15:57 / 24.08.2012В Дагестане дочь репрессированного жалуется на препятствия властей в возврате дома

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Жительница Хасавюрта Тамара Акайчикова, дочь репрессированного и впоследствии реабилитированного жителя Дагестана, не может вернуть свой дом, положенный ей по закону. В администрации города отказ мотивируют тем, что она вовремя не воспользовалась своим правом и не зарегистрировала домовладение.

В беседе с корреспондентом "Кавказского узла" Тамара Акайчикова рассказала, что постановлением УНКВД Дагестанской АССР от 27 февраля 1935 года ее отец Акайчиков Исламгерей был репрессирован и со всеми членами семьи  выслан в Казахскую ССР. Согласно протоколу №7 Президиума Хасавюртовского РИК от 27 февраля 1935 года у него был конфискован дом в Хасавюрте по ул. Пролетарская, №126.

В 1937 году решением "тройки" управления НКВД Южно-Казахстанской области Исламгерея Акайчикова расстреляли. В 1962 году постановлением президиума Джамбульского областного суда приговор был отменен за отсутствием в действиях состава преступления, и Акайчиков был реабилитирован.

В настоящее время Тамара Акайчикова является пенсионеркой. До выхода на пенсию она более 25 лет проработала директором школы в Кизилюрте, является заслуженным учителем Республики Дагестан, отличником просвещения РФ, ветераном труда и инвалидом второй группы.

Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Тамара Акайчикова, последние 20 лет она пытается вернуть принадлежавший ее отцу дом. В 1993 году решением Хасавюртовского суда за ней признано право собственности на домовладение. 4 января 1994 года администрация Хасавюрта издает распоряжение №93, согласно которому признано право собственности на домовладение 126 по ул. Пролетарская Хасавюрта за Акайчиковой. "Исключить домовладение из государственного жилого фонда, поручить БТИ переоформить техпаспорт на имя Тамары Исламгереевны Акайчиковой", - говорится в документе.

На основании заключения комиссии администрации г. Хасавюрт по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий администрация Хасавюрта 26 ноября 1996 года издает распоряжение № 911 "О возврате сохранившегося домостроения по ул. Пролетарской, 126 гражданке Акайчиковой".

Однако до сегодняшнего дня вопрос положительно не решен. На письменное обращение Акайчиковой глава администрации Хасавюрта Арслан Арсланов сообщил, что вопрос возврата дома "может быть решен только в судебном порядке, поскольку все квартиры указанного домостроения приватизированы".

По информации "Кавказского узла", в настоящее время приватизированы все 6 квартир, находящихся в указанном доме. Дать комментарии жильцы отказались, заявив, что не владеют ситуацией по данному конфликту.

"Я не прошу выселить проживающих в доме людей, пусть хотя бы компенсируют мне его стоимость, как того требует закон. Но глава администрации города Арсланов мне сказал, что на это нет средств", - сообщила Тамара Акайчикова.

Согласно акту исследования №100 от 19 ноября 2009 года, проведенного Дагестанским центром независимой экспертизы, стоимость сохранившегося домостроения составляет 1 млн 100 тысяч рублей.

По словам Акайчиковой, она обращалась с жалобами к уполномоченному по правам человека в РФ, к властям Дагестана, в прокуратуру, "но везде получает только отписки".

Так, в письме из аппарата уполномоченного по правам человека в РФ за №10324-26 от 23 апреля 2012 года, подписанным начальником отдела защиты жилищных прав человека З.Николайчук, говорится, что в соответствии с Федеральным законом от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное или изъятое имущество, либо возвращается его стоимость. Имущество возвращают государственные и общественные организации, у которых оно находится, без возмещения износа имущества и взыскания расходов на его хранение.

Глава администрации Хасавюрта Арслан Арсланов оказался недоступен для комментариев, секретарь отвечал, что "его нет на месте". На просьбу дать комментарии по данному делу из пресс-службы администрации Хасавюрта пришел ответ со ссылкой на главного специалиста юридического отдела администрации Хадижат Рабаданову, что городские власти располагают решением Хасавюртовского городского суда от 13 мая 2010 года, где в иске о взыскании денежной компенсации за домостроение Акайчиковой отказано.

Как заявила на суде 13 мая 2010 года представитель администрации Хасавюрта Рабаданова, распоряжениями администрации города Хасавюрта от 4 января 1994 года и от 26 ноября 1996 года Акайчиковой было возвращено домостроение по улице Пролетарская 126, но "она своим правом не воспользовалась и его не зарегистрировала". По словам Акайчиковой, она вовремя подавала все документы, но их под разными предлогами или не принимали, или "теряли".

В связи с тем, что по делу прошел срок исковой давности, Акайчиковой суд отказал в иске, требующем вернуть домовладение. Согласно документам суда статья 196 ГК РФ устанавливает общий срок исковой давности в три года.  Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

"Власти города делают все, чтобы не возвращать мне дом и не компенсировать его стоимость. В последнем заседании суда судья даже заявил, что в деле отсутствуют документы, подтверждающие, что у отца конфисковали именно этот дом", - говорит Тамара Акайчикова.

В настоящее время Тамара Акайчикова проживает в Кизилюрте у родственников, которые выделили ей комнату. По ее словам, у нее нет средств бесконечно судиться и оплачивать услуги адвокатов, но она не намерена сдаваться.

"Хочу попасть на прием к президенту Дагестана или к депутату Госдумы Ризвану Курбанову. Должна же быть справедливость в Дагестане", - сказала Тамара Акайчикова.

 

Автор:Тимур Исаев
04.09.2012 в 17:04Maxim

Они, Вахери, способны на это...

27.08.2012 в 12:40Voyager

Было бы странным, если власти Хасавюрта отдали дом. Спасибо, что еще не убили бедную пенсионерку