06:36 / 17.06.2012Общественная палата Кабардино-Балкарии обсудила состояние национальных языков в республике

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Кабардинский и балкарский языки отнесены ЮНЕСКО к категории уязвимых языков, дети горожан не знают родного языка, заявил член Российской академии естественных наук Магомед Апшаев в ходе «круглого стола» «О состоянии и перспективах дальнейшего развития национальных языков» в Общественной палате КБР. 

Проблема обучения родным языкам должна быть проблемой государства

Руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков убежден, что проблема обучения родным языкам должна быть проблемой государства и пока этого не будет, ситуация не изменится.

Он напомнил, что в 1990-х годах в КБР были открыты классы, где преподавание велось на родных языках, сейчас они в основном закрыты. Часы кабардинского и балкарского языков в школах сокращены на 20 процентов, сокращены тиражи книг на национальных языках, добавил он. По его данным, на факультет кабардинской филологии принимают ограниченное количество студентов – 10-15 человек.

Если родители не хотят учить детей родному языку, значит, директор - не на месте

«Приводят аргументы, что якобы после начальной школы на родном языке дети не понимают естественные науки в средних классах. Я могу привести в пример Абхазию, где обучение в начальных классах ведется на родном языке, при этом она занимает одно из первых мест по количеству людей с высшим образованием», - сказал Хатажуков.

По его данным, чиновники противодействовали введению обучения на родном языке, убеждая родителей, что дети в этом случае останутся без образования.

«Если родители не хотят учить детей родному языку, значит, директор - не на месте», - считает Хатажуков.

Профессор Кабардино-Балкарского государственного университета (КБГУ) Хазеша Таов, отвечая на реплику Хатажукова о сокращении приема на отделение кабардинской филологии, привел цифры: на первом курсе факультета обучается 26, на втором - 27, на третьем -28 студентов и на четвертом тоже – 28. По его словам, факультет имеет как бакалавриат, так и магистратуру.

«Кроме этого национальные языки на первом курсе изучают все студенты КБГУ», - отметил профессор.

Он пояснил, что раньше на факультете получали две специальности – «русский язык и литература» и «кабардинский язык и литература». Сейчас, в соответствии с образовательным стандартом, специальность осталась одна – кабардинский язык и литература. «Это привело к сокращению числа желающих учиться на данном отделении», - отметил Таов.

Состояние национальных языков нужно изучить

Муаед Чеченов, член Координационного совета адыгских общественных организаций, считает, что необходимо организовать «всеобъемлющие научные исследования по изучению состояния национальных языков».

По его мнению, проблема с национальными языками усугубилась с 2006 года, когда, в соответствии с Концепцией национально-образовательной политики РФ, из образовательных стандартов был исключен национально-региональный компонент. «Хотя и до этого только 15 процентов учебного времени уделялось преподаванию родных языков», - отметил он.

Чеченов предложил записать в рекомендации «круглого стола» необходимость ведения на родных языках делопроизводства и даже заседаний парламента. Модератор мероприятия Магомед Апшаев возразил ему, напомнив о трехсубъектности республики, что, по его мнению, исключает возможность ведения заседаний парламента и других официальных мероприятий на родных языках.

Людям надо внушать, что языки – это творение Бога

Директор Кабардино-Балкарского Института гуманитарных исследований (КБИГИ) Баразби Бгажноков предложил создать комиссию по нормированию родных языков. По его мнению, преподавание на родном языке необходимо вести в начальных школах, «и даже до седьмого класса». Он привел в пример Татарстан, где преподавание на родном языке ведется до 11 класса.

По его мнению, преподавателям национальных языков необходимо вернуть надбавки к зарплате, для привлечения к этой профессии. «Возрождение родных языков – дорогостоящее занятие, но оно того стоит», - сказал Бгажноков.

Возрождение родных языков – дорогостоящее занятие, но оно того стоит

Бгажноков также предложил использовать духовный рычаг. «Людям надо внушать, что языки – это творение Бога. И если человек не сохранил свой язык и не передал его детям, Всевышний спросит с него за это», - отметил директор института.

Комментируя выступление Бгажнокова, Магомед Апшаев выразил опасения, что введение обучения на родных языках в начальной школе и тем более до седьмого класса, может вызвать отток русскоязычного населения из республики. 

