ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Позвольте начать свой доклад с приветствия и пожеланий. От имени исполкома и совета Хасэ приветствую всех участников съезда. Делегатам желаю терпения, выдержки, мудрости и принятия правильных, эффективных решений.
Уважаемый съезд, мой доклад будет состоять из нескольких разделов.
Первый: информации о деятельности исполкома и совета Хасэ за истекшие полтора года - отчетного периода.
Второй: о сирийской черкесской диаспоре и о проблемах связанных с приёмом и размещением соотечественников возвращающихся из Сирии.
Третий: черкесский этнический компонент в культурной программе Сочи-2014.
Четвертый: анализ культурного и духовного состояния адыгов и возможных стратегий развития.
1. За истекший, с момента избрания нынешнего состава Совета и Исполкома Хасэ, полтора года, органы управления общественного движения вели активную деятельность.
Прежде всего, Совет Хасэ, пользуясь своим уставным правом обновил свой состав, а именно 9 человек избранные последним съездом были исключены из состава Совета, в связи с невозможностью их участия в текущей работе, а вместо них были избраны другие члены. Это:
Был расширен состав исполкома с первоначальных 7 человек до 10. Позже, вместо Арамбия Хапая, ушедшего в отставку, был избран Тхамадой Хасэ Богус Адам.
Разработано соответствующее положение и сформирован совет старейшин Хасэ, который продолжает расширяться за счет создания советов старейшин в аулах. Есть планы создания таких советов в каждом ауле. Это новое, но очень важное направление в структуре и работе Хасэ.
Совет одобрил идею по созданию консультативно-экспертного совета при Тхамаде Хасэ. В этот совет будут приглашены лучшие ученые, специалисты, творческие деятели, опытные авторитетные представители черкесского этноса. Основной задачей этого совета будет выработка выверенных, научно и практически обоснованных (решений) концепций по вопросам и проблемам, которые будут выноситься в последствии на рассмотрение Совета и Исполкома Хасэ.
Новым также в структуре исполкома является институт советников Тхамады, которые утверждаются решением исполкома из числа специалистов имеющих богатый профессиональный опыт в различных сферах. Советники принимают участие в повседневной работе Исполкома.
В новый состав Исполкома впервые включены не только жители столицы Республики, но и представители районов. Желательной, но пока не осуществленной целью является воссоздание ячеек Хасэ в каждом ауле, во всех населенных пунктах, представители которых обязательно делегировались бы в Совет Хасэ.
Кроме обозначенной выше задачи по вовлечению представителей научного, творческого сообщества специалистов в различных сферах, представителей старшего поколения мы также придаем важное значение привлечению молодежи. Пользуясь случаем, обращаюсь к патриотично настроенной адыгской молодежи - не ограничивайте свое участие в сохранении и развитии своего этноса интернет дебатами, приходите к нам каждый четверг с семи вечера, найдете соратников и единомышленников.
За отчетный период Совет провел 7 заседаний, а Исполком более 60. Проведен один внеочередной съезд в феврале текущего года, где был рассмотрен вопрос об оказании помощи нашим соотечественникам в Сирии.
С помощью и с участием членов Совета и Исполкома Хасэ в средствах массовой информации, в основном это газеты и интернет ресурсы, размещены печатные и видео материалы. Число таких материалов исчисляется сотнями, только в республиканской газете "Адыгэ макъ" с января текущего года опубликовано материалов связанных с Адыгэ Хасэ более 28.
Впервые мы начали размещать в интернете видео материалы заседания совета Хасэ и съезда, создан и работает собственный сайт Адыгэ Хасэ.
Члены Исполкома, Совета Хасэ и совета старейшин входят в различные рабочие группы и комиссии правительства республики, в общественный совет города Майкопа, активно участвуют в различных культурных и творческих мероприятиях, проводимых органами власти. Не редко само Хасэ является организатором важных культурных мероприятий республиканского масштаба, как например:
По поручению Исполкома я, как представитель Хасэ, принял участие в делегации Совета Федерации Федерального собрания РФ в Сирийскую Арабскую Республику, с целью изучения положения черкесской диаспоры, а также принял участие в слушаниях Общественной Палаты России по этому же вопросу.
На заседаниях Исполкома и совета старейшин принимают участие руководители профильных комитетов и министерств, а так же премьер министр РА. При необходимости проводятся встречи руководства Хасэ и Главы республики.
К сожалению, не налажена работа со всеми главами районов, по взаимодействию в решении возникающих задач. Хотя, следует отметить, что в последнее время проведены обнадеживающие встречи с главами Кошехабльского и Шовгеновского районов.
Огорчает, что пока, со стороны глав поселений нет никакого взаимодействия, нет понимания того, что Хасэ может стать надежной опорой в решении многих задач духовного, нравственного воспитания молодежи, в поддержании культурного развития и порядка в обществе. Примеры успешных связей казачьих структур и муниципальных органов нас почему-то ничему не учат. А ведь зря. Именно это помогает успешно бороться в станицах Краснодарского края с наркоманией, алкоголизмом, с бездельем и безыдейностью молодежи, да и всего общества. На встрече с Исполкомом Хасэ премьер-министр Республики М.Кумпилов обещал помочь наладить такую работу с главами поселений и районов. Надеемся, получится.
Два года назад было принято решение о восстановлении структурных подразделений Хасэ в аулах и районах. По поручению исполкома занимался этой задачей член исполкома Негуч Аслан, который провел в аулах собрания для восстановления работы актива Хасэ. К сожалению, желаемый результат пока не достигнут, работа актива не налажена.
Мы намерены продолжить эту работу, подключить к её реализации, как можно больше членов Совета и Исполкома, вовлечь наиболее авторитетных аульчан и старшее, и младшее поколение, обязательно глав поселений и районов, духовенство. В некоторых районах встречи с главами уже проведены и мы получили с их стороны поддержку, достигнуты договоренности о взаимодействии в реализации этой задачи.
Теперь хочется представить съезду, как мы (Хасэ) определяем особенности нашего времени, социальных, политических условий, в которых мы живем. Каково место черкесов, как этноса в процессе развития Российского государства и Российского народа. Начнем с того, что адыги единственные в России, да и пожалуй в мире, народ который проживая на своей исконной исторической территории, оказался искусственно разделенным на три части. Причем в основу разделения были положены принципы направленные на воспрепятствование активному общению между частями разделенного этноса. В двух черкесских республиках наш народ был соединён с другими народами принадлежащими к тюркской культуре, существенно отличающейся от нашей. Следовательно, в этих республиках, да и в нашей административный, человеческий, экономический ресурсы могут быть поставлены на службу делу сохранения и развития адыгской культуры и национальной самобытности только на треть, поскольку, в наших республиках ещё живут русские и другие национальности. Причем административно политическая структура нашего государства такова, что достижения в культурной жизни в одной адыгской республике не становятся частью культурной жизни в другой республике. Например, мы почти не обмениваемся театральными гастролями, телевизионные передачи одних республик не транслируются в других республиках, нет обмена периодической печатью, нет обмена учебных программ в области национального образовательного компонента, нет студенческого обмена. Ни в научной, ни в творческой, ни в экономической, ни в административно-властной, ни в каких других сферах не возможно привести примеры прочных связей или эффективного взаимодействия между нашими республиками. А ведь любой народ следуя законам общества развивается, сообразно историческим, общественно политическим реалиям меняется менталитет, национальные интересы, вкусы, нравственные и духовные ценности, развивается язык, словом, меняется всё то, что делает любой народ уникальным. И это нормально. Но не нормально и катастрофически опасно, что адыги искусственно разделены на 3 части, развиваются совершенно отдельно, практически изолированно и в разных направлениях. Наш съезд, не касается вопроса особенностей, характеристик проблем каждой республики. Но мы вправе констатировать тот факт, что проблемы в каждой республике есть либо в области демографических пропорции и производных от неё проблем, либо религиозных конфликтов, ассимиляционных проблем и многое другое. В результате этих обстоятельств, мы адыги сегодня являемся народом численностью 700-800 тыс. человек, расчлененным на многие этнические осколки, с очень слабыми связями развивающихся в разных условиях и в разных направлениях. Печальной иллюстрацией этого процесса можно считать, тот факт, что представители адыгского этноса из черкесских республик находясь в значительном отдалении от своей малой Родины даже оказавшись рядом друг с другом, не образуют устойчивых этнических групп, землячеств, как это свойственно представителям всех других народов, без исключения, оказавшихся на чужбине. Это свидетельствует об ослаблении национальной самоидентификации адыгов из разных республик, а также о разрушении некогда единой, безукоризненно целостной, уникальной духовно-нравственной системы нашего народа - Адыгэ-Хабзэ.
Чтобы лучше понять, о каком разрушении я говорю, нужно перейти к более детальному рассмотрению событий и фактов нашей отдельно взятой республики. Внимательнее присмотреться к нашей жизни. Мы все адыги, живущие в республике, понимаем, что мы теряем катастрофически свой язык, обычаи, нравы. Теряем духовные ценности, меняются поведенческие нормы. В оценке состояния общества, очень важное значение имеет состояние молодежи, она как лакмусовая бумага показывает здоровье общества. Наша молодежь слабо владеет родным языком, а в таких населенных пунктах, как п.п. Энем и Яблоновский, вовсе, не разговаривают на своем языке. При этом поражает то, что они просто не понимают, что это плохо, что стыдно не знать свой язык, что просто ущербно с интеллектуальной точки зрения не знать язык своих родителей, что утеря тысячелетней культуры наших предков, это свидетельство варварской дикости, духовной нищеты.
Также стремление в овладении образованием, карьерные устремления, конкурентные качества, жизненные мотивации у молодежи снижены хотя бы по сравнению с молодежью населенных пунктов Краснодарского Края. Более того, в крупных населенных пунктах Адыгеи с преимущественно русским населением состояние общества лучше, чем в адыгейских, лучше развивается бизнес, больше создается рабочих мест, более активное население, более высокий уровень доходов. Для примера- ст. Дондуковская, в котором массово освоено производство адыгейского сыра на промышленном уровне. А на успешно работающем Шовгеновском мол.заводе большинство работников привозят вахтами из Курганинска. Местное население (попросту) не настроено на кропотливый, созидательный труд, не обладает предпринимательской инициативой. При стойком и сильном желании высокого качества жизни наши соплеменники не пришли к пониманию того, что единственно верным средством достижения этой цели, является усердный созидательный труд, постоянный образовательный процесс, расчет только на свои силы и качества, а не иждивенческая надежда на государство. Мы как нация не сформировали стратегии своего развития, утеряли прежнюю и не создали новой идейно-духовной конструкции. Не обладаем ни методами, ни стратегией этно-конкурентной борьбы. А ведь нам надо четко понимать, несмотря на то, что мы живем в дружественной среде братских народов России - никто не отменял здоровую конкуренцию между этносами, это главное условие успешного поступательного развития нашей страны. Но мы адыги не готовы к этой конкуренции ни в малейшей части. Не у нашей политической элиты, не в среде этнической интеллигенции нет поэтому поводу никаких планов, соображений, программ, нет вообще четкого осознания что такая проблема есть!
В результате мы имеем то, что имеем. А имеем следующее: например:
1. в Адыгее происходят весьма тревожные демографические изменения. За первые 5 месяцев текущего года в миграционной службе Адыгеи стало на учет более 4770 человек.
Все эти люди приехали заниматься трудовой деятельностью в Адыгею. Многие из них остаются здесь навсегда. Скажем, число жителей республики армянской национальности достигло, по некоторым данным, 30 тыс. человек. Не пропорционально быстро растет число жителей курдской национальности. По данным той же миграционной службы, растет число правонарушений со стороны трудовых мигрантов. Параллельно с легальной миграцией идет нелегальная миграция. При этом важно понимать, что РА не вошла в федеральную программу переселения соотечественников из-за рубежа в целях пополнения трудовых ресурсов республики, то есть мы не можем пользоваться преференциями этой программы для возвращения на родину наших соотечественников, скажем, из Сирии, поскольку считается, что в РА нет дефицита рабочей силы. Но рабочая сила активно прибывает и представлена она народами не очень близкими нам в культурном и ментальном планах. Если в таком большом мегаполисе, как Москва азиатские гастарбайтеры создали серьезные проблемы в сфере трудовой конкуренции, то в маленькой Адыгее такие проблемы просто будут гарантированны. Эти люди принесут с собой религиозную и духовную культуру, а тут не трудно предсказать конфликты с местными устоями и порядком. Уже имеют место случаи, когда приезжие мусульмане начинают поправлять и поучать местных правильности соблюдения и исполнения канонов.
2. Кроме того, беспокоит еще то, что в п. Яблоновском и в п.Энем идет активное жилищное строительство. Казалось бы, и слава Аллаху: но покупают все построенные квартиры не жители Адыгеи, а приезжие из других регионов. Хотим мы того или нет происходит мощная этно- экспансия (интервенция) колоссально меняется национальный, демографический состав республики. В отличие от граждан разных национальностей, давно живущих вместе с нами в Адыгее, новоселы с трудом воспринимают особенности менталитета, уклады жизни и обычаи коренного населения. В п. Яблоновском уже были инциденты, когда новоселы высказывали недовольство обрядами свадеб и похорон, проводимых по адыгским обычаям. Даже высказывали требования, что их надо запретить. Есть обоснованные опасения, что здесь назревают конфликты, а за ними, обычно, следуют обиды, нарушенные права, оскорбленные чувства. Тут бы предпринять меры предупреждения, но пока никаких мер не предпринимается и даже не планируется. А мы видим необходимость в следующих мерах: надо расширить в образовательных учреждениях Адыгеи национальный элемент; поскольку дети разных национальностей знающие адыгский язык, обычаи, танцы и историю, сами уважительно относятся к своим сверстникам адыгам, более развиты и цивилизованны. Адыгейские дети воспринимают их, как своих, а порой даже ближе своих. Между такими детьми конфликтов не происходит. Кроме того, наличие указанных выше элементов в образовании крайне полезно адыгским детям, которые по существу полностью лишены возможности восприятия и усвоения культуры своего этноса. В средствах аудиовизуальной культуры в печатных и образовательной сферах, в дошкольных учреждениях, в административно-властной сфере, словом все факторы, влияющие на формирование мировоззрения, языка, духа личности не содержат адыгского элемента и никто не собирается этого исправлять. Между тем, единственным логическим объяснением существования нашей республики, как самостоятельного субъекта федерации надо полагать именно эти задачи. Федеральный центр, видимо, считает, что адыгам предоставили право иметь свою республику, практически свою государственность, вот они и должны решать свои задачи сохранения и развития своего этноса в рамках полномочия республики.
Еще больше тревог вызывает определенные процессы в соседнем нам Краснодарском крае. Я имею ввиду, целенаправленную политику администрации края направленную на вытеснение из истории и сегодняшних реалий в крае черкесского фактора. Этот курс казавшийся досадным недоразумением в начале, сегодня стал совершенно очевидным и приобрел грубые, неприкрытые формы. В начале появились статьи, якобы, научного характера, в которых описывалась история края, но без единого упоминания о коренных жителях края, о (черкесах) адыгах. Затем появились целые книги и учебники для общеобразовательных учреждений, например, учебник по краеведению- кубановедение. Кроме странного названия в этом учебнике все содержание вызывает недоумение и разочарование. Авторы учебника умудрились изложить историю края для молодого поколения кубанцев, ни разу не упомянув адыгский (черкесский) народ, живший здесь последние тысячелетия и продолжающий жить и поныне. Естественно, молодые читатели этого, академического шедевра, так и не узнали, что адыги были не просто одними из жителей этих мест, а были единственными хозяевами этой страны, которая называлась Черкессией. Нет, вообще, ни одного упоминания о черкесах. Жители Кубани прожив всю свою жизнь в причерноморье так и не знают, как переводится с черкесского Сочи, Туапсе, Анапа, Цемез, все названия рек, ущелий, горных вершин, населенных пунктов. Не знают кубанцы, как правильно называется черкеска, которую они носят, как переводятся газыри, шашка и многое, многое другое, что они так активно перенимают у черкесов.
