ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Следующее заседание по делу о беспорядках на Манежной площади в декабре 2010 года назначено на 10 июля. На нем суд может приступить к допросу подсудимых, считают участники процесса.
Напомним, что дело четырех обвиняемых в организации и участии в массовых беспорядках на Манежной площади было направлено в суд 23 мая. Первое судебное заседание состоялось 14 июня. Гособвинение огласило обвинительные заключения. Николай Двойняков, Виталий Васин, Владимир Кирпичников и Григорий Бильченко частично признали свою вину.
Как сообщал "Кавказский узел", в Тверском районном суде Москвы сегодня началось представление доказательств стороной защиты подсудимых.
Вначале заседания адвокат Николая Двойнякова Регина Салихова попросила приобщить к материалам дела медсправку о том, что отец Двойнякова находится под наблюдением врачей. Затем суд перешел к показаниям явившихся на слушание свидетелей.
Первым в суде был допрошен свидетель стороны обвинения Сергей Евтиков. Заместитель начальника Центра специального назначения Главного управления МВД узнал подсудимого Виталия Васина, которого задерживал на Манежной площади 11 декабря 2010 года, когда фанатские и националистические группировки пытались прорвать оцепление и перекрыть проезжую часть.
Свидетель заявил, что пистолет у подсудимого он не видел, но ранее на предварительном следствии по фото узнавал Васина с пистолетом в руках, сделанном при задержании. Евтиков уточнил, что Васин оказывал сопротивление при задержании, в частности, пытался вырваться, поэтому ОМОНовцы держали его за голову.
Адвокат Виталия Васина задал свидетелю уточняющие вопросы. Евтиков пояснил, что причиной задержания подсудимого была его попытка прорвать оцепление. Сам Васин спросил свидетеля о подробностях задержания.
Сергей Евтиков после просмотра фото из материалов дела подтвердил, что опознавал людей по этим фото, среди которых был Васин.
После этого в судебном процессе начался допрос свидетелей стороны защиты.
Свидетель Виталий Зверлов рассказал суду об обстоятельствах, связанных с его пребыванием на Кронштадтском бульваре.
"Мы с друзьями знали Егора Свиридова. Кирпичников встретился со мной у метро "Охотный ряд" вместе с Беленковым и Шкаликовым. К тому времени, как мы приехали на Манежную, она уже была заполнена людьми. Приехали туда почтить память Егора Свиридова, своего друга. Кирпичников знал Свиридова с 2004 года", - сообщил суду свидетель защиты подсудимого Владимира Кирпичникова.
Он также рассказал, что на Манежной они встретили "группу кавказцев, которые выражались нецензурно".
"И тогда мы с Кирпичниковым подхватили крик толпы: "А ну-ка давай покидай Москву! ", потому что с их стороны звучало: "Русская мразь! " и тому подобное в наш адрес", - пояснил свидетель, уточнив, что заменил нелитературное слово более подходящим для судебных показаний.
По его словам, потом они хотели уйти, "но получили жесткий отпор от ОМОНовцев, пытались "тыркаться", но никого не выпускали".
"Я от Кирпичникова слышал, что надо покидать площадь. Он не выкрикивал лозунги и призывы. Он не призывал бить ОМОН, а наоборот пытался успокоить и призывал покинуть площадь. Кирпичников на сотрудников не набрасывался и насилия не совершал, руками и ногами не махал. Через оцепление ОМОНа мы хотели пройти с целью уехать домой", - рассказал Виталий Зверлов.
Он пояснил, что и сам был задержан. "На Манежной меня задержали сотрудники ОМОНа, за это я привлекался к административной ответственности за неподчинение ОМОНу. По статье 282 за просьбу кавказцев "покинуть Москву" не привлекался", - отметил Зверлов.
Адвокат Мария Малаховская просила суд предъявить свидетелю для обозрения фото из материалов дела, о которых он пояснил, что группа кавказцев начала "заварушку" и выкрикивала в адрес русских парней неприятные слова.
Зверлов отметил, что на фото зафиксировано, как он и Кирпичников пытались покинуть площадь, чтобы уехать домой. Мария Малаховская обратила внимание суда, что лежащий на земле ОМОНовец находится в защитном головном уборе.