«Мы многонациональная республика и этим гордимся. Невозможно насильно заставить учить национальные языки. Я даже не уверен, что все кабардинцы и балкарцы захотят, чтобы их дети проходили обучение на родных языках», - сказал он.

Мы многонациональная республика и этим гордимся. Невозможно насильно заставить учить национальные языки.

Бгажноков ответил, что и у кабардинцев, и балкарцев должен быть выбор. «И если они не хотят обучать своих детей на родном языке, пусть отдают их в русскую школу, но им нужно объяснить, чем чреват этот выбор», - считает директор КБИГИ. Бгажноков отметил, что «с центра никакого давления нет. Это наша собственная безалаберность». «Мы стремились учить русский язык и забыли о своем», - подчеркнул он.

Редактор газеты «Горянка» Зарина Канукова обратила внимание на то, что сокращается число преподавателей родных языков, что приведет к тому, что «скоро их не будет». Она сообщила, что в Нальчикском педагогическом колледже отменен набор на отделение родных языков.

Она также заявила, что не хотела бы остаться последним литератором, пишущим на родном языке стихи. «А такая опасность существует», - заключила журналист.

Гражданское общество должно не просить власть, а требовать от нее решения проблемы родных языков

Профессор Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии Асхат Зумакулов считает, что все законы, принятые в республике для сохранения и развития родных языков носят декларативный характер, потом что не обеспечены финансами.

«Гражданское общество должно не просить власть, а требовать от нее решения проблемы родных языков», - считает Зумакулов.

Общество исходит из практических потребностей

Председатель правления Союза писателей КБР Хачим Кауфов сказал, что не считает ситуацию с родными языками столь пессимистичной. «Общество исходит из практических потребностей», - считает Кауфов.

По его словам, «что бы ни говорили, все равно предметы будут на русском языке». В частности, он считает, что если бы он учил в школе физику на кабардинском языке, вряд ли смог при желании поступить на физический факультет.

По мнению Кауфова, ресурсы надо сосредоточить «на правильном употреблении языка», развивать стилистику.

«То, что кабардинский и балкарский языки признаны государственными наравне с русским, свидетельствует лишь о том, что государство не устанавливает привилегию только одного языка. Формально. Как это осуществить на практике – дело каждого», - пояснил он.

Ресурсы надо сосредоточить на правильном употреблении языка

Кауфов предложил провести исследования по социолингвистической ситуации в республике: кто на каком языке говорит, ввести для все изданий единые орфографические правила, создать терминологическую комиссию.

Он также считает, что все разговоры об изменении кабардинского алфавита, его унификации необходимо прекратить, ибо, «если это произойдет, все, что было написано до сих пор, придется выбросить».

Начальник отдела Министерства народного образования Ирина Темрокова сообщила, что за счет родных языков в школе был введен третий час физкультуры. Однако в республике сокращения учебных часов по родным языкам не произошло, заявила она, так как этот план носил рекомендательный характер.

В ходе обсуждения выяснилось, что в Нальчикских школах все же были сокращены часы родных языков.

По итогам работы «круглого стола» принят целый ряд рекомендаций в адрес правительства , парламента и прокуратуры республики, направленных на возрождение национальных языков. Принято также обращение к главе республики о принятии действенных мер по поддержке национальных языков КБР.

Автор:Луиза Оразаева
17.06.2012 в 19:16siminer

Интересно на какую больную мозоль вам наступил Хатажуков, что вы на него реагируете как бык на красную тряпку...

17.06.2012 в 18:09gaiska

дома если бы говорили на языке, все бы было в порядке......родной нельзя учить ....на нем нужно с младенчества говорить........ну и поддержка как отмечено выше тобой то бишь сказки, книжки, фильмы и др......

17.06.2012 в 12:11Alik07

Что ораторы паникуют!?!? Не нужно ни за кого жить, ничего никому навязывать. Есть масса семей которые "плевали" на установленные нормо часы родного языка в школах и ВУЗах, на все исследования ученых и пустой треп псевдоправозащитников. Ничто и никто им не мешает в своих собственных семьях чтить национальные обычаи, беречь и учить младших своему родному языку. И это у них получается без помощи вечно негативно настроенных "болтунов". Этот псевдоправозащитничек осточертел уже со своим негативом, хоть бы где-нибудь выступил и чему-нибудь порадовался... "Если родители не хотят учить детей родному языку, значит, директор - не на месте"... БРЕДЯТИНА! А если полисы продолжают пытать, значит ты не на своем месте!?!?! 

