ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Сегодня в Губинском районном суде Азербайджана под председательством судьи Замина Тахирова состоялось подготовительное заседание по делу первой группы лиц, обвиняемых в беспорядках в городе Губа 1 марта 2012 года.
Перед судом предстали 8 местных жителей - Фархад Абдурахаманов, Самир Ханмедов, Алхас Даньялов, Самир Талыбов, Матлаб Дадашев, Сарван Чобанов, Мурад Закиров и Сахават Алескеров.
Напомним, что в Губе 1 марта до 10 тысяч человек собрались на митинге с требованием отставки главы исполнительной власти района Рауфа Габибова в связи с выложенным в Интернете видеосюжетом, где он выступил с рядом обвинений в адрес губинцев. Акция протеста переросла в беспорядки, в ходе которых была сожжена вилла Габибова, нанесен ущерб вспомогательным постройкам районной администрации.
Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" проводящий мониторинг судебного процесса сотрудник Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР) Идрак Аббасов, подсудимым предъявлены обвинения по статьям Уголовного кодекса Азербайджана 186.2.2 (уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога, приведшее к тяжелым последствиям), 233 (организация действий, направленных на нарушение общественного порядка, или активное участие в них) и 315.1 (оказание сопротивления представителю власти, или применение силы против него). В случае доказательства вины подсудимым грозит наказание до 7 лишения свободы.
Подсудимые заявили о своей невиновности
По словам Аббасова, процесс проходил в переполненном зале. В основном в суд пришли члены семей и родственники обвиняемых. За процессом наблюдали также сотрудники Бакинского офиса ОБСЕ, региональный представитель Хельсинкской гражданской ассамблеи и несколько журналистов местных СМИ.
Как отметил Аббасов, судья не разрешил вести фото- и видеосъемку процесса на подготовительном заседании. Вместе с тем судья сообщил, что фото- и видеосъемка может быть разрешена во время рассмотрения дела по существу.
Кроме того, у входящих в зал были изъяты мобильные телефоны. При этом судебные контролеры грубо предупреждали, что если у кого-нибудь будет найден телефон, то его изымут и уже не вернут, сообщил Аббасов.
По делу проходят 25 потерпевших, в том числе 23 сотрудника полиции, бывший глава района и сама районная администрация.
Государственное обвинение поддерживает сотрудница следственного управления по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры Роза Шихсаидова. Права обвиняемых защищают назначенные государством адвокаты.
Представитель ИСБР отметил, что все обвиняемые являются рядовыми гражданами и нигде не работают. Поэтому у них нет средств нанять независимых адвокатов.
Подсудимые уже заявили о своей невиновности. При этом они выразили неудовлетворение защитой их прав со стороны государственных адвокатов.
"Между обвиняемыми и адвокатами произошел небольшой инцидент. Так, когда обвиняемый Фархад Абдурахаманов выразил недовольство действиями назначенного ему адвоката Миразиза Азизова, этот пожилой человек пригрозил, что если тот и дальше будет выдвигать претензии, то он вообще не будет защищать его", - рассказал Аббасов.
После рассмотрения процедурных вопросов судья назначил начало рассмотрения уголовного дела по существу на 10 сентября.
В отношении части подсудимых по событиям в Губе ужесточены обвинения
Отметим, что 27 августа было завершено предварительное следствие в отношении еще одной группы обвиняемых по событиям в Губе численностью 7 человек.
Как сообщил адвокат одного из этих обвиняемых - сотрудника Губинского Олимпийского комплекса Акифа Алиева - Асабали Мустфаев, по итогам предварительного следствия обвинение было ужесточено. Так, статья 186 (уничтожение или повреждение чужого имущества) переквалифицирована в статьи 186.2.1 (уничтожение или повреждение чужого имущества с нанесением ущерба в крупном размере) и 186.2.2 (уничтожение или повреждение чужого имущества путем поджога, приведшее к тяжелым последствиям). Теперь обвиняемым инкриминируется совершение преступлений при отягчающих обстоятельствах.
Кроме того, подследственным предъявлено обвинение по статье 315.2 (применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти). Основанием для этого, как утверждает следствие, послужило нанесение телесных повреждений более 20 сотрудникам полиции, продолжил адвокат Мустафаев.
Предъявление последней статьи означает, что максимальное наказание обвиняемым может быть увеличено от 3 до 7 лет, говорит адвокат. По его словам, всего по событиям в Губе в качестве подозреваемых проходит около 30 человек.
Гаджилы: преследование журналистов в деле по событиям в Губе нанесло удар по свободе прессы в Азербайджане
В числе арестованных по Губинским событиям и два представителя СМИ - исполнительный директор и главный редактор регионального телеканала "Хаял ТВ" - Вугар Гонагов и Хаял Гулиев.
Один из их адвокатов, директор Института права медиа (ИПМ) Рашид Гаджилы сообщил, что в отношении Гонагова и Гулиева с апреля месяца никаких следственных действий не проводится. "За все время ареста лишь в самом начале следствия в главном управлении по борьбе с оргпреступностью МВД их допросили всего один раз и один раз с одним из них провели очную ставку. В то же время никаких признаков завершения следствия нет", - сказал Гаджилы.
Он считает абсурдными обвинения против этих журналистов в нарушении общественного порядка. В частности, им инкриминируется распространение в Интернете видеовыступления теперь уже бывшего главы Губинского района Рауфа Габибова, которое местные жители посчитали оскорбительным.
Следствие утверждает, что журналисты "смонтировали" высказывания Габибова. В действительности, была использована часть выступления, и журналист вправе редактировать видеоматериалы, заметил Гаджилы.
"Ничего незаконного в распространении материала в Интернет также нет. Тем более, что это сделали не сами журналисты, а третьи лица. Если бы журналисты пустили этот материал в эфир и даже призывали к участию в акции протеста, то и в этом случае ничего противозаконного не было бы. Журналистов можно обвинить, лишь если они прямым текстом призвали бы к погрому виллы главы района", - пояснил адвокат.
Он расценил уголовное преследование Гонагова и Гулиева не только как нарушение их личных прав, но и серьезный урон свободе прессы, выражений и информации в Азербайджане.
Следственное управления по тяжким преступлениям, проводящее расследование уголовного дела по событиям в Губе, воздерживается от комментариев.
Ранее сообщалось, что 29 марта МВД и генеральная прокуратура в совместном пресс-релизе заявили о привлечении к ответственности по событиям в Губе 25 человек, в том числе председателя муниципалитета города Губы и совета муниципальных образований Губинского района Эльхана Алиева. По данным следствия, именно он был инициатором распространения выступления бывшего главы района Габибова в Интернете.
Как утверждают правоохранители, "по подстрекательству отдельных деструктивных элементов" акция вышла "из мирного русла и перешла в действия, сопровождавшиеся грубым нарушением общественного порядка, умышленным уничтожением личного и государственного имущества, применением насилия над гражданами".
"Кавказский узел" сообщал, что 15 марта президент Азербайджана Ильхам Алиев назначил в Губинский район нового главу исполнительной власти Мубариза Агаева, который ранее руководил администрацией города Мингечаур на западе страны. Прежний глава Рауф Габибов был освобожден от должности 2 марта, а 7 марта был уволен замначальника управления полиции Губинского района Азер Рзаев.