коммунальному строительству и ЖКХ администрации Астрахани с просьбой разобраться почему арендная плата хозяев организаций, расположенных в полуподвальных помещениях подворья, не идет на ремонт здания.
В ответ из этого учреждения отмечается, что все доходы, поступающие в бюджет от сдачи в аренду этого имущества, расходуются на социальные программы.
"Я записана на прием к мэру. Надеюсь, что он разберется с этими отписками, которые мне дали", - сказала Анна Курганова.
"За объект культурного наследия отвечает собственник"
Неудачей закончилась для жильцов подворья и попытка участия в программе капитального ремонта дома в рамках федерального закона №185, рассказал Сергей Акопян. Многие жильцы просто не смогли внести требуемый взнос.
Позже оказалось, что несовершенство законов в отношении памятников архитектуры вообще не дает им права участия в этой программе.
"В целом отвечает за объект культурного наследия собственник. Собственником (Персидского торгового подворья - прим. "Кавказского узла") в данном случае является город Астрахань. А внутри объекта помещениями владеют уже либо жильцы, либо юридические лица, и естественно, бремя содержания объектов ложится и на них", -пояснил Агеев.
Директор "Наследия" также признал, что "состояние части этого здания является неудовлетворительной". "Конечно, хотелось, чтобы и городские власти, и собственники помещений принимали в этом (организации капитального ремонта - прим. "Кавказского узла") участие, поскольку вместе решить вопрос гораздо легче", - сказал Алексей Агеев.
Он привел два положительных примера взаимодействия собственников и инвесторов в организации реставрационных работ на объектах культурного наследия.
В частности, на улице Адмиралтейской, 47 недавно открылся банк. Частный инвестор отселил жильцов, вложил средства, провел комплекс реставрационных работ с приспособлением объекта под его современное использование в качестве банка.
Большой проект реализует такой крупный инвестор, как "Газпром". Во взаимодействии с областными властями "Газпром" провел реконструкцию с реставрацией улицы Никольской, сообщил Агеев.
Комплекс работ включал в себя реконструкцию сетей, тротуаров, проезжей части и реставрацию фасадов объектов культурного наследия, которые расположены на этой улице.
Ранее "Кавказский узел" сообщал о том, что в Астрахани существует проблема с переселенцами из ветхого жилья. Новые квартиры администрация не разрешает приватизировать, поэтому переселенные в них жители отказываются выписываться из своего прежнего жилья. С этим горожане связывают масштабные поджоги ветхих частных домов, из которых были переселены жильцы в новые квартиры.