17.06.2012 в 12:38Alik07

Да смуту вносят эти "ораторы". Пусть каждый за своей семьей следит, а не навязывает кому-то что-то. Знаю семью адыгов, живущих в США, лучше местных разговаривают, и самое главное ПИШУТ на родном. ПсевдоПЦ своей "заботой"  или "великие" научные исследования гуманитарного института что ли им помогли???!!! Лучше бы гранты свои потратили и бесплатно раздавали книжки на нац. языках, или хотя бы по одной нац. школе построили, пусть люди сами выбирают что хотят, важны им их традиции и язык или нет... Ну почему постоянно кто-то что-то навязывает, принуждает, ну никакой демократии...)))

17.06.2012 в 12:30Leх
Люди явно дилетанты в этом непростом вопросе. Есть успешный опыт уэльса, шотландии например, где количество людей, говорящих на на первый взгляд ненужных языках, при наличии под боком даже не регионального, как русский, а мирового языка, английского. Перенимайте опыт и вперед.
17.06.2012 в 13:25Alik07

Можно попробовать еще печатать школьные учебники на двух языках. Основа общий для нас русский как сейчас, а в скобках перевод на каб. или балк. На общественном транспорте вместо хаотичной рекламы, печатать изречения мудрецов на нац. языках (даже "японцам" будет интересен перевод...). Олимпиады по нац. языкам проводить и призы сделать 500 тыс. рублей (эквивалент малюсенького грантика ПЦ, не жмитесь) !!! Что бы даже "японцы" участвовали. Еще парочка стимулирующих нововведений и все... эту тему можно будет забыть как проблемную...

17.06.2012 в 17:39gaiska

а я вспомнил Аякса из фильма ТРОЯ...когда они плыли среди прочих к стенам крепости, он увидел уже достигнувших берега и вступивших в бой греков....он крикнул   ГРЕБИТЕ БЕЗДЕЛЬНИКИ ГРЕКИ ГИБНУТ....откинув одного гребца сел на его место!!!!!!!!

17.06.2012 в 17:40disр

Посадить в открытый автобус и провезти по городу, дабы получить порцию народной любви .)  В детстве болел за СССР, за нонешние сборные никогда , есть более достойные команды к которым можно испытывать симпатии.

А Гусев да, только рот раскроет, сразу появляется желание переключить на другой канал (

17.06.2012 в 18:25Leх
Поддержание и развитие языка, находящегося в агрессивном окружении это кропотливый труд, которым должны с утра до вечера заниматься специально обученные люди, плюс к этому и народ должен проявить волю и сознательность, понять, епили не будешь сам любить говорить и читать на своем языке, то через поколение твоего народа как такового не будет, будет аморфная масса бзэмыу, полуурысыбзэ, или непонятцы, вещающие на полуарабском суржике. Посиделками и словесами умными раз в год можно только фиксировать угасание этноса и языка.
17.06.2012 в 19:17siminer

Это я Алике 7

17.06.2012 в 22:30Alik07

Неужели так заметно!? )) Вы правы... Разочаровался я в нем, много тому причин и подтвержденных фактов, хотя лично от его "правозащитной" деятельности, честно признаюсь, не страдал (тьфу тьфу ))). Да и нападки мои вполне обоснованы, не считаете? 

18.06.2012 в 20:48Брандошмыггг)

И вообще, лично я считаю, что ЛЮБОЙ ( коренной) житель КБР обязан знать оба языка ( титульных) так сказать! Хотя бы "поверхностно?"В плане - здороваться, время спросить или - как дела?

