22:54 / 08.08.2012В Волгограде на процессе о взятках в ГИБДД адвокаты заявляют о нарушении их прав

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Волгограде на судебном процессе о взятках в ГИБДД сегодня были допрошены семеро свидетелей обвинения – четыре сотрудника следственного управления Следственного комитета РФ по Волгоградской области и трое бывших сотрудников второго батальона ДПС. Двое экс-сотрудников батальона сообщили, что передавали деньги начальству. Адвокаты заявили о нарушении судьей их права на защиту подсудимых.

Как сообщал "Кавказский узел", по версии обвинения, командир батальона ДПС Олег Кирпа в начале 2010 года создал группу, в которую входили начальники контрольных пунктов полиции Александр Карасаев и Евгений Перепелица, а также командиры взводов Александр Бондаренко и Сергей Новак. Они, как считает обвинение, осуществляли поборы с подчиненных в виде части зарплаты и определенной суммы каждую смену, а половину полученных средств передавали Кирпе.

Бабаян: свидетели связаны своими должностными полномочиями

Допрошенные сегодня следователи - Ильяз Бралиев, Сергей Кулаковский, Евгений Волчанский - и экс-следователь Дмитрий Фролов в свою очередь допрашивали в начале 2011 года инспекторов ДПС, проходящих в качестве свидетелей в рамках расследования этого уголовного дела.

На предварительном следствии последние дали одни показания, а на допросах в областном суде уже другие. Адвокаты выступили против допроса следователей.

В частности, адвокат Бондаренко Татьяна Бабаян предположила, что показания свидетелей будут субъективными, поскольку они "связаны своими должностными полномочиями и работали на предварительном следствии в рамках данного уголовного дела".

На вопрос гособвинителя, придерживался ли Ильяз Бралиев версии обвинения при допросе свидетеля Романа Загребельного, следователь ответил отрицательно. "Я старался получить объективную картину", - добавил он. Бралиев также сказал, что в некоторых случаях использовал литературное перефразирование при составлении протокола допроса.

Следователь Сергей Кулаковский отметил, что дословно записывал показания Романа Загребельного. Судья поинтересовался, записывал ли следователь допрашиваемого "с чистого листа или какие-то заготовки были с учетом ранее допрошенных свидетелей". Кулаковский сказал, что писал протокол со слов Загребельного.

Следователь Евгений Волчанский допрашивал инспектора Алексея Семенова. "Не могу сказать, что сведения фиксировались дословно или теми словами, которые он говорил. Они заносились в протокол с интерпретацией, использованием синонимов, после чего с протоколом знакомились свидетели и подписывали его. Я текст подвергаю литературной обработке, но смысл от этого не меняется", - сказал Волчанский.

Волчанский также сообщил, что в первые дни расследования уголовного дела было допрошено много людей и ни с кем из них не возникло "ни конфликтов, ни ссор, ни споров". Он также заявил, что им не были заготовлены шаблоны допроса. "В эти дни потоком шли свидетели, поэтому времени что-либо заготавливать заранее, не было физически", - отметил следователь.

Следователь Дмитрий Фролов, в начале 2011 года допрашивавший инспектора Дмитрия Ненахова, заявил, что все, что было сообщено в ходе допроса, отражено в протоколе.

Калачев: было понятно, что деньги собирались за покровительство

Свидетель Алексей Павлов, работавший инспектором ДПС под руководством Бондаренко, сообщил сегодня, что передавал старшему смены по 3-4 тысячи рублей в месяц. Со слов коллег, отметил он, ему известно, что деньги передавались вышестоящему руководству, но он этого утверждать не может. Павлов также рассказал, что инспекторы, не сдававшие деньги, вместо работы на дороге охраняли штаб батальона. Всего, уточнил свидетель, он передал руководству около 12 тысяч рублей.

Гособвинитель заявила ходатайство об оглашении протокола допроса Павлова в ходе предварительного следствия, которое было удовлетворено судом. Согласно протоколу, Павлов четырежды сдал руководству по три тысячи рублей.

Бывший сотрудник 2-го отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД ГУВД по Волгоградской области Евгений Калачев сообщил, что указание сдать три тысячи рублей поступило от старшего смены. Из личной беседы с сотрудниками ему стало известно, что деньги передавались командиру взвода, пояснил свидетель. На вопрос судьи, "Для чего сдавал деньги?", Павлов ответил, что боялся потерять работу.

Гособвинение заявило ходатайство огласить протокол допроса Калачева на предварительном следствии.

"Было понятно, что деньги собирались за покровительство и попустительство по службе со стороны командира взвода Бондаренко", - заявил свидетель на предварительном следствии. Тогда он сообщил, что трижды передал деньги - всего 11 тысяч рублей.

