10:45 / 20.06.2012Участники беспорядков на Манежной призывали бить полицейских, рассказали в суде по этому делу свидетели обвинения

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Свидетели по делу о массовых беспорядках на Манежной площади в декабре 2010 года, выступившие в ходе судебного заседания в Тверском районном суде Москвы 19 июня, рассказали, что слышали призывы бить полицейских. Один из сотрудников ОМОНа, признанный потерпевшим, отметил, что не планирует заявлять гражданские иски к обвиняемым. Еще один из потерпевших заявил в суде, что не имеет претензий к узнанному им подсудимому. Защита подсудимых считает "раздутыми" обвинения в разжигании национальной розни и ненависти.

Напомним, 11 декабря 2010 года более пяти тысяч футбольных болельщиков и националистов устроили беспорядки на Манежной площади после шествия в память о болельщике "Спартака" Егоре Свиридовеубитом в драке в ночь на 6 декабря. По информации властей Москвы, в результате беспорядков пострадали 32 человека.

Дело четырех обвиняемых в организации и участии в массовых беспорядках на Манежной площади было направлено в суд 23 мая. Предварительное слушание прошло 1 июня. 14 июня  в Тверском районном суде Москвы прошло первое судебное заседание по существу по этому делу. В ходе слушаний гособвинение огласило обвинительные заключения в отношении четверых подсудимых. Николай Двойняков, Виталий Васин, Владимир Кирпичников и Григорий Бильченко частично признали свою вину. Представленные в ходе заседания выводы следствия являются преждевременными, заявила адвокат Мария Малаховская.

Ковтунов: на Манежной звучали лозунги: "Россия для русских!", "Москва для москвичей!"

Слушание 19 июня началось с сорокаминутным опозданием при большом скоплении представителей прессы и сотрудников ОМОНа, проходящих по делу в качестве свидетелей и потерпевших. В начале слушания 19 июня судья Светлана Ухналёва сообщила участникам процесса, что подсудимый Николай Двойняков отказался от услуг своего адвоката Салиховой и ему был предоставлен защитник по назначению Герасимов.

Исследование доказательств началось с допроса свидетеля – бойца ОМОНа Бориса Ковтунова.

Он сообщил, что ранее он не видел никого из подсудимых. Свидетель также пояснил суду, что в день массовых беспорядков нёс службу на Манежной площади, где возле Выставочного центра сотрудники были выстроены в оцепление для недопущения перекрытия участниками акции проезжей части и перекрытия движения со стороны Моховой улицы.

"Молодёжь стала буйно вести себя, выкрикивать лозунги, кидать арматуру, лед и снег в сотрудников полиции из оцепления, это продолжалось в течение 40 минут-часа", - сказал в суде Борис Ковтунов.

Защитница Владимира Кирпичникова Мария Малаховская задала свидетелю уточняющие вопросы.

Также свидетель пояснил суду, что координацией действий руководил капитан Банаев, старший наряда на тот момент. По словам ОМОНовца, спецсредства, а именно резиновые палки, у сотрудников с собой были. Громкоговорители и ручные усилители звука тоже имелись, но на просьбы к участникам акции прекратить противоправные действия в отношении сотрудников полиции молодые люди начали кидать в полицию камни, арматуру и всё остальное.

"Срывали с ёлки арматуру, шарики и кидали в сотрудников. Около 5 тысяч человек пытались прорвать оцепление, двигались на сотрудников полиции, пытались выйти на проезжую часть. Был приказ не допустить выхода на проезжую часть толпы людей со скрытыми масками лицами", - сказал в суде Борис Ковтунов.

Судья Светлана Ухналёва корректировала некоторые вопросы защитников подсудимых свидетелю.

После предупреждения толпы, по словам Ковтунова, сотрудникам было дано разрешение применять спецсредства - дубинки. Сотрудников полиции было в оцеплении порядка 100-150 человек. Задержание лиц, которые совершают противоправные действия, может быть только по приказу, отметил свидетель. По его словам, была дана команда о задержании наиболее активных лиц.

"Оцепление было выставлено полностью по периметру Манежной площади. Собравшиеся выкрикивали лозунги: "Бей хачей!", "Бей ментов!", "Россия для русских!", "Москва для москвичей!" - рассказал свидетель.