18.06.2012 в 20:42Брандошмыггг)

Привет, Адиб! Согласен по каждому абзацу твоего поста!Не думаю, что есть какое то ущемление хоть на федеральном, хоть на государственном уровне.Только вот кол-во часов родного языка в школах КБР считаю вполне достаточным. Про ВУЗы не знаю.Другой вопрос - учителя... и тем паче - те, кто отвечает за это? У нас например - 5 учителей родного языка, а нас (иностранцев) - "кот наплакал!"Не берусь судить о положении в других школах. Правительство КБР, минобр КБР и др. должны продавливать ситуацию! Причём-не в плане количества, а в плане качества!А то часто бывает так, что учитель - тупо является носителем языка ( по паспорту), но, никак не по знанию!Часто бывает, что они сами с ошибками пишут на родном!(((

18.06.2012 в 21:23алии6654

без проблем, если токо сосед с пузырем не завалит :)

18.06.2012 в 21:16алии6654

awesom ты что ли ? what the hell ? you've nothing to do, but changing your nick names ? :) да, я турок по нации, но по турецки не шпрехаю, мой дед шпрехал, отец по балкарски шпрехает , а я токо по инглишу , арабски , ну и естественно по русски.знаеш я в сое время много ездил по востоку,так вот в пакистане , хот она и дикая страна, офицальный язык урду, но там также много нацменов есть, ихних имею в виду, пуштуны,персы, хинди, и все они знают свои языки, Но и ктомуже шпрехают по инглишу, даже между собой говоря много слов говорят на иинглише, не знаю как у них в школе учат , но когда дети говорят на офицальном и своем языке и к томуже инглише , надо задатся вопросом, может проблема основная лежит не только на родительях но и в качестве учителей?

18.06.2012 в 21:20Брандошмыггг)

блин, ты стока много букв написал...Ну я тебе коротко скажу. Очень рад тебя видеть!)))Просто обалденно тебе рад!Я сейчас пока в душ....А попозже - давай спишемся? Минут через 20!

19.06.2012 в 11:36mox

Я до 7 лет не знал родной язык. Потом пошел в специализированный класс. Прошел (очень тяжкое) обучение и к 10 годам свободно писал, читал и разговаривал на родном. У меня дома на родном говорили и говорят редко, но (теперь) знают язык все. Я думаю главное желание, а политика тут вообще ни при чем! Хочешь говорить на языке... говори! кроме того, я 5 лет учился в институте за пределами КБР и там в своей среде старался общаться на родном, брал с собой старые учебники и иногда читал... Дело только лишь в уважении к своим корням, стремлении сохранить свою индивидуальность и самобытность... я не лучше других... просто я хочу быть тем кем я появился на этот свет! 

17.06.2012 в 10:13women

 Ну вы же построили арку "добровольного" (более чем вековой войны ) вхождения в состав росии матушки... А что вы думали... Будете в составе другого государства ходить в адыгэ фаше, говорить на родном языке?!... ага :)...

Вы просто задумайтесь, что было раньше.. а что сейчас.. Раньше лет 20 назад стиснялись в брюках в села заежать. а сейчас?! Посмотрите на сельскую молодежь.... НАМНОГО.. даже ВО МНОГО раз развращенней городской.. Как они одеты? Как они себя ведут... быть скромными сейчас НЕ МОДНО.. МОДНО--- вот проблема.. все следуют МОДЕ.. разве МОДНО говорить на балкарском или кабардинском, нет НЕ МОДНО.. все СМИ призывают к МОДЕ... ..Модно студентам с москвы приехать в нальчик и привезти сюда русскую моду ходить в ШОРТИКАХ! Девочкам стать мужеподобными уже с класса 8го...

!по теме.... кто захочет, тот не создаст проблемы родного языка в своей семье. говори с женой, с матерью на родном (даже если жена не понимает. научится.. лично знаю русскую женщину вышедшую замуж в село, сейчас на кабардинском говорит лучше своих золовок...), тогда и дети будут знать и говорить на родном!

Однако у нас дети воспитаны телевизором... Родителям чем лишний час с ребенком провести конечно легче посадить его перед теликом ... сидит себе. ни кому не мешает...

Атак, как не крути.. мы потеряли свои корни уже.. уже нету адыгэ хабзэ, только за деньги на свадьбах... таулу тоу превратились в полу-бесовские танцы где м и ж чуть ли ни в обнимку уже танцуют национальные танцы...

18.06.2012 в 02:31Abu-Abdulla (Allah velik)

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Разжигание межнациональной вражды  запрещено Правилами.]

17.06.2012 в 09:34gaiska

через пару поколений родной язык уйдет в забвенье.............

кого вы хотите научить родному языку????? тех кому говорить на нем "в падлу".........хоть вы 1000 часов уделите, это дохлый номер......пока дома не будут говорить на нем, язык знать не будут....

