Уполномоченный по правам человека в России Олег Миронов 31 мая посетил Чечню. Он побывал в лагерях беженцев, расположенных в райцентре Знаменское Надтеречного района, и в расположении 72-го полка 42-й мотострелковой дивизии, постоянно дислоцированной в республике. Российский омбудсмен отметил, что положение с беженцами здесь улучшается, а люди в погонах уже не воспринимаются чеченцами как враги. Между тем, по поступающим сообщениям, ситуация в Чечне отнюдь не такая "благостная", как представляется Олегу Миронову.
В результате продолжающейся более десяти дней "зачистки" в селе Мескер-Юрт погибли четыре человека. Это Апти Абдулсаламов, Ибрагим Дудаев, Салах Гачаев и Руслан Оздамиров. Село по-прежнему блокировано. По меньшей мере девятерых жителей Мескер-Юрта военные арестовали и увезли из села.
Поскольку, по словам Миронова, "жизнь в Чечне переходит в мирное русло", следует, по его мнению, поддержать инициативу главы администрации Чечни Ахмада Кадырова, недавно избранного президента Ингушетии Мурата Зязикова и полпреда президента РФ по Южному округу Виктора Казанцева о скорейшем переселении беженцев из Ингушетии в Грозный и другие районы Чечни. По данным аппарата Уполномоченного по правам человека, в Ингушской республике находится более 140 тыс. беженцев и переселенцев из Чечни и Северной Осетии.
Однако, как сообщается, условия для возвращения людей в Чечню и их проживания еще не созданы. Сам Олег Миронов, ссылаясь на главу Надтеречного района, говорит, что у беженцев, уже два года живущих в Знаменском, до сих пор нет паспортов, а для их получения сотрудники паспортно-визовой службы отправляют людей в прежние районы проживания. В такой ситуации находятся около 10 тыс. человек. Кроме того, проживание в этих местах весьма небезопасно.
Обстановка в Ингушетии также становится неспокойной. Так, из пяти молодых чеченцев, задержанных российскими сотрудниками ОМОНа 25 мая, трое находятся в изоляторе временного содержания, двое - С. Эльмурзаев и А. Новрузов - в больнице. Из-за их ареста вспыхнули столкновения между российскими и ингушскими омоновцами. Недавно дело передали из Министерства внутренних дел в республиканское управление ФСБ.