Барышников: пять человек отказывались сдавать деньги

Перед допросом свидетеля Олега Барышникова командир батальона ДПС Олег Кирпа отметил, что сомневается в правдивости его показаний. "Он, как и на предварительном следствии, будет говорить неправду, - сказал он.

Кирпа отметил, что Барышников "занимался разложением дисциплины" и не был согласен с руководством. "Данный свидетель будет говорить неправду, поскольку у него ко мне сложились неприязненные отношения", - заявил обвиняемый Евгений Перепелица.

Перепелица охарактеризовал бывшего подчиненного как злостного нарушителя дисциплины, который халатно относился к служебным обязанностям, по поводу чего Перепелица, по его словам, рапортовал вышестоящему руководству.

В свою очередь Барышников заявил, что был уволен еще до задержания своего бывшего начальства, и их мнения никак не повлияют на его показания. Свидетель сказал, что Кирпа предложил ему сменить место жительства, однако он отказался. После этого, заявил Барышников, начались придирки со стороны.

Весной 2009 года, пояснил свидетель, Перепелица завел с ним разговор о необходимости сдавать деньги. Но, по словам Барышникова, денег он никому не давал, но их все же удерживали с его зарплаты, которую, по словам свидетеля, за него получал Перепелица.

Барышников пояснил, что до прихода нового руководства его зарплата составляла 14-17 тысяч рублей, потом он ни разу не получал больше девяти тысяч рублей. Он сообщил, что "чувствовал себя в коллективе изгоем", на дорогу его не пускали, жезл в руки не давали, а приказали охранять туалет. Всего, сказал Барышников, на КПМ пять человек отказывались сдавать деньги, за что их пытались вынудить уйти с работы.

Клочков: я несу персональную ответственность за вынесение приговора по делу

Адвокат Александра Бондаренко Татьяна Бабаян заявила сегодня возражения на действия председательствующего судебного заседания Александра Клочкова. Последний, по ее словам, прервал ее, когда она пыталась заявить ходатайство о предоставлении времени для подготовки к допросу следователей.

Она сослалась на УПК, согласно которому стороны пользуются равными правами в судебном заседании. "Председательствующий посчитал не нужным предоставить защите и подсудимым время для подготовки к допросу свидетелей. Я считаю, что в данном случае председательствующий нарушил принцип равенства сторон в процессе, право подсудимых на защиту. Я считаю, что в последующем это недопустимо. Я считаю, что право председательствующего дать оценку действиям защитников, но он не может не дать высказать ему свою позицию до конца, прерывая его", - сказала Бабаян.

Татьяна Бабаян также заявила, что считает "неправильным и некорректным, когда председательствующий при свидетеле дает оценку формулированию защитником вопроса свидетелю". "Это недопустимо и не предусмотрено УПК, председательствующий должен его просто снять, не требуя от защитника объяснений, почему он его поставил", - пояснила она свою позицию.

На вопрос судьи, нужен ли повторный допрос следователей, все адвокаты и подсудимые ответили отрицательно. Судья Александр Клочков отметил, что "на любой стадии перебивать председательствующего ходатайством никому не позволено".

"Я остаюсь на той же позиции", - заявил он, и напомнил защитникам, что они могут "и сейчас, и в последующем жаловаться на действия председательствующего".

Он также отметил, что если ему непонятно, о чем ведут речь защитники, он будет прерывать их и задавать вопросы. "Более того, я не считаю здесь возможным вести речи о тех моментах, которые не связаны и не относятся к рассматриваемому уголовному делу. Мне хотелось бы понимать, что происходит в судебном заседании, поскольку я несу персональную ответственность за вынесение приговора по данному уголовному делу", - добавил Клочков.

Напомним, Олегу Кирпе и его подчиненным вменяется преступление по статье 290 часть 4 пункты "а", "в", "г" УК РФ – "Получение взятки через посредника за общее покровительство и попустительство по службе совершенное организованной группой с вымогательством в крупном размере". Санкция по инкриминируемой подсудимым статьи предусматривает от семи до 12 лет лишения свободы со штрафом до миллиона рублей. Кирпе вменяется также статья 290 часть 4 пункты "в" и "г" - "Получение взятки через посредника за общее покровительство и попустительство по службе с вымогательством в крупном размере". Следствием установлено, что сумма полученной обвиняемыми взятки превысила пять миллионов рублей. Подсудимые не согласились с сутью предъявленного им обвинения.

Из пятерых сотрудников лишь Сергей Новак признал свою вину, поэтому его дело рассматривалось отдельно и в особом порядке. Суд приговорил его 23 марта к пяти годам условного заключения с испытательным сроком на три года.

Автор:Татьяна Филимонова