80% тех городских людей которые со мной учились не знали кабардинского....когда я их спрашивал на родном кое что , они смотрели на меня как на идиота........

17.06.2012 в 11:34МАКСЕР
Да лучше современного, чем убогого арабского
17.06.2012 в 12:20ЭЛЬБРУС

 Я читаю современной молодежи алфавит нужно преподнести в современном формате, поэтому не разделяю мнение Кауфова о"Он также считает, что все разговоры об изменении кабардинского алфавита, его унификации необходимо прекратить, ибо, «если это произойдет, все, что было написано до сих пор, придется выбросить».!!! Учебники по другим предметам и книги успешно обновляются из года в год без каких либо проблем для авторов и издательств и в то же время с навязчивыми финансовыми потерями для потребителя!!! Изменения с алфавитом НЕ ТАК ЧАСТО ПРОИСХОДЯТ чтобы не уделить этому время и финансы!!! ПРИ ЖЕЛАНИИ КОНЕЧНО!!!! Это на сегодняшний день вероятный шанс преподать родной язык в форме, которой ее примет молодое поколение!!! С поправкой(на клавиатуре)!!! Думаю цель оправдает средства!!! И не такие большие как нам хотят это представить!!! Вся русская литература была успешно отредактирована а она как все знают СОВСЕМ НЕ МАЛА!!! Не придумывайте басни... Хотя бы не пытайтесь ее нам навязать!!!

17.06.2012 в 12:08ЭЛЬБРУС

Все что не имеет развития и обновления исчезает... Это касается и языка тоже... Поздно спохватились... Эту тему надо было держать на плаву с момента присоединения к России... (Такая пауза выдерживалась намеренно, пока народ не дошел до того состояния, когда изучение своего языка стал казаться в меньшей мере ненужным, а по большей трудным и диким... пустая то бишь трата времени!!) теперь же к языку призывают и возвращаются люди зрелые, которые начали понимать и видеть проблему... Надеюсь их попытки реанимировать язык увенчаются успехом!!!! Пусть учат внуков!! Детей они упустили!!! Кто чем был занят, кто предпочитал современный образ жизни, и видел его без своего языка!!! Разделить школьников и студентов по национальности и ввести изучение (обязательное причем, с последующей сдачей экзаменов) родного языка-это не такая глобальная проблема!!! ЕЕ раздувают...

17.06.2012 в 11:09fluvium

Соглашусь с предыдущими ораторами. Самое важное - чтобы в семье говорили на родном и уважали родную культуру.

Молодежь сейчас смотрит только на запад, старается копировать как стиль, что отметил(а) women, так и отношение к жизни. Им подавай моду, гламур, сериалы, красивую жизнь, клубы, тусовки, дорогие телефоны и машины, во всем этом нет места родному языку.

Я не считаю, что глобализация - это плохо, плохо - полное бездумное копирование чужого уклада жизни и то только потому, что это модно.

Если бы с детства в семье занимались с детьми побольше, учили родному языку, расширяли ребенку кругозор, знакомя с литературными произведениями на родном, с родными традициями (причем организовывая это так, чтобы ему было интересно), если бы смогли привить ребенку настоящую любовь к языку и родной культуре, то после периода гламура, через который проходит вся молодежь, дети вернулись бы к родным культурным ценностям. И не забыли бы их, изучая и другие. 20-30 лет назад так и было.

Но проще же, когда ребенок смотрит тв. Откуда, между прочим, идет жесткая пропаганда современного западного образа жизни и пренебрежения ко всему остальному - как к архаизмам каменного века. А человека зазомбированного уже слишком сложно увлечь. Вот и вырождается родная культура...

17.06.2012 в 13:27Alik07

А им бы лишь бы собраться, поскунсить, симимтировать великую заботу, в данном случае национальную... Звиздеть не мешки ворочить...))

