00:56 / 13.08.2012В Ростове-на-Дону почтили память погибших от немецких оккупантов жителей города

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Ростове-на-Дону 12 августа жители и гости города почтили память погибших от немецких оккупантов в Змиевской балке. Люди разных возрастов и национальностей отдали дань памяти погибшим в массовом расстреле 1942 года.

Как сообщал «Кавказский узел», в Ростове-на-Дону прошли траурные мероприятия, посвященные 70-летию трагедии в Змиевской балке, где в августе 1942 года нацистами было убито более 20 тысяч человек. В шествии под названием «Марш живых» участвовало около 500 человек. 

Шествие "Марш живых" в память погибших в массовом расстреле 1942 года в Змиевской балке. Фоторепортаж корреспондентов "Кавказского узла" Натальи Баженовой и Олеси Диановой.

Участники Марша живых вспоминали предков, погибших в Змиевской балке

В ходе шествия было зачитано воззвание, написанное от имени Совета еврейских старейшин к евреям Ростова в 1942 году,

Читающий воззвание Даниил Попов рассказал корреспонденту «Кавказского узла», что оно было зачитано для воссоздания атмосферы того времени.

«В этом воззвании от евреев города требовалось явиться утром 11 августа на шесть сборных пунктов, откуда бы их якобы переселили в особый район для защиты от нападения. Эти объявления были расклеены везде на деревьях. Мы зачитывали это, чтобы напомнить участникам шествия о том, что происходило. При этом наши чтения состоят из двух частей: это исторические факты и молитвы. Чтобы воссоздать те времена все участники шествия надели нарукавные повязки с изображением звезды. В те года всех евреев заставляли надевать такие повязки, им не позволялось ходить по тротуарам, покупать что-либо в магазинах. Открывать свои торговые точки - вообще много чего не позволялось», - рассказал Даниил Попов, добавив, что в роду у него в Змиевской балке погибла прапрабабушка, остальным оказавшимся там предкам чудесным образом удалось выжить.

«На балку можно было прийти, но выйти не позволялось никому. Туда попали моя прапрабабушка, прабабушка и бабушка. При этом последняя была еще совсем маленькой девочкой, которой, когда они уже вошли на место расстрела, очень захотелось пить. Она подбежала к немцу и попросила пить, а тот вытолкал ее из оцепления наружу. Все это увидела ее мать, то есть моя прабабушка, которая рванула за своей дочерью и также оказалась за оцеплением. Таким чудесным образом им удалось выжить. Все это они сами мне рассказывали, когда еще были живы», - поделился своей историей Даниил Попов, отметив, что на траурные мероприятия он пришел почтить память всех погибших.

«Сейчас мне обидно за то, что городская администрация пытается скрыть факт того, что Змиевская балка – самый крупный в России мемориал Холокоста, замалчивая о том, что в Змиевской балке 70 лет назад убивали только за то, что ты еврей. Ведь мы пытаемся это доказать не ради пиара, это доказано историческими фактами», - считает он.

У участницы Марша живых, сотрудницы семейного центра помощи евреям и членам их семей «Асмаут» Татьяны Бутман в Змиевской балке в 1942 году были расстреляны прабабушка и три ее дочери.

«Я принесла свое нарисованное родовое древо, которое составил мой дядя. По нему становится понятно, что в Змиевской балке были расстреляны прабабушка и три ее дочери. По воспоминаниям некоторых оставшихся в живых после тех событий, становится понятно, что евреи пошли на балку, откликнувшись на воззвание Совета еврейских старейшин, потому что не верили в то, что их могли обидеть. Они шли за спасением, но в итоге были расстреляны. Думаю, и мои предки попали в такую же ситуацию», - считает Татьяна Бутман.

По ее словам, на траурные мероприятия она пришла не одна, а привела многих живущих рядом с ней.

«Во дворе у себя на Нахичевани (район Ростова-на-Дону. - прим. "Кавказский узел") я объявила, куда сегодня иду. По отзывам на это я поняла, что многие другие национальности в Ростове знают о произошедшем и помнят те события», - рассказала корреспонденту «Кавказского узла» Татьяна Бутман.

На территории самого мемориального комплекса колонну ждали учащиеся школ и лицеев, которые выстроились в шеренгу вдоль прохода к памятнику.

Как рассказала корреспонденту «Кавказского узла» ученица лицея № 1 Екатерина Заварзина, на уроках истории ей тоже поведали, что 70 лет назад в Змиевской балке Ростова было расстреляно большое количество населения именно по национальным признакам.

«Нас собрали тут в этот день, чтобы почтить память погибших. Во времена Великой Отечественной войны здесь расстреляли большое количество населения из-за их национальности. Нам рассказывали, что особенно пострадали евреи», - сообщила учащаяся.

Камнем преткновения стало определение жертв трагедии в Змиевской балке

После объявления ведущей о начале шествия колонна из более чем 500 человек проследовала по дорогам, ведущим к Вечному огню. Первыми венок возложили солдаты, потом гвоздиками почтили память убитых представители местной и областной властей, священники православной церкви. Иудеи принесли к Вечному огню камни. После объявленной минуты молчания  выступали пришедшие к мемориалу. При этом представители властей и православной церкви заявляли о погибших в Змиевской балке мирных жителях. Представители еврейских организаций говорили  жертвах Холокоста.

«В трагических событиях в Змиевской балке пострадало значительное число еврейского населения», - зазвучало в речи ведущей.

«Семьдесят лет назад здесь погибло огромное количество мужчин, женщин, детей и беременных, только потому что они были евреями», - сказал главный раввин Тель-Авива, председатель попечительского совета музея «Яд Вашем» раввин Меир Исраэль Лау, продолжив свою речь историей из жизни.

«Я освободился из Бухенвальда, когда мне было восемь лет. У меня не было ни имени, ни фамилии, был только номер. Через пятьдесят лет на встрече таких же освобожденных я приехал как человек: с именем, фамилией и званием главного раввина Израиля. Я прожил с мыслью о том, что за те страшные события мы должны отомстить, но отомстить, живя, не забывая этого и сохраняя память о прошлом», - заявил раввин Меир Исраэль Лау.

Представители православной церкви после прочтения молитвы заявили об отсутствии национальности у погибших в трагедии в Змиевской балке.

По словам заместителя министра внутренней и информационной политике Ростовской области Владимира Некрасова, 70 лет назад в Змиевской балке были расстреляны советские жители города и военнопленные.

«Сегодня на траурные мероприятия собрались люди всех национальностей и конфессий. Потому что в 1942 году здесь были расстреляны военнопленные, мирные жители и представители еврейского народа, который приводили для уничтожения. Это массовая братская могила. Это массовая могила жертв Холокоста», - заявил Владимир Некрасов.

Как сообщал "Кавказский узел", в Змиевской балке мемориальная доска, посвященная жертвам Холокоста, была заменена на текст о "мирных советских гражданах". "Российский еврейский конгресс", центр и фонд "Холокост" и Московское бюро по правам человека выступили с совместным заявлением, в котором требовали вернуть упоминание о евреях на мемориальной доске. Однако администрация Ростовской области отказалась вернуть надпись о жертвах Холокоста на мемориал в Змиевской балке и заявила, что мемориал не признан памятником жертвам Холокоста, а финансируется он исключительно из бюджета города. Представители общины подали на городские власти в суд.

В эти дни в Ростове также проходят Кинофорум фильмов о Холокосте и международная научная конференция «История Холокоста на Северном Кавказе».

Автор:Олеся Дианова