ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня вступил в силу приговор Астраханского облсуда по вопросу соблюдения жилищных прав многодетной семьи Ирины Козновой и Виталия Богданова, которая проживает в разрушенном бараке. Ответчиком по делу выступил глава администрации Татаробашмаковского сельсовета Магади Баймагамедов. Судебный процесс был инициирован региональным омбудсменом Андреем Спицыным и прокуратурой.
Как ранее сообщал «Кавказский узел», многодетная семья Ирины Козновой и Виталия Богданова, а также семья Конюк, имеющая двух малолетних детей, проживают в разрушенном бараке в поселке Стеклозавода Приволжского района. Это последний барак на улице Ленина, жители которого еще не переселены в новые квартиры, в рамках Программы по переселению из ветхого и аварийного жилья. Ирина Кознова в конце 2011 года написала заявление на имя Уполномоченного по правам человека по Астраханской области Андрея Спицына с просьбой оказать ей помощь в борьбе с администрацией Татаробашмаковского сельсовета. Глава администрации Магади Баймагамедов предложил многодетной семье переселиться в однокомнатную квартиру жилой площадью 14 квадратных метров. Козновы же проживают сейчас в двухкомнатной квартире площадью 24 квадратных метра. Аналогичные претензии к главе администрации имеет и семья Конюк.
«Глава администрации муниципального образования «Татаробашмаковский сельский совет», - после того, как Уполномоченный по правам человека вмешался и помог семье Козновой встать на жилищный учет нуждающихся, - предложил однокомнатную квартиру в доме, который был построен на средства, выделяемые по программе переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ)», - рассказал руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Астраханской области Даниар Батрашев.
«Мы с такой позицией, естественно, согласиться не могли, и Уполномоченный по правам человека, во-первых, 20 декабря 2011 года направил в адрес главы администрации сельсовета заключение, где констатировалось, что действия муниципального органа являются неправомерными. И, во-вторых, 30 декабря 2011 года обратился в прокуратуру области с ходатайством обратиться с иском в суд о побуждении руководства муниципалитета предоставить жилье семье Козновой в соответствии с законом», - отметил Батрашев.
Заявление прокуратуры Приволжского района поступило в районный суд, который в марте 2012 года обязал администрацию муниципального образования «Татаробашмаковский сельский совет» предоставить семье Козновых жилье законодательно закрепленной площадью. То же решение вынес 23 мая и областной суд, куда администрация села подавала апелляционную жалобу. В течение месяца администрация сельского совета должна будет выполнить требования судьи – предоставить многодетной семье Козновой-Богданова двухкомнатную квартиру с жилой площадью не менее 24 квадратных метров.
По словам Батрашева, региональный омбудсмен намерен обратиться в службу судебных приставов, чтобы побудить администрацию сельского совета «действовать оперативно и строго по закону». Также Андрей Спицын предлагает усилить контроль со стороны общественности и местных депутатов «за тем, чтобы жилье, которое строится по линии Фонда содействия реформированию ЖКХ, распределялось именно тем, кому оно должно быть предоставлено, тем, кто имеет на это право».
Глава администрации сельсовета Магади Баймагамедов не стал комментировать ситуацию.
Между тем, особое беспокойство у сотрудников аппарата Уполномоченного по правам человека вызывают факты многочисленных поджогов барака, в котором проживает многодетная семья и их соседи. «Конечно, это вызывает тревогу. Мы будем стремиться к тому, чтобы как можно быстрее судебное решение было исполнено», - заявил Даниар Батрашев.
Ранее «Кавказский узел» сообщал, что барак №3 на улице Ленина в поселке Стеклозавода с марта 2012 года 19 раз подвергался поджогам. В то же время, начальник ОГПН по Приволжскому району Сергей Гаякин сообщил корреспонденту лишь о пяти фактах возгораний барака за это время.
Участковый Ибрагим Мульляминов не стал комментировать ситуацию с поджогами барака. Полицейский сослался на приказ начальства, запрещающий участковым давать интервью журналистам. Впрочем, он заметил, что факты всех поджогов и возгораний барака были им должным образом оформлены.
Юридические аспекты дела Козновой-Богданова
По словам Даниара Батрашева, выселение людей может производиться в связи со сносом дома (статья 86 ЖК РФ), в связи с переводом жилого помещения в нежилое, признанием его непригодным для проживания либо в связи с передачей помещений религиозным организациям (статьи 87, 87.1 ЖК РФ), а также в связи с необходимостью капитального ремонта либо реконструкции дома (статья 88 ЖК РФ).
«Во всех этих случаях людям должно быть предоставлено другое благоустроенное жилье по договору социального найма, - подчеркнул руководитель аппарата омбудсмена. - Согласно статье 89 Жилищного кодекса РФ данное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Здесь всё ясно».
Неопределенность, по мнению эксперта, возникла по двум вопросам. Во-первых, в статье 89 говорится, что предоставляемое жилье должно быть «равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению». Во-вторых, там же указывается, что гражданин и члены его семьи имеют право получить жилое помещение, состоящее из того же числа комнат что и до выселения, но если таковое предоставляется в коммунальной квартире. Верховный Суд Российской Федерации дал толкование данным нормам.
Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.09.2011 года гласит: «Поскольку жилищные условия граждан переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, потребительские свойства помещения определяются, в том числе, размером жилой площади. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса РФ равнозначного по общей площади жилого помещения не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой меньше ранее занимаемой».
«Таким образом, учитывать необходимо не только общую, но и жилую площадь», - считает Батрашев.
Прецедентным здесь является определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 февраля 2010 года, которым отменялось решение Камчатского краевого суда. «Нижестоящий суд отказал в требованиях гражданам, которым при выселении предлагали меньшее количество комнат, ссылаясь на то, что новое жилье им предоставляется не в коммунальной, а в отдельной квартире», - сообщил Батрашев.
Верховный Суд в своем решении указал следующее: «статья 89 Жилищного кодекса РФ, в самом общем виде определяя критерии, которым должно отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, не содержит запрета на предоставление того же количества комнат при переселении граждан из коммунальных квартир в отдельные. В связи с этим суждение суда кассационной инстанции о том, что требование о сохранении того же количества комнат при переселении в порядке статьи 89 Жилищного кодекса РФ относится только к случаям предоставления жилой площади в коммунальной квартире, нельзя признать правильным».
«Подобная жалоба у нас не единственная», - сообщил корреспонденту «Кавказского узла» руководитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Астраханской области. Всего в 2011 году региональному омбудсмену поступило три аналогичных жалобы. Они, по словам Батрашева, связаны с тем, что гражданам, переселяемым из домов, подлежащих сносу, органами местного самоуправления предлагается неравнозначное жилье. Это противоречит как действующему законодательству, так и судебной практике».
По данным пресс-службы правительства Астраханской области, из 19 миллионов квадратных метров жилищного фонда 11 процентов (2 млн кв. м) составляет ветхое и аварийное жилье, в котором проживает 38 тыс. семей. В самой Астрахани общая площадь жилищного фонда составляет 9,9 млн кв.м, из которых 1,78 млн кв. м — это ветхое и аварийное жилье. В аварийных домах в Астрахани проживает 32 тыс. семей. За прошлый год в городе было построено, расширено и реконструировано более 430 тыс. кв. м жилья, а в сельских районах введено в эксплуатацию 120 тыс. кв. м.