17.06.2012 в 12:49Leх
Языком документооборота, техники и науки ни каталонский ни болгарскому уде не стать, да и не надо, это языки самоидентификации народов-носителей, не более, поняв это не станут ставить непосильные цели и можно сфокусироваться на бытовой составляющей, на фольклоре, искусстве. Делайте черт подери, мультики по эпосу да и не только, выпускайте говорящие книги для детишек, набирайте в садики носителей языка.... это 5 минут размышлений над темой, а надо заниматься этим серьезно, опять же, есть опыт мировой.
17.06.2012 в 12:50Leх
Каталонский читать кабардинский, балгарский читать балкарский ) чудеса встроенного словаря.
17.06.2012 в 13:37neiron

Добрый день прекрасная Дама!Всё что я недавно пытался объяснить [...],из ваших уст это исходит более просто и понятно.Ещё раз повторюсь " Нет гейпараду на Кавказе."

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Убедительная просьба, воздержитесь от грубых высказываний.]

17.06.2012 в 14:00AlZarkavi

как на идиота говоришь ???  мммм 

17.06.2012 в 15:08рах1ман

если люди незнают раднога язык они уже осемилированны и нет будушега  у этого этноса.но читая вашу ветку я всё убеждаюсь что если вы сейчас что конкретное не сделаете у вас не будет будушега как этнос.ченгизидов прошу не обращать внимания на этот пост.

17.06.2012 в 17:23gaiska

думаю справедливо свалить все на лиц кавказской национальности......виноват осетин Дзагоев не попавший головой в конце этой игры

17.06.2012 в 17:27Alf

))) У него на лице была такая боль))) Тьфу, вспомнил песню этих уродов))) Чайф)))

17.06.2012 в 16:18Leх
Так иврит и никуда не исчезал нникогда, в хедерах штудировали и он как консервы был готов у готовке в любой момент... Чего не скажешь о анэдальхубзэ...
17.06.2012 в 17:12SEND

Три вещи, которые привели сборную России к поражению. 1 - Джигурда желает  удачи Малофееву. 2 - Гимн России на Евро 2012, написанный Пахмутовой. 3 - Опять игру комментирует Гусев. 

17.06.2012 в 17:42silver707

Сейчас молодёжи легче выучить английский язык чем кабардинский.Чего стоят эти сдвоенные, утроенные, учетверённые звуки. Чёрт ногу сломит.А чтобы молодёжь умела хотябы читать и писать надо создать такой алфавит, чтобы люди могли читать бело и легко. В изменении алфавита не вижу ничего страшного. Азербайджанцы и туркмены например изменили свой алфаит и ничего, живут. Политическая составляющая их выбора это уже другая тема.

17.06.2012 в 17:17gaiska

Когда над интервью покойного Ципинова смеялись, потому что у него якобы жесточайший акцент, меня штырило........на мой аргумент , а ты сможешь написать диктант по русскому языку как он, они начинали какать кирпичами.......  Вот токо даже по русский, наш товаришь грит на уровне московского гопника.......Нарты нартушки къалаи и прочие персонажи слегка не в формате......

17.06.2012 в 17:17gaiska

думаю одного гусева с избытком хватит!!!!

17.06.2012 в 17:19Alf

Я далек от футбола. Но вчера смотрел вторую половину матча. Так вот мое мнение - это не команда, [...], а гуано. У нас в стране в подавляющей массе люди в своих профессиях пустые, как барабан. Сужу даже по своей специфике - сплошная баранта в своем деле. За редким исключением.

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Убедительная просьба, воздержитесь от грубых высказываний.]

17.06.2012 в 17:10Alf

Ну к счастью, еще и адыгэбзэ не ушел))) На иврите у них говорило тогда меньше, чем у нас сейчас на родном. Так что все еще не потяряно.

Самое главное, на мой взгляд, при том, что ,естесственно, евреи это тоже не однородный массив, однако имеют в общем-то нац. идею и активную скоординированную богатую группу во главе.

А у нас ни идеи, ни активной (в созидательном смысле слова) элиты. Как собстна, и у русских, к примеру. Разве что татары - мало говорят, много делают. Как ни крути, Шаймиев держал в ежовых всех. А у нас (при хваленом адыгизме, но который не работает в среде толстосумов-вороваек) - полностью аморальный чиновник. Исчезло слово "западло". Если ты говоришь о справедливости, и что воровать стыдно - ты значит лошара))) Я эту публику знаю изнутри, редкой душевной красоты люди)))

17.06.2012 в 17:25silver707

Речь не идёт о знании языка внутри семьи. Это тоже самое что играть в шашки самому с собой.И правила знаешь, и играть умеешь, но только сам с собой. А что дети видят вне семьи, по TV, в садике, в школе ит.д. Заходил как то в одну организацию, там пожилая женщина пыталась заполнить какуюто справку и обратилась к девушке в окошке за помощью. Так та ей выдала порцию пожеланий за ненадлежащее знание русского языка. Так чтобы их дети не попадали в такие ситуации их и заставляют учить русский в ущерб рдному.Со знанием только родного языка ты здесь никто. А равноправие языков, это просто декларация, миф.

17.06.2012 в 17:26Alf

Не был согласен со всем, что делал Ципинов, но когда узнал, что его убили, у меня сердце защемило. Как минимум, он любил свой народ и был носителем огромных этнических и моральных комплексов народа. И, как ни грустно, он за свой народ и жизнь-то отдал((( Алыхым здэкуэм шигатынч. Какими надо быть пустыми и находится на темной половине,что б его убить, это пипец...

17.06.2012 в 17:31gaiska

далеко ходить не надо..... нас с одной крайности бросило на другую....... С имен Борис Алексей Вэлодэ и др. наши массово стали называть себу с приставками Абу Аль , а также другими новомодными исламскими именами.......почему то Хьэжби Хьэсанби Батыр Локман и др. имена не очень то у нас пользуются популярностью......

17.06.2012 в 17:54Leх
Как правильно отмечено, чтобы эта тема сдвинулась с мертвой точки ей должна по-хорошему заболеть элита. Мало того, что её де-факто нет, так и те что есть с головой в клептократических и бизнесовых плясках, какой там язык...
17.06.2012 в 22:42AzretT

У общественной палаты видать нет других сейчас дел, кроме этих. В республике фактически политический кризис из-за арестов, а эти научные проблемы поднимают

17.06.2012 в 18:37Artur2008

То что часы родного языка сократились известно всем. Те, кто хотят это скрыть является врагом родного языка. Почему правду не сказать? В КБГУ с набором на кабардинский и балкарский языки проблема из-за того, что ТОЛЬКО в КБГУ не предусмотрен билингвизм в образовательных программах. Везде в России  это делают,  кроме КБГУ. Но, Таов прав, КБГУ один из немногих вузов, где родной язык является обязательным для всех.  Поступающие на кабардинский и балкарский языки жалуются, что кроме ЕГЭ там предусмотрены вступительные экзамены, которые проходят очень подозрительно. Оценки долго не объявляются по непонятным причинам и вообще документы не оформляются как положено. Причину такого положения вещей понять не сложно. Но главная проблема с родными языками не в КБГУ, а в школах. МОН КБР решать эту проблему не хочет. Рано или позно это примет характер политический.     

17.06.2012 в 15:29Alf

Объясню на пальцах и примере. Отнюдь не простом.

Относительно немного лет назад, когда евреи собирались до кучи в новообразованном Израиле, они говорили или на европейских языках, или на еврейских диалектах - идиш (на немецкой основе), сефардский (на испанской) и пр. и пр.

Но вот сели их старики и элита (финансовая, духовная, интеллектуальная) и решили восстановить древнееврейский язык - иврит, на котором на тот момент могли говорить только раввины - как на латинском теперь только католические  священники, или на арабском только муллы. И вот теперь иврит восстановлен, государственный язык Израиля, часто дети говорят на нем, а их родители - нет.

Вывод - наличие элиты - настоящей, думающей о своем народе - может решить любую проблему. А пока у нас "элита" - как называют ее в Кремле, ну или она себя - это необразованные хапуги при власти, ничего не измениться глобально. Ибо, например, культурная или интеллектуальная прослойка ничего не решает и не может.

Вот посмотрите - что ни еврейский олигарх, то обязательно член совета каких-нибудь раввинов, то есть полностью вовлечен в будущее своего народа. И эти советы могут этих самых олигархов и консолидировать и заставить что-то делать для своего народа. Да и сами они более сознательные.

А теперь смотрим на наших бобров - соревнуются, у кого машины или дом подороже и на этом их умственные способности заканчиваются, и плевать им на соплеменников. А духовного органа у нас нет, который бы их мог пристыдить или заставить работать на общее будущее. Короче, при всех тех замечательных качествах наших народов, которые мы привычно декларируем, живем как дикари - вожди и их семьи с ума сходят от роскоши, а простые индейцы последний этот самый без соли доедают. С чем и поздравляю.

