ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Причиной противодействия России строительству Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджане являются экономические интересы Москвы, обеспокоенной появлением на Европейском газовом рынке новых игроков, считает азербайджанский эксперт по энергетике Ильхам Шабан, комментируя недавние заявления официальных лиц России о нелегитимности принятых без консенсуса решений по Каспию. В свою очередь бывший госсоветник по внешней политике Азербайджана Вафа Гулузаде уверен, что Россия и Иран не способны помешать реализации проекта Транскаспийского газопровода.
Газопровод на участке Баку - Тбилиси - Эрзерум уже функционирует. По поводу морской части проекта есть разногласия. Россия и Иран считают, что вопросы прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря должны решаться при согласии всех прикаспийских стран. Азербайджан, Казахстан и Туркмения исходят из того, что этот вопрос может решаться двумя договаривающимися сторонами, а не всеми пятью прибрежными государствами.
Москва вновь заявляет, что не будет считать легитимными принятые без консенсуса решения по Каспию
Президент России Владимир Путин заявил на саммите РФ-ЕС, прошедшем 3-4 июня в Санкт-Петербурге, что Москва не будет считать легитимными принятые без консенсуса решения по Каспию. Об этом сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков, комментируя итоги саммита.
"В связи с настойчивыми попытками ЕС по продвижению Транскаспийского газопровода Путин подробно объяснил правовую ситуацию вокруг Каспия. Любые решения в отношении Каспийского моря могут быть приняты только на основе консенсуса каспийской "пятерки". В противном случае они будут нелегитимны. Не учитывать этот момент ЕС не может", - отметил помощник президента РФ Юрий Ушаков, слова которого приводит агентство ПРАЙМ-ТАСС.
Шабан: Москва всячески стремится противодействовать Транскаспийскому газопроводу
Транскаспийский газопровод призван стать частью продвигаемого ЕС "Южного газового коридора", предполагающего прокачку углеводородов из Каспийского региона в Европу в обход РФ, и поэтому проект ТТКГ представляет угрозу энергетическим интересам России на долгосрочную перспективу, считает глава Центра нефтяных исследований Caspian barrel Ильхам Шабан.
"В случае реализации данного проекта, Туркменистан получит выход на европейский рынок и положит конец практике, когда Россия закупала туркменский газ и сама перепродавала его в Европу по гораздо высоким ценам", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Ильхам Шабан.
На его взгляд, Россия не хочет строительства подводного газопровода на Каспии, поскольку это будет "неприятным для нее прецедентом".
Россия не хочет строительства подводного газопровода на Каспии, поскольку это будет "неприятным для нее прецедентом"
"По Транскаспийскому газопроводу в Европу будет прокачиваться не более 10-20 млрд. кубометров туркменского газа. Такие объемы не составят конкуренцию российскому газу. Но в долгосрочной перспективе могут быть построены 2-я и 3-я очереди Транскаспийского газопровода, и это уже для России будет серьезной проблемой", - говорит эксперт.
Он отмечает, что в настоящее время Россия поставляет на европейский рынок порядка 150 млрд. кубометров газа в год.
"Но к 2030 году "Газпром" планирует увеличить объемы экспорта в Европу еще на 100 млрд. кубометров и довести его до 250 млрд. кубометров в год. Если будет создана система Транскаспийских газопроводов, то к 2030 году Туркменистан сможет поставлять в Европу около 60 млрд. кубометров газа в год. А если добавить к этому еще 30 млрд. кубометров, которые сможет экспортировать в Европу Азербайджан, то каспийский газ может вполне вытеснить те объемы, которые на рынки ЕС собирается дополнительно поставлять Россия. Естественно, Москву такая перспектива не устраивает, и она всячески стремится противодействовать ТКГ", - полагает Шабан.
Вместе с тем он считает, что, несмотря на политические заявления США и ЕС о поддержке Транскаспийского газопровода, без консенсуса между прикаспийскими государствами реализовать этот проект будет сложно. При этом эксперт обратил внимание на то, что не только Россия, но и Иран выступают против Транскаспийского газопровода.
Строительство газопровода без согласия всех заинтересованных сторон чревато серьезными инцидентами и конфликтами на море. Россия обладает мощным военным потенциалом на Каспии и способна сорвать строительные работы
"Строительство газопровода без согласия всех заинтересованных сторон чревато серьезными инцидентами и конфликтами на море. Россия обладает мощным военным потенциалом на Каспии и способна сорвать строительные работы", - сказал Шабан.
При этом он напомнил о подобном прецеденте, имевшем место в июле 2001 года, когда иранские военные суда под угрозой применения силы вынудили азербайджанское исследовательское судно "Каспиан геофизикл", арендуемое британской компанией "Бритиш петролуем", покинуть перспективные нефтяные структуры "Алов"-"Араз"-"Шарг" в южной части Каспия.
Шабан обратил внимание и на то, что Туркменистан не берется гарантировать безопасность поставок газа в Европу, перекладывая это на западных партнеров.
"Азербайджан же вообще считает, что является лишь транзитной страной и все вопросы со строительством и безопасностью должны решать Туркменистан как продавец газа, так и ЕС – покупатель", - отметил Шабан.
В то же время, по его словам, Азербайджан не может отказать в транзите газа, поскольку, согласно Европейской энергетической хартии, он обязан не препятствовать реализации энерготранспортных проектов.
По мнению Шабана, выход из ситуации - в поиске консенсуса между пятью прикаспийскими государствами.
Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан вполне могут договориться и поделить между собой рынки Европы
"Понятно, что утверждения России и Ирана о том, что реализация ТКГ представляет угрозу экологии региона всего лишь предлог, за которым кроются политические и экономические интересы. Поэтому необходим консенсус между прибрежными странами. Тем более, что все они являются производителями газа. По меньшей мере, Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан вполне могут договориться и поделить между собой рынки Европы. Тем более, что они как преемники СССР вправе самостоятельно действовать в той части моря, которая находилась в юрисдикции бывшего Союза. При таком раскладе Иран вряд ли рискнет препятствовать проектам подводных трубопроводов", - считает Шабан.
На его взгляд, Россия также должна быть заинтересована в скорейшем решении этого вопроса на основе взаимных компромиссов. "Дело в том, что, если в будущем сменится режим в Иране, и с этой страны будут сняты эмбарго Запада, то Тегеран сам сможет поставлять в Европу крупные объемы газа. Ведь по запасам природного газа Иран занимает лидирующие позиции в мире. Более того, в случае изменения геополитической ситуации в Иране Туркменистан может получить возможности транзита газа в Европу через эту страну, и у России больше не будет никаких рычагов воздействия на Туркменистан", - отметил Шабан.
Гулузаде: не в интересах России и Ирана будет идти на противостояние с Западом на Каспии
Россия и Иран не способны помешать реализации Транскаспийского газопровода, считает бывший госсоветник по внешней политике Азербайджана Вафа Гулузаде. На его взгляд, США и их союзник ЕС значительно превосходят Россию и Иран с точки зрения экономических ресурсов и военного потенциала.
"Поэтому не в интересах России и Ирана будет идти на противостояние с Западом на Каспии, поскольку они получат мощные удары по своим интересам в других международных вопросах", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Гулузаде.
Он добавляет, что на Каспии есть прецеденты самостоятельного решения вопросов, связанных с энергетическими ресурсами региона. "Когда в 1994 году между Азербайджаном и западными компаниями подписывался "контракт века" на разработку морских месторождений "Азери"-"Чыраг"-"Гюнешли", Россия и Иран также выступали против, ссылаясь не неопределенность правового статуса Каспия. Однако благодаря поддержке Запада этот проект был реализован", - сказал Гулузаде.
По его мнению, максимум, что могут сделать Россия и Иран, "это - мелкие провокации, диверсии, но помешать строительству газопровода, они не смогут".
Современные технологии позволяют обеспечить безопасность подводных трубопроводов
Гулузаде заявил о несостоятельности аргументов России, что Транскаспийский газопровод может представить угрозу экологии Каспия. "Современные технологии позволяют обеспечить безопасность подводных трубопроводов. Ведь сама Россия построила подводный газопровод "Белый поток" на Балтийском море и стремится прокладывать "Южный поток" по дну Черного моря", - сказал эксперт.
Нерешенность правового статуса Каспия не может быть помехой для хозяйственной деятельности на Каспии, тем более, что перспективы выработки правового статуса Каспия в ближайшее время не просматриваются из-за жестких позиций Ирана и России, считает член Комитета по экономической политике парламента Азербайджана Вахид Ахмедов.
По его словам, строительство Транскаспийского газопровода охватывает азербайджанский и туркменский сектора моря и потому не затрагивает интересов других прибрежных государств.
Как уже сообщал "Кавказский узел", Совет Евросоюза одобрил 12 сентября 2011 года мандат на проведение переговоров с Азербайджаном и Туркменией о заключении юридически обязывающего договора о строительстве Транскаспийского газопровода.
Это решение ЕС вызвало негативную реакцию России и МИД РФ расценил этот шаг как "попытки вмешательства в каспийские дела извне". Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич тогда заявил, что "решения по столь масштабным проектам должны приниматься при участии всех прикаспийских государств", а "последствия строительства и эксплуатации Транскаспийского газопровода, тем более любой аварии на нем, могут затронуть все прибрежные государства, а не только те, чьи берега он свяжет".
Комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер, комментируя реакцию МИД РФ, призвал Москву "не чинить политических препятствий Транскаспийскому газопроводу", подчеркнув, что Туркменистан и Азербайджан имеют право самостоятельно принимать решения.
В Баку также настороженно восприняли инициативу ЕС. Президент госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев тогда, отметив, что согласно Европейской энергетической хартии, Азербайджан является открытой для транзита страной, подчеркнул, что ТКГ "не является нашим проектом". "Это проект между Туркменистаном и Европейским союзом. И инфраструктура (Транскаспийский газопровод), которую они намерены построить, является делом этих двух сторон", - сказал Абдуллаев.