14:15 / 20.06.2012Решение Евросуда по делу о теракте на Дубровке вступило в силу

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), обязывающее Россию выплатить компенсацию от девяти тысяч до 66 тысяч евро в пользу пострадавших в результате теракта в театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 года, вступило в силу, сообщает коллегия адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры".

23 октября 2002 года группа боевиков под командованием 23-летнего Мовсара Бараева во время представления мюзикла "Норд-Ост" захватила заложников. В обмен на их жизни "бараевцы" требовали немедленного прекращения боевых действий в Чечне и вывода с территории республики федеральных войск. Требования боевиков удовлетворены не были. Спустя почти трое суток силовики провели операцию по освобождению, во время которой погибли, по официальным данным, 130 человек, еще более 700 пострадали. Также были убиты 40 боевиков.

Как писал "Кавказский узел", ЕСПЧ обязал Россию выплатить компенсацию пострадавшим в результате теракта в декабре 2011 года. Ранее сообщалось, что суд объединил иски пострадавших при теракте на Дубровке. Обе жалобы пострадавших были поданы в 2004 году. Речь идет о нарушении права на жизнь, права на справедливое судебное разбирательство, права на эффективные методы защиты и правомерность деятельности спецслужб при предотвращении теракта. Пострадавшие требовали компенсации за нарушение их прав.

Суд удовлетворил жалобу адвокатов Игоря Трунова и Людмилы Айвар и устранил фактические ошибки и описки и внес соответствующие изменения в текст решения, сообщили сегодня в коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры".

В опубликованном 20 декабря 2011 года решении ЕСПЧ согласился с претензиями заявителей к качеству планирования и проведения спасательной операции, а также к эффективности расследования теракта. В то же время суд не нашел нарушений прав человека в решении властей применить силу для освобождения заложников и использовать в ходе штурма спецсредства. Кроме того, суд не счел необходимым выносить отдельное решение по другим жалобам заявителей, ссылавшихся также на статью 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрещение пыток).

В связи с этим суд взыскал с РФ в пользу 64 истцов в общей сложности около 1,24 миллиона евро - от 9 тысяч до 66 тысяч евро каждому. Кроме того, ЕСПЧ обязал Россию возместить заявителям судебные издержки на общую сумму около 30 тысяч евро и оплатить двоим из них транспортные расходы в размере 2 тысяч евро каждому.

Решение о взыскании с РФ около 1,3 миллиона евро вступило в силу после обжалования в Большой палате суда, передает РАПСИ.

Решение суда по делу "Норд-Ост" вступило в силу 4 июня 2012 года, говорится в сообщении на сайте адвоката Трунова. В нем же отмечается, что на рассмотрении ЕСПЧ остается жалоба в интересах группы потерпевших в теракте. Суд указал, что власти должны провести расследование обстоятельств смерти погибших, так как имела место причинная связь между использованием смертоносной силы со стороны спецслужб и смертью заложников, отмечает адвокат.

"Действие газа являлось основной причиной гибели заложников; имелись основания предполагать, что некоторые заложники погибли вследствие неэффективности спасательной операции", - цитирует решение суда Трунов. Он также отмечает, что ЕСПЧ не будет настаивать на расследовании террористического акта как такового - в данной части расследование представляется достаточно полным и успешным.

Суд приходит к выводу о том, что имело место нарушение позитивного обязательства государства по статье 2 Европейской конвенции (право на жизнь). Неэффективное гражданское судопроизводство в части возмещения вреда потерпевшим, прежде всего, связано с невозможностью получить результативное и тщательное уголовное расследование в отношении халатности властей, подчеркивает Трунов.

Адвокат, основатель Центра содействия международной защите Карина Москаленко в своем блоге на "Эхе Москвы" пишет, что заявители согласны не со всеми выводами суда.

"В части "негативных обязательств" суд не признал нарушения права на жизнь, то есть, несмотря на гибель людей, суд признал "законность силового решения с использованием смертоносной силы". Суд также посчитал, что власти России имели все основания полагать, что штурм - это "меньшее зло" в данных обстоятельствах", - отмечает Москаленко.

По ее словам, с этим мнением не были согласны те заявители, которые, признавая наличие кризисной ситуации, считали, что существует целый ряд неучтенных обстоятельств: перед штурмом возможности переговоров властями не были исчерпаны, штурм не мог предотвратить подрыв террористами здания (если бы они имели такое намерение), нельзя оправдать использование газа, наименование и состав которого власти упорно скрывают, что не позволяет считать легитимным его использование.

Напомним, что 1 июня 2007 года стало известно, что расследование обстоятельств теракта в театральном центре на Дубровке в Москве временно прекращено. Причиной этого была названа невозможность установить местонахождение обвиняемых. Ранее документы по делу были засекречены. Расследование было возобновлено в январе 2009 года.

Автор:Кавказский Узел