По словам свидетеля, Кирпичников в день беспорядков на Манежной был трезв. Также он отметил, что он не слышал, чтобы сотрудники ОМОНа указывали, как можно покинуть площадь.
Зверлов добавил, что он сам приехал на Кронштадтский бульвар "после похорон Егора Свиридова, поэтому был нетрезв, но не был в состоянии опьянения, а скорее был ошарашен происходящим".
Вторым свидетелем защиты в суде был допрошен Сергей Кузьмин. Он узнал Владимира Кирпичникова, с которым "знаком года три".
Свидетель рассказал суду, что 11 декабря 2010 года встретился со своими друзьями на Кронштадтском бульваре примерно в 12.00. На месте убийства Егора Свиридова его ждали товарищи: Зверлов, Кирпичников, Шкаликов и Беленков.
"Спиртные напитки мы не распивали, только возложили цветы на остановке (где произошло убийство Егора Свиридова, - прим. "Кавказского узла"). Поехали на метро на Манежную площадь. Там молодые люди жгли файеры, кричали: "Россия для русских! ", пели гимн России. Находились мы возле купола гостиницы Москва, в сторонке. Когда масса народа на площади росла, по периметру нас оцепил ОМОН, и мы решили уходить и пошли в сторону ЦВЗ, но от дороги в центр площади ОМОН начал всех теснить, а как выходить ОМОН не говорил, звучало только, чтобы не подчинялись на провокации и расходились", - рассказал Кузьмин.
По его словам, Кирпичников был рядом с ним, но потерялся, когда ОМОН начал теснить людей. Свидетель пояснил, что покинуть площадь им удалось только, когда приехал начальник ГУВД, и оцепление возле метро было снято.
Он также подтвердил слова предыдущего свидетеля о том, что Кирпичников был трезв. "Я не видел, как Кирпичников пытался прорвать ОМОН", - заявил Кузьмин.
Затем в суде была допрошена мать Григория Бильченко Лариса Бильченко. Она рассказала суду, что ее сын окончил колледж, спиртными напитками не увлекался, приступов агрессии она за ним никогда не замечала. Во время допроса женщина заметно волновалась, у нее дрожал голос, а пальцы рук были сцеплены "в замок".
Бильченко пояснила, что во время опознания ее сына ОМОНовец опознал его среди статистов азиатской внешности. По словам свидетельницы, она была законным представителем своего несовершеннолетнего на тот момент сына и присутствовала на следственных действиях, которые проходили в коридоре.
Адвокат Григория Бильченко обратила внимание суда, что на процессуальных документах, составленных во время предварительного расследования, отсутствуют подписи мамы Бильченко, что подтвердила и Лариса Бильченко после просмотра документов из материалов дела.
"О событиях на Кронштадтском бульваре я знала как о мероприятии памяти погибшего мальчика и давала деньги своему сыну на цветы, которые он ехал возлагать на месте гибели Егора Свиридова", - рассказала в суде мать подсудимого.
Затем суд вернулся к исследованию доказательств вины, обозначенных стороной государственного обвинения. Ранее заявленные свидетели обвинения не явились на допрос из-за того, что находились в служебных командировках на Северном Кавказе и в отпусках. Сторона защиты не возражала против рассмотрения дела в их отсутствие, в суде были оглашены показания, данные свидетелями в ходе предварительного расследования.
11 декабря 2010 года более пяти тысяч футбольных болельщиков и националистов устроили беспорядки на Манежной площади после шествия в память о болельщике "Спартака" Егоре Свиридове, убитом в драке в ночь на 6 декабря. По информации властей Москвы, в результате беспорядков пострадали 32 человека.
"Кавказский узел" сообщал, что 28 октября 2011 года суд приговорил фигурантов по делу о беспорядках на Манежной площади, активистов "Другой России" Игоря Березюка, Кирилла Унчука, Руслана Хубаева, Леонида Панина и Александра Козевина к срокам заключения от двух лет до 5,5 года. 29 марта судебная коллегия Московского городского суда смягчила наказание для части подсудимых.