Кстати процесс обогащения казачьей культуры черкесской вовсе не завершен. Буквально недавно радиостанция "Казак-FM" проинформировала своих слушателей, что у казаков в прошлом были удивительно красивые, но строгие обычаи: Например супружеская пара казаков идя по улицам станицы разделялась- муж шел немного впереди, а жена соответственно отставала. Смысл этого обычая в том, что жена демонстрировала уважение к мужу, показывала в семейной паре главнее, а так же еще то,что перед станичниками надлежало скрывать свои чувства между супругами.. Еще казаки не имели обычая ласкать своих детей при посторонних или хвалить их. Обычаи такие может быть и были, но не один казак, боюсь, не догадывался о том что они есть . Поскольку никогда казаки таких обычаев не соблюдали. А соблюдали такие обычаи черкесы и принадлежали они им.
Еще больших успехов добились краевые телеканалы. Например - 9-й канал вот уже несколько лет транслирует серию передач об истории Края. Передач было очень много, но ни разу не нарушили ведущие канала установки руководства, даже нечаянно не произнесли слово адыги или черкесы. Но слово черкесы все же прозвучало единожды, когда ведущий рассказывал о черкесо-гайях, населявших окрестности Армавира. Думаю будет лишним, пояснять, что все внимание ведущего ушло к "гайяам" о черкесах так ничего и не сообщили. Даже повествуя зрителям о победах одержанных здесь великим русским полководцем Суворовым, ведущий так и не смог выдавить из себя над кем одержал русский герой столь блистательные победы в окрестностях Армавира. С кем воевал Александр Невский история сохранила, кого разгромил Кутузов в 1812 каждый школьник назовет. А вот Суворов проливал кровь зазря под Армавиром. Назвать нельзя - слово это нынче запретное на Кубани. Конечно не для всех- есть серьезные ученные сохранившие совесть и интеллект как Куценко или достойные политики как экс губернатор Кондратенко и они говорят правду о том кто такие адыги-черкесы, но их голоса заглушают те кому строго велено молчать о черкесах.
Если добавить к этой картине и то, что в процессе подготовки к Олимпиаде "Сочи-2014" в культурной программе о черкесском культурном компоненте нет ни строки ни слова. Если добавить еще то, что хозяева ресторанов и кафе на побережье с грустью и шепотом отказывают в выступлениях творческим группам с черкесским компонентом ссылаясь на запреты "сверху". При этом обычно добавляют — ну назовитесь вы армянскими, греческими или еще кем угодно, тогда мы с удовольствием будем сотрудничать, зрители вас очень любят!
Если добавить еще то, что органы государственной власти упорно ликвидируются в республике и переносятся в Краснодарский Край ослабляя тем самым и власть, и экономику, и самостоятельность Республики.
В логическую цепь этих перечислений вписывается еще такой факт: 21 мая этого года Хасэ организовало массовое шествие по г.Майкопу посвященное памяти жертвам Кавказской войны. Некоторые участники шествия прикололи к лацканам пиджаков ленточки на которых была сделана надпись "Урыс-Адыгэ зао 1773-1864". Впоследствии, прокуратура республики, видимо, не без участия специальных служб объявила Хасэ предупреждение по этому факту. А в прошлом году по аналогичному случаю руководителю было вынесено прокурорское предостережение. Ознакомившись с материалами дела мы узнали, что были привлечены ученые-специалисты, со степенями докторов наук, для проведения экспертиз по результатам которой были сделаны выводы о том, что в словосочетании русско-адыгская война содержится противопоставление двух народов вызывающее враждебность и национальную ненависть между ними. На этом основании, использование ленточек участниками шествия было квалифицированно как действие подпадающее под нормы закона об экстремистской деятельности.
Возможно ученные эксперты знали, но не сообщили сотрудникам органов, что Кавказ-это горный массив и по этой причине не может выступать стороной военного конфликта. А сторонами были черкесы и русские, и враждебность и ненависть имели место и возникли в ходе войны, а не в ходе траурного шествия и виновны в них те кто затеял войну, а не те кто скорбит по жертвам.
При этом всем известно, что по всему Краснодарскому Краю устанавливаются памятники таким участникам завоевания Кавказа, как Засс, Ермолов и др. которые с животной жестокостью расправлялись с мирным беззащитным населением черкесов, учинили геноцид. Но здесь, как ни странно , никто не усмотрел ни противопоставления народов, ни национализма, ни экстремизма. Что это если не политика двойных стандартов.
Все тревожные симптомы националистической, шовинистической болезни которые я перечислил выше должны были попасть в поле зрения специальных служб и получить соответствующую правовую оценку, но не попали.
Обязательно должен был попасть в поле зрения государства и такой факт, когда скинхеды исключительно из националистических соображений убивают жителя Кошехабльского района, прямо на глазах сотрудников Дорожно-Постовой Службы , только за то, что он адыг и при этом практически никто из виновных не наказан. Черкесская общественность проявила сдержанность , не стала развивать конфликт и устраивать месть.
Но когда в Майкопе происходит ДТП в котором погибли двое ребят, тот тут же на центральном телеканале организуется шумная, провокационная программа заведомо обвинительного характера, где заявляется, что Адыг сын начальника ГАИ убил двух русских парней? А ведь сотни молодых адыгов ежегодно погибают на дорогах республики и ни разу ни кому из нас не пришло и в голову какой национальности участник ДТП
Вот тут бы возбудить уголовное дело за экстремизм, но нет, нет даже предупреждения, нет вообще ни какой реакции. Что это?
Наверное, все то означает, что есть силы которые просто не любят адыгов, не хотят чтобы наш благородный народ сохранился и развивался, не хотят, что бы мы вообще были. Но это, я убежден, не Российские и не русские патриоты, это вообще силы которые не любят и все другие народы. Не любят Россию и хотят ее развала . Поэтому мы им будем противостоять и мы их обязательно победим. Я уверен. И на нашей стороне президент России он об этом постоянно говорит в своих статьях и выступлениях по национальному вопросу. На нашей стороне вся прогрессивная часть российского общества.
А вот все безобразие которые я здесь перечислил надо назвать своими именами - это местечковый шовинизм, это примитивные, малограмотные потуги, некоторых чиновников, занимающих в иерархии края не последние места с целью перечеркнуть, замазать в истории Западного Кавказа тысячелетнюю Черкесскую эпоху и объявить исходной точкой отсчета в истории дату покорения этих мест. Вот это действительно внесет раскол между нынешними поколениями. Это экстремизм.
Возможно люди виновные в происходящем действительно не знают истории Кавказа сами и вводят в заблуждение других. Тогда мы выражаем сожаление, что люди занимающие в нашем государстве столь влиятельные, высокие посты так дурно образованы.
Что нам делать со всеми этими проблемами? Выше я уже предложил меры по внедрению этнических программ в дошкольных учреждениях и в школах. Хорошо иметь выверенную Республиканскую программу с использованием современных информационных технологии, по популяризации и презентации нашей истории, культурны, языка, обычаев, нравов и т.д. Использовать для этого активнее телевидение, радио, СМИ, Туризм (здесь у нас вообще не работает этнический элемент) и т.д. Мы должны противопоставить экспансии псевдоистории стену подлинной научной истории.
Непременно нужно создать национальное телевидение желательно совместно с двумя другими братскими республиками и непременно спутниковое, чтобы смотрели все черкесы в мире. Здесь мы каждый день слышим, что это очень дорого и очень сложно. Да, знаем. Но также знаем, что спутниковое телевидение есть у многих народов и Республик России, что черкесским спутниковым телевидением власти не занимались и конечно решат эту задачу если займутся.
Тхамата ОД "Адыгэ Хасэ - Черкесский Парламент"
Богус Адам
30 июня 2012 года