У подсудимых к сотруднику полиции вопросов не возникло. Допрос продлился чуть дольше 15 минут. Подсудимые Двойняков и Кирпичников в "клетке" спокойно слушали свидетеля, находящиеся в зале суда Васин и Бильченко также спокойно и внимательно слушали показания.

Молодцов: участники беспорядков на Манежной разобрали ёлку и бросали её фрагменты в сотрудников полиции

Вторым свидетелем в суде был допрошен Игорь Молодцов. Никого из подсудимых ОМОНовец не узнал, но на предварительном следствии он говорил, что узнал Двойнякова.

Свидетель кратко рассказал о массовых волнениях, которые были 11 декабря 2010 года на Манежной во время его дежурства на месте происшествия.

"Толпа молодых людей выкрикивала националистические лозунги и оскорбления в адрес сотрудников. Полетели куски льда в сотрудников полиции, после чего начали задерживать наиболее активных лиц", - уточнил Игорь Молодцов.

У потерпевших вопросов к свидетелю не возникло. Защитники попросили прояснить некоторые моменты, происходившие на Манежной. Свидетель пояснил, что собравшиеся разобрали ёлку и бросали её фрагменты в сотрудников полиции.

"Мы были выставлены в оцепление для недопущения перекрытия проезжей части. Толпа начала бунтовать после появления на площади активистов. Один заградительный барьер был в толпе, его пытались бросить в сотрудников", - добавил свидетель.

Тимаков: участники беспорядков на Манежной призывали бить милиционеров и нецензурно бранились

Также в суде прошел допрос ОМОНовцев, признанных потерпевшими по данному делу.

Потерпевший Станислав Тимаков, заместитель командира батальона ОМОНа, узнал двух подсудимых - Бильченко и Васина.

"На Кронштадтском бульваре мероприятие памяти болельщика Егора Свиридова прошло спокойно, после чего мой наряд был перемещён на Манежную площадь. Поступила команда выдвинуться на Курский вокзал, где шли "стычки" между болельщиками "Спартака" и представителями кавказских народностей. Передислоцировался на Манежную со своими сослуживцами. На Моховой улице граждане вели себя агрессивно, перед гостиницей "Москва" и Охотным рядом были слышны выстрелы, взрывы петард, выкрики экстремистских лозунгов", - рассказал потерпевший.

По его словам, напряжённость росла и обстановка "накалялась".

"Выдвинувшись в район "Манежа", где концентрация граждан была меньше и напряжённость обстановки ниже, но масса людей от гостиницы "Москва" стала перемещаться в район ЦВЗ и в толпе звучали призывы: "Бей кавказцев!" и прочие. Движение транспорта по Моховой улице ещё не было закрыто. Выставились в одиночную цепочку, толпа волнообразными движениями накатывалась на цепь моего наряда. Усиления речи моей имели действие, но потом толпа пошла на прорыв с применением физической силы, в сотрудников летели бутылки, арматура, стойки от декоративных ограждений с набалдашниками весом 10-15 килограммов. Звучали призывы: "Бей милицию!" и нецензурная брань", - рассказал суду Станислав Тимаков.

По его словам, подсудимый Бильченко акцентировал на себе его внимание бросками элементов новогодней ёлки в бойцов ОМОН, а также метанием данных элементов в сторону полицейских.

"Подсудимый Васин был в первых рядах, скандировал лозунги: "Россия для русских!" За ремнём его джинсов была видна рукоятка ТТ с характерной ручкой. Слышал, что производились выстрелы, но из какого оружия, не было ясно из-за шума толпы. Васин извлёк агрегат из штанов и стал приводить его в боевое состояние, я почувствовал угрозу для себя и своих сослуживцев, тогда выбил пистолет у Васина и оттолкнул пистолет ногой к оцеплению, чтобы избежать его попадания в толпу, поскольку там уже были многие граждане неадекватные", - охарактеризовал действия подсудимого сотрудник ОМОНа.

Он уточнил, что Васин был одет в одежду, не имеющую футбольной символики, и был задержан на Манежной площади.

"На очной ставке во время предварительного следствия Васин пояснил, что пистолет он не направлял в сторону сотрудников и не производил выстрелов, Бильченко молчал", - напомнил в суде проведённые следственные действия сотрудник полиции.

Адвокаты защиты задали свидетелю уточняющие вопросы.

Потерпевший гражданские иски не заявлял и не планирует. Участвовать далее в судебном процессе не пожелал.

