ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
25 июня 2012 г.: FIDH и OMCT выражают глубокую озабоченность захлестнувшей Азербайджан волной арестов, задержаний и бесчеловечного обращения с правозащитниками, независимыми журналистами и деятелями оппозиции, а также усилением репрессий против актвистов кампании "Пой для демократии", проведенной накануне и во время конкурса "Евровидение-2012".
22 июня правозащитник Хилал Мамедов, главный редактор газеты "Толиши Садо" (Голос талыша), предстал перед Низаминским районным судом по обвинению в хранении наркотиков по ст. 234 Уголовного кодекса Республики Азербайджан. FIDH и OMCT опасаются, что уголовное дело против правозащитника сфабриковано с целью санкционировать его профессиональную деятельность. По официальным сообщениям, 21 июня сотрудники полиции конфисковали у г-на Мамедова 5 г героина, а еще 30 г были якобы обнаружены при обыске у него дома. В настоящее время журналиста поместили в Шуваланский СИЗО на три месяца, а в случае признания его виновным ему грозит от пяти до двенадцати лет заключения.
В апреле 2012 г. был арестован правозащитник, координатор гражданского общества "Кура" Октай Гюлалиев, которому предъявлены обвинения по ст. 220.2 УК Азербайджана (призывы к неповиновению законным требованиям представителя власти и беспорядкам, а также к насилию против граждан). По полученной информации, во время содержания в Шуваланском СИЗО №3 г.Баку Октая Гюлалиева неоднократно подвергали избиениям, по голове, животу и ногам. Он также подвергался оскорблениям и угрозам. Несмотря на резкое ухудшение состояния здоровья, медицинская помощь ему не оказывалась. Хотя г-на Гюлалиева освободили 13 июня 2012 г., уголовное дело против него не прекращено, и в случае признания его виновным активисту грозит до трех лет тюремного заключения.
8 июня 2012 г. сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Азербайджана арестовали в Сабирабадском районе еше одного активиста гражданского общества "Кура" Ильхама Амирасланова. Находясь в заключении, Ильхам Амирасланов подвергся избиениям и пыткам. 19 июня 2012 г. написанное им письмо с описанием этих пыток было отправлено на имя Генерального прокурора Республики и размещено в социальной сети Facebook.
12 июня 2012 г. сотрудники Сабаилского районного управления полиции г. Баку задержали на 24 часа 23-летнего блоггера Мехмана Хусейнова. Его допрашивали в связи с обвинением в оскорблении и нанесении телесных повреждений сотрудникам полиции во время несанкционированной акции оппозиции, состоявшейся 21 мая 2012 г., накануне проведения в азербайджанской столице полуфинала музыкального конкурса "Евровидение". В ходе заседания суда 13 июня 2012 г. ему предъявили обвинения по ст. 221.2.2 УК Азербайджанской Республики (хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти), и теперь ему грозит до пяти лет тюремного заключения. Мехман Хусейнов был освобожден, однако ему запрещено покидать Баку на протяжении предварительного следствия, которое должно продлиться около двух месяцев.
По мнению азербайджанских правозащитников, Мехмана Хусейнова арестовали для того, чтобы оказать давление на его брата Эмина Хусейнова, возглавляющего Институт за свободу и безопасность репортеров.
11 июня 2012 г. корреспондент иранского телеканала "Сахар ТВ" Анар Байрамлы был приговорен к двум годам тюремного заключения. В феврале 2012 г., после того, как спикер азербайджанского праламента обвинил телеканал "Сахар" в "подготовке антиазербайджанских провокаций", журналист был арестован сотрудниками полиции по обвинению в хранении наркотиков. 13 июня 2012 г. в полицию вызвали еще одного журналиста и спикера оппозиционной Партии Народного фронта Азербайджана Натика Адилова, которого подвергли допросу в связи с состоявшейся 24 мая 2012 г. акцией протеста у здания Общественного телевидения. Посоветовав журналисту прекратить "антигосударственную деятельность" и выйти из Народного фронта, его все же отпустили.
FIDH и OMCT призывают власти Азербайджана: