ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Идея создания музея каменных артефактов на территории Атажукинского сада в Нальчике вызвала резонанс в обществе, в частности, негативную позицию по этому поводу выразили представители Координационого совета адыгских общественных объединений.
Отметим, что идея создания в Нальчике музея каменных артефактов под открытым небом была выдвинута исследователями-краеведами Марией и Виктором Котляровыми. Их предложение нашло поддержку в администрации Нальчика. Под музей отведен небольшой участок в парковой зоне курорта напротив санатория "Нальчик", в настоящее время проводится архитектурная разработка, оговорено, откуда будут доставлены экспонаты.
Координационный совет адыгских общественных объединений в своем обращении от 2 августа к главе Кабардино-Балкарии Арсену Канокову ставит вопрос об "отсутствии внятной культурной, нравственной и экологической политики в развитии Атажукинского сада". Идея музея, по мнению представителей совета, "не только фактически дезавуирует название сада, но и меняет его суть путем внедрения элементов инородной – японской – культуры". "Вместо решения на научной основе накопившихся проблем предполагается истратить значительные средства на сборище каменных менгиров (истуканов) в зеленой зоне сада. Эту идею можно реализовать в местах, где находятся эти камни, но только не в Атажукинском саду", – говорится в обращении.
По мнению авторов письма, реализация идеи сада камней свидетельствовала бы о непрофессиональном ведении паркового хозяйства, искоренении "духа адыгской традиционной садово-парковой культуры". Авторы обращения отмечают, что данная идея вызвала "возмущение в широких кругах общественности".
"Однако если на самом деле речь идет о "возмущении в широких кругах общественности", то музей может и не появиться", – с сожалением сказал корреспонденту "Кавказского узла" Виктор Котляров. При этом он отметил, что сомневается в достоверности подобного "широкого возмущения".
Собеседник также напомнил, что герой Нартского эпоса Сосруко согласно легенде вышел из камня.
"Нашествие" каменных истуканов – памятников скифской культуры, Атажукинскому саду не грозит, так как их осталось немного – практически все они уничтожены", - заявил директор Атажукинского сада Али Хочуев.
По его словам, саду не грозит и "внедрение элементов инородной культуры", поскольку на его территории предполагается создать не традиционный японский сад камней, а музей природных артефактов Кабардино-Балкарии.
"Идея музея под открытым небом мне кажется интересной. Я видел некоторые из будущих экспонатов. В одном из них, разломанном неизвестными, внутри оказалась окаменелая ящерица, в другом – паук. Сейчас они находятся в горах в труднодоступных местах, не каждый туда попадет", – сказал Хочуев.
Стоит добавить, что музей планируется создать на общественных началах – силами энтузиастов – без привлечения государственных средств. Благоустройство отводимой под него территории возложено на администрацию Атажукинского сада, которая должна направить на это дело собственные ресурсы.
"Кавказский узел" также сообщал, что в январе 2012 года в районе Заюковского некрополя Кабардино-Балкарии обнаружен катакомбный мужской монастырь, действовавший в начале второго тысячелетия нашей эры. Краеведы также выступили с предложением превратить это место в музей под открытым небом.
ВОИСТИНУ ЭТО КАМНИ РАЗДОРА. КАК МОЖНО ВЫСТРАИВАТЬ ОТНОШЕНИЯ РУГАЯ НАПРОПАЛУЮ. ДОХОДИМ ДО АБСУРДА. КАК-ТО, В РАЗГАР ПОДЪЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МНОЮ УВАЖАЕМЫЙ НЫНЕ ПОКОЙНЫЙ З.НАЛОЕВ ПОТРЕБОВАЛ С ЛЮДЕЙ НА СТАДИОНЕ СНЯТЬ ВСЕМ ГАЛСТУКИ. ЭТО БЫЛО В ОЧЕРЕДНУЮ ГОДОВЩИНУ ПАМЯТИ АДЫГОВ. ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ. РАЗВЕ КОТЛЯРОВЫ НЕ ЗАСЛУЖИВАЮТ БОЛЕЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ
"Собеседник также напомнил, что герой Нартского эпоса Сосруко, согласно легенде, вышел из камня."
Это в корне меняет дело.
Эх... тыгыдык- тыгыдык- тыгыдык...:)
Да ещё и японцами назвали ))))))))))))))
/По мнению авторов письма, реализация идеи сада камней свидетельствовала бы о непрофессиональном ведении паркового хозяйства, искоренении "духа адыгской традиционной садово-парковой культуры"/
А можно расшифровать фразу "адыгская традиционная садово(ладно уж)- ПАРКОВАЯ(!) культура"? А если все же что то не соответствует чему то адыгскому, верните парку его родное название, хотя координационному совету в этом случае не останентся поля деятельности для координации и советов:)
Совет совершенно прав???? Так может закроем Кабардинский театр- он не соответствует исконному духу адыгов. Да и выселить бы некабардинцев из Нальчика- они тоже на адыгов не похожи:)))
Ну не надо на ровном месте нагнетать балкарцы-кабардинцы, нигде не сказано, что балкарцы нарушают своим присутствием культуру кабардинцев, и что эти артефакты - исключительно балкарского происхождения. Просто деятелям заняться не чем больше - они же уже все сделали для сохранения кабардинской культуры, теперь осталось только не пушшать каменные артефакты)))
Все верно. А в части возмущения общественности - так я спать не могу, так возмущен)))
мыважьхэр зыхьуаляфасыну аращ э мыжыкъит1ым, ди адыгэ паркым! - сказал великий магистр координации адыгских координаторов )) идиёт ахронот какой-то..... ))
По твоим меркам - да
Васька тоже адыг:))))))))))))))))))
sirius236 (13.08 / 23:52)
Хетты - это семитская народность (см. Википедию). Выходит, адыги родственны иудеям и арабам?
Относительно железа. Открытие этого металла предания приписывают малоазиатскому народу халибов: от их названия происходит греч. Χάλυβας — «сталь», «железо». Аристотель оставил описание халибского способа получения железа.
Но это все - великое заблуждение. Изобретение компаса, пороха, бумаги, печатного станка, паруса, колеса, лука, изобретение синхофазотрона - все это принадлежит адыгам, а создание большого КАЛЛАЙДЕРа - балкарцам. Предки адыгов - атланты, предки балкарцев - шумеры (народ, которого историки считают авторов 36 из 40 самых революционных изобретений).
Идея создания музея каменных артефактов - хорошая идея. Будет здорово, если она осущесвится. Не думаю, что на самом деле существует этот "страшный общественный резонанс" и надеюсь, осуществлению такой интересной идеи никакие организации, которым больше заняться нечем, не помешают.
Наилучший вариант.. Но в эпоху усредненного человека нам нечем похвастаться, кроме победы в ВОВ.
Координационный совет адыгских общественных объединений совершенно прав. Что касается Котляровых, то они в вопросах истории и археологии они абсолютные дилетанты, претендующие на значимость. Чего стоит, например, их утверждение что они якобы нашли могилу Кабарды Тамбиева не имея никаких серьёзных оснований. Хотя в целом деятельность Котляровых положительна. Интересную статью нашёл для Коондинационного совета: http://kbr.livejournal.com/734552.html?mode=reply - там крайний русский националист возмущается тем, что про Русско-Кавказскую войну наши историки осмеливаются писать в учебниках. О свирепствующем в России кавказоненавистничестве ясно говорит эта статья!
Наверное вы правы. Есть же государственный заповедник Нацпарк Приэльбрусье. Вот видимо и над этим садом хотят поставить чиновников для сбора арендной платы с Эльбруса, Трека, аттракционов, канатки, зоопарка...
Гъуки пгъочь от Къотлягъовых.
Да конечно вы правы. Многие местные и приезжие не могут выехать в горы и посмотреть, а тут в парке всё было бы очень доступно для сотен тысяч местных людей и туристов. Во всём мире любой город пытается хоть чем-то особенным привлечь туристов, а мы всё на месте топчемся.
да пусть будут камни, что в этом плохого-то? японский сад камней в реликтах кавказских усмотреть это надо быть извращенцем )) Вокруг этих реликтов можно было развить тему дальше, продолжить историческую тему и наряду с древними камнями создать реконструкцию и 16го века и времён кавказской войны и дореволюционного уклада... что плохого-то?
Когда я учился, то нам объясняли что этот сад разбил граф Долинский, привезя много саженцев, поэтому и назывался Долинском. А сейчас Атажукинский сад. Может эта земля была за Атажукиными оформлена, а сад разбивал Долинский? Ведь адыги земледелием и садоводством особо не занимались, предпочитая набеги и чуть меньше скотоводство.
Да уж, значит памятники балкарцев чужеродны для КБР, а Эльбрус общий, просто замечательно, значит балкарцы нарушают своим присутствием культуру кабардинцев
Альфу очередной плюс ))))
На ровном месте народ исходит гуаном. Это же было бы интересно - то, что раньше (в древности) было частью ландшафта для многих народов, проживающих здесь, собрать в одном месте. Или на Кабардинской равнине не было памятников (менгиров и пр.) скифского, аланского и пр. происхождения? Тупняк, ей Богу.
Нет, надо истерить по любому поводу. "Нэ позволим!", ёпть)))
"Вместо решения на научной основе накопившихся проблем предполагается истратить значительные средства на сборище каменных менгиров (истуканов) в зеленой зоне сада. Эту идею можно реализовать в местах, где находятся эти камни, но только не в Атажукинском саду", – говорится в обращении. ВОТ ТАК.
уэ1, Lex адыги ))))
Координационный совет решил разделить общую историю, ограниченная точка зрения на культуру.
К сожалению выхадка отдельных "личностей" вызывает нигатив ко всему народу, внезависимости от того кабардинец или балкарец.
Как же ты прав!!! Одни идиоты от "делать нефиг" обустраивают парки, другие идиоты тратят время и деньги на архитектуру. А некоторые суперидиоты даже стихи пишут. Нет предела человеческой глупости!
Чьи это менгиры- вопрос десятый. А то что от твоего имени выступают мракобесы- вот это вопросище!
"Особенности национальной охоты"...Сад камней...А Кузьмича,случайно,нет?)
Утрируйте, товарищи?! А нет ли среди вас провокаторов, которые каждый вопрос сводит к якобы существующему конфликту между кабардинцами и балкарцами?
Alf (13.08 / 21:21)
"Я тут подумал - надо и скамейки убрать, и плитку выдрать. Ибо не...."
Предлагаю идти дальше. Ради защиты своей национальной идентичности отказаться от всего инородного: японского сада и японских автомобилей, корейской бытовой и электронной техники... Потерпим, пока появятся свои адыгчкие мобильники, свой адыгский интернет...
Надеюсь, ракушки были адыгские?:)))))
Это обращение к "координационному совету" ?:)
Перечитай внимательно мое сообщение. Возможно, ты найдешь ответ на свой вопрос.
Вопрос был чисто риторический:)
А Васька слушает, да ест
zashitta (13.08 / 18:06)
Оказывается, скифские менгиры (к слову, скифский "след" менгиров еще не доказан) автоматически становятся "балкарскими". И кто из историков может что-то сказать о скифах? Разве что несколько строчек из сочинений "отца истории" Геродота?
Слушай, а ты классно подметил, я вот даже не догадался! Коллайдер же от слова КЪАЛАЙ!!!!! Знал я что балкарцы гениальны, но не думал что настолько!!:)
Я тут подумал - надо и скамейки убрать, и плитку выдрать. Ибо не....
Короче, из разряда квасного патриотизма этот бред. Я вот думаю иногда, что в нац организациях всех без исключения, специально сидят люди-шпиёны, цель которых дискредитировать саму идею этих организаций - делаешь время от времени идиотские заявления, и цель достигнута.
Координационный совет общественных адыгских объединений - никогда о нем не слышал, теперь понял, что за таким громким названием скрывается сборище недалеких людей и пустозвонов. Проблем у адыгов что ли больше нет, как протестовать против музея камней??? Супруги Котляровы, для родной республики вдвоем сделали в сто раз больше, чем всякие адыгские и балкарские объединения, которые кроме как зарабатывать себе политический капитал, раздувая межнациональную рознь ничего не могут.
Вся история человечества - это непрерывная цепь взаимообогащения народов своими достижениями, открытиями, с последующими дополнениями, улучшениями и прочими модификациями и важно то, что прогресс - продукт деятельности человеческого мозга, а не какого-то народа, будь то изобретение пороха китайцами или начало производства железа предками абхазо-адыгов хаттами. Все для людей. Кстати, недавно в Баксанском ущелье высоко в горах я нашел две ракушки. И возраст исчисляется миллионами лет, и появились они еще до того, как появился не то что первый человек, но и его далекий-предалекий предок. Заставляет задуматься
Ну да, лакумы жарят на тазиках с тефлоновым покрытием на газовых печках, а сыр изготовляют из японского порошка в маленьких пакетиках (сычужный фермент называется), в шашлык уксус и лук добавляют, которого никогда здесь не было.....
и Клайпеда город балкарский! букву одну специально прибалты выкинули, чтобы присвоить название!
Ну почему же? Я не раз слышал, что японский кодекс чести Буш(с)идо является копией Адыга Хабзы. Что-то здесь за этим кроется...
Что-то "верующих" не видно. Щас писать начнут, что Котляровы призывают к идолопоклонству и их будет ждать участь Ципинова, тьфу-тьфу чтоб не сглазить.
Идея музея, по мнению представителей Совета, "не только фактически дезавуирует название сада, но и меняет его суть путем внедрения элементов инородной – японской – культуры". Так что мы Балкарцы-Аланы инородная культура. :)
При чем тут хетты? Речь идет о хАттах, которые жили в Малой Азии и в последующем оказавших значительное влияние на культуру хеттов.
Вас бы на сцену, когда в городе переименовывали все подряд. Считаете аргументация Коосовета верной???? Несколько камней перевезти в парк требует государственного регулярного финансирования?? Я вот уверен, что музей только украсит его, станет изюминкой
Нагнетать однозначно не надо, один плюс от меня:) НО. Контора называется "Координационный совет адыгских общественных объединений"- мощщщщное название, да еще о возмущении общественности пишут. И тема их возмущения такова- почему в нашем адыгском саду ктото смеет копаться. Нагнетать не надо, но повод то для нагнетания дает такой орган с таким названием. Поменяли никого не спрашивая парк культуры в Атажукинский и тут же решили, что он адыгский? Лично мне неприятна такая тенденция. но НАГНЕТАТЬ НЕ НАДО, считаю я, потому что эта контора имеет мало общего с адыгским народом.
Прадедов своих не знаем, зато точно знаем кто были нашими предками в эпоху доисторического материализма... Можно мы все будем обыкновенными людьми до тех пор, пока ЛИЧНО не совершим подвиг или великое открытие?:)
Если выразиться языком режиссуры, «сверхзадачей» при осуществлении любого объекта (туристического, культурного, производственного, сервисного и т.д.) в наше время является РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ. Если Хаджохская теснина в Адыгее обросла ларьками, шашлычными и пр., это значит. что проект удался. Хотели приманивать туристов и что-то им продавать, предлагать? Так и сделали. И причем здесь сохранение ценных объектов (археологических, исторических, культурных, идеологических)?
Об Атажукинском саде. Я где-то прочитал, что суть обращения Координационного совета заключается в концовке этой «петиции», где изложено настойчивое требование от главы КБР дать должности экспертам КС в системе бюджетного учреждения, подразделением которого должен стать Атажукинский сад. Очень резонное замечание. По опыту последних 20-25 лет скажу, что лидеры общественных движений, объединений лишь тогда умеряют свой «национально-патриотический» пыл, когда получают хлебные или, как минимум, непыльные должности.
Хотелось бы больше подробностей - в чем заключается концепция музея каменнных артефактов под открытым небом, которую предлагают Котляровы? Что даст этот музей - позволит сохранить разрушающиеся памятники культуры? Будет способствовать развитию парка как туристического объекта? Кто из профессиональных археологов сотрудничает с Котляровыми в этом проекте? Я бы хотела услышать аргументацию представителей администрации Нальчика - почему они поддержали этот проект? Не согласна, что аргументы черкесских общественников выглядят неубедительно - если Атажукинский сад нуждается в развитии и там есть "дыры", куда можно направить и финансовые средства, и творческие усилия, то есть смысл прислушаться к письму Координационного совета. Я совсем недавно была на т.н. туристической площадке, которая возникла вокруг Хаджохской теснины в Адыгее - живописный сам по себе горный водопад вдруг в последние пару лет оброс такими не связанными между собой стилистически и концептуально деталями, что напрочь исчезло его очарование...Насчет финансирования инициаторы проекта недоговаривают - возможно, создать музей на средства энтузиастов и получится, то поддерживать его, обеспечивать сохранность экспонатов - тут без государственного регулярного финансирования не обойтись.