Один из потерпевших заявил, что не имеет претензий к узнанному им подсудимому

Второй потерпевший Николай Морозов, также сотрудник ОМОНа, среди подсудимых узнал Владимира Кирпичникова.

"Я находился в оцеплении перед проезжей частью на улице Моховой, он пытался прорвать оцепление, разогнавшись, пытался запрыгнуть на меня и пройти сквозь оцепление", - рассказал детали Николай Морозов.

Защита Кирпичникова задала потерпевшему уточняющие вопросы. ОМОНовец пояснил, что подсудимый непосредственно бежал на него.

Он пояснил, что прибыл на Манежную, где находилось большое скопление молодых людей, которые неадекватно себя вели, выкрикивали нецензурную брань и лозунги в адрес сотрудников полиции, затем в ОМОН полетели предметы.

"Мы прибыли на Манежную с целью охраны общественного порядка в рамках установленных законом действий. Количество людей на Манежной площади посчитать не успел", - добавил потерпевший.

Кирпичников уточнил у свидетельствовавшего, когда он его заметил в толпе и почему не отреагировал на его действия иначе, на что сотрудник ответил, что он "убегать ни от кого не собирался", а действовал так, чтобы "не допустить выхода молодого человека на проезжую часть, чтобы его не "раскатали" машины". Претензий к Кирпичникову, как заявил Морозов, у него нет.

Прокурор отметил, что на предварительном расследовании ОМОНовец свидетельствовал, что в толпе звучали лозунги, оскорбляющие сотрудников полиции и в адрес выходцев с Кавказа. Николай Морозов подтвердил свои, ранее изложенные показания, как правдивые.

"Шум, мат, всё громили и бросали в сотрудников", - охарактеризовал события потерпевший сотрудник.

Третий потерпевший Виталий Антонов также узнал Кирпичникова.

"11 декабря от метро "Динамо" я был направлен на Манежную, где мы сделали цепочку у ЦВЗ "Манеж", чтобы не допустить прорыв на проезжую часть. Видел, как Кирпичников бежал на Морозова. Я опознал Кирпичникова ещё на очной ставке в ходе предварительного следствия. Тогда же Кирпичников хотел у Морозова попросить извинения. После столкновения с Морозовым Кирпичников поднялся и ушёл, не пытаясь продолжить нападение", - рассказал в суде Виталий Антонов.

Судебное разбирательство по этому делу продолжится сегодня, 20 июня.

Малаховская: защита по делу о беспорядках на Манежной противопоставит показаниям ОМОНовцев показания свидетелей со стороны подсудимых

Показания свидетелей и потерпевших "носят явно обвинительный уклон", считает адвокат стороны защиты Мария Малаховская. Она отмечает, что на предварительном следствии допрошенные 19 июня ОМОНовцы давали "несколько другие показания".

"Сторона защиты противопоставит показаниям допрошенных свидетелей показания своих свидетелей, которые будут допрошены в суде, в ходе представления доказательств стороной защиты. Слова же ОМОНовцев, на мой взгляд, носят оценочный характер, а чьим показаниям верить и чьи показания положить в основу приговора - наших свидетелей или свидетелей обвинения - это решит суд", - заявила корреспонденту "Кавказского узла" Мария Малаховская сразу по окончании заседания суда.

Помимо этого, адвокат отметила, что квалификацию действий ее подзащитных она считает неверной и явно умноженной в части предъявленных подсудимым обвинений. "Раздутыми" она назвала, в частности, обвинения в разжигании национальной розни и ненависти.

"Сам факт присутствия подсудимых на Манежной площади никем и не отрицается, вопрос в том, каким на самом деле было их участие. То, что им вменяют в вину по показаниям свидетелей, является субъективным отношением к их действиям во время беспорядков. То, что сотрудники ОМОНа называют попытками прорыва оцепления, было просто желанием выйти из толпы и покинуть место событий", - определяет действия своего подзащитного Владимира Кирпичникова Мария Малаховская.

"Кавказский узел" также сообщал, что 28 октября 2011 года суд приговорил фигурантов по делу о беспорядках на Манежной площади, активистов "Другой России" Игоря Березюка, Кирилла Унчука, Руслана Хубаева, Леонида Панина и Александра Козевина к срокам заключения от двух лет до 5,5 года. 29 марта судебная коллегия Московского городского суда смягчила наказание для части подсудимых.

 

Автор:Юлия Буславская