13:02 / 03.09.2012Муртазалиева Зара Хасановна

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Родилась 4 сентября 1983 года в станице Наурская Наурского района Чеченской АССР. Училась в Лингвистическом университете г.Пятигорска.

В 2003 году, после смерти отца, Зара перешла на заочное отделение университета и приехала в г.Москву