Только на уровне семьи возможно в наших условиях сохранять язык, потому как нынче при власти не самые достойные, а просто хитрецы, жополизы и мерзавцы. Приношу извинение тому гипотетическому честному и порядочному чиновнику, который все же должен быть хоть один)))

Извиняюсь за свой французский)))

17.06.2012 в 22:25Alik07

silver707! Нельзя никому ничего навязывать! Если в собственной семье родители не научили родному языку свое чадо, то жалкие попытки нашей "общественности" тем более ни к чему ни приведут. В первую очередь внутрисемейная культура влияет на знание или не знание родного языка. И еще раз хочу отметить, что никто не ограничивает нац. языки (даже в некоторых семьях далекий арабский скоро родной заменит) просто страна у нас не Черкессия, а Россия, и язык тут общий-русский... А хорошо это или плохо это уже другой вопрос...

18.06.2012 в 01:21abrek2011

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публикация ссылок на экстремистские материалы запрещена Правилами.]

18.06.2012 в 12:34silver707

Никто не говорит что русскийне надо знать, наоборот, чем лучше будут его знать, тем легче будет их жизнь.Русский- это один из мировых языков и его знание это наоборот большой плюс. Но если  правительство принимает закон о равноправии трёхязыков, то его надо хоть немного, хоть местами выполнять.А не указывать, что ПОНАЕХАЛИ из сёл нарты и калаи,НОРМАЛЬНЫМ людям работать не дают. Вот ивсё что я хотел сказать.

18.06.2012 в 01:04abrek2011

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публикация ссылок на экстремистские материалы запрещена Правилами.]

18.06.2012 в 21:07Брандошмыггг)

Which is your native?)))Can you say?

18.06.2012 в 21:05Брандошмыггг)

ali! Hi! How are you doing? I think that the native language is the most language in the world? What do you think?

18.06.2012 в 21:01алии6654

Салам всем ! не знаю , как сечас, но в мое время одноклашки ходили на родной язык и до сихпор и пишут и говорят без проблем, видать проблема лежит в новом образовании с их егэ и всякой дребедьеню взятой с запада.

18.06.2012 в 22:25алии6654

извени , уходил детям задницу лупить :), спок. ночи !

18.06.2012 в 21:46Брандошмыггг)

Доброй ночи тебе!С пузырём, али нет..Я, как бы без...Извини, спать пошёл?Работа задолбала. Буду посвободней - напишу! Не проподай, хорошо?))) Очень рад видеть тебя в добром здравии и в хорошем настроении!)))

18.06.2012 в 09:04Адиб...

Первый раз за всё мою историю пользование этим сайтом, комментарии оставленные под статьёй меня радуют, и я с вами согласен.

Реальные предложения по улучшению ситуации с родным языком озвучены, их могли бы взять на вооружения те от которых зависит количество часов родного языка в учебных заведениях.

Кабардинскии всё чаще становиться «языком» тостов и соболезновании, да и тосты не уже без русских «словечек» редки у молодежи.

Семья первейшая ячейка общества в которой дети должны впитать от родителей всё самое наилучшее, как в религии так и в Адыга хабза.

17.06.2012 в 18:33Alf

Вон, фонд Эльбрусоид (за свои деньги содержит бизнесмен-карачаевец) ОЧЕНЬ много делает для карачай-балкарцев. И кстати, пусть это не совсем так скать, комиль фо по закону, они просто берут и переводят популярные мульты на родной язык - Шрек и пр.

Но мы имеем замкнутый круг - что б быть при кормушке, нужно быть в определенном смысле кэхпэ, что само по себе исключает возвышенные порывы, типа, "сделаю-ка я для своего народа что-нибудь".

Как ни смешно, пусть были "дикими" (необразованными) на фоне Европы наши предки в 17-18 веке, а аристократия, каждый уоркъ, при всех своих изьянах, считал, что в его селе, не должно быть голодных или обездоленных, а сейчас - то, что за окном пэрсональнага авто никого не волнует. И дети нынешних "аристократов" в массе своей весьма и весьма испорчены.

Да и дети простых людей становятся (стали многие) быдлостью. Типа, хэбзэ перед своими родственниками, а положим, годящегося в отцы, сделавшего замечание могут и втоптать. Увы и ах...