16:43 / 03.06.20024 июня исполняется год со дня назначения Анри Джергения генеральным прокурором Абхазии

4 июня исполняется год с тех пор, как премьер-министром Абхазии стал бывший генеральный прокурор республики Анри Михайлович Джергения. Он никогда не был любимцем независимой абхазской прессы, и весь этот год отношения между оппозиционной прессой и премьером были весьма напряженными.

9 июня 2001 года премьер-министр  провел первую пресс-конференцию, на которой сказал: "Я не очень-то люблю журналистов, но общаться с ними буду так как надо - это сермяжная правда".

13 июня, представляя его вступление в должность премьера, "Нужная газета" опубликовала выдержки из 4-х постановлений абхазского парламента (с 1995 по 1998 годы), в которых работа правоохранительных органов республики признавалась неудовлетворительной. В их числе: "?Признать работу Генерального прокурора Республики Абхазия по координации борьбы с преступностью и правонарушениями неудовлетворительной" (22.08.95) и "Предложить Президенту Республики Абхазия внести в представление в Народное Собрание Республики Абхазия об освобождении Джергения А.М. от обязанностей Генпрокурора Республики Абхазия" (5.03.97).

В последующие месяцы оппозиционная "Нужная газета" неоднократно обращалась к нему с просьбой дать интервью. Наконец в сентябре в ответ на очередную просьбу начальник аппарата Кабинета министров Константин Тужба сообщил, что премьер-министр "не желает давать интервью "Нужной газете".

Свое отношение к оппозиционной прессе А.Джергения снова высказал в начале ноября, когда после вооруженных столкновений в Кодорском ущелье и вывода российской военной базы из Гудауты в его адрес прозвучала резкая критика.  "Вы посмотрите, что у нас выплескивается на страницы газет. Нас во многом обвиняют. А вот как раз это и есть предательство" (из выступления премьера по Абхазскому ТВ).

Через несколько дней после этого, 14 ноября, в редакцию "Нужной газеты" позвонил неизвестный и от имени истинных патриотов, воевавших за свободу Абхазии, предложил редактору газеты Изиде Чаниа покинуть республику в течение 72 часов. Известие об этом звонке вызвало резкое возмущение общественности. 20 ноября премьер-министр пригласил к себе И.Чаниа и, расспросив ее, пообещал, что представители правоохранительных органов займутся расследованием этого дела.

22 ноября, на очередной пресс-конференции, отвечая на вопрос, как он относится к угрозам в адрес редактора оппозиционной газеты, Анри Джергения сказал, что независимо от того, какие высказывания позволяет себе журналист, власти обязаны обеспечить его безопасность.

Никакого расследования по делу Изиды Чания проведено не было, но на несколько месяцев премьер прекратил публичные высказывания в адрес оппозиционной прессы, хотя в ходе избирательной кампании в парламент официальные структуры допускали столько нарушений, что независимые издания  и, в частности "Нужная газета" уделяли основное внимание этим фактам, сопровождая их обвинительными комментариями в адрес властей.

Доступ к информации для независимой прессы затруднен уже несколько лет. Но открыто отказывать журналистам рискуют лишь немногие чиновники. Большинство использует привычную тактику волокиты: "Сейчас я занят, перезвоните через две недели" или "Перезвоните такому-то, этими вопросами занимается он".

5 апреля 2002 года на пресс-конференции премьер-министра Елена Заводская, корреспондент независимой газеты "Эхо Абхазии", заявила, что "представителям независимой прессы затруднен доступ к источникам информации. Мы обращаемся за информацией, нам отказывают. Создается впечатление, что существует негласное распоряжение не давать информацию". Анри Джергения ответил: "Нет. Это не негласное распоряжение. Я могу открыто об этом сказать, потому что, может быть, не постоянно, но я слежу за тем, что вы публикуете. И я очень часто замечаю желание переиначить и представить то, как не было на самом деле. Вырвать из контекста что-то и представить?  То есть есть большие сомнения в объективности той информации, которую вы делаете. Мы ничего навязывать никому не собираемся. Но одно просим - чтоб информация была объективная. ?Есть задача переиначить то, что делается. Поэтому мы осторожно подходим к привлечению вас к доступу к информации".

Последовал вопрос Розиты Герман, корреспондента "Нужной газеты": "Означает ли ваш ответ корреспонденту "Эха Абхазии", что на заседания правительства вы и впредь не будете допускать журналистов НГ и других независимых изданий?" Анри Джергения: "Да, это так. Только независимой прессы в мире не бывает. Вы не себя - и нас тоже не обманывайте".

В конце апреля А.Джергения дал интервью газете "Голос народа", которую выпускает проправительственная Республиканская партия Абхазии. На вопрос о том, что ему предъявляют претензии по поводу того, что он препятствует доступу к  информации оппозиционной прессы, А.Джергения ответил: "Представители любых СМИ могут получать информацию от соответствующих пресс-служб, и этому не собираемся препятствовать. Речь шла о другом. Я не дал согласия на аккредитацию при правительстве "Нужной газеты". Это наше право. Мое решение обосновано тем, что эта и некоторые другие газеты постоянно искажают получаемую информацию, вырывают из контекста какие-то фразы и компилируют их по собственному усмотрению, что, естественно, приводит к искажению смысла. (премьер привел длинный пример с информацией о проекте разработок Ткуарчальского угольного карьера)? Этот и много других случаев послужили причиной отказа в аккредитации".

На самом деле практики аккредитации при Кабинете Министров пока не существует, и корреспондентов оппозиционных изданий не допускают по негласному распоряжению, которое премьер наконец решил озвучить. В настоящее время на заседаниях правительства присутствуют лишь корреспонденты государственных газет и госинформагентства "Апсны-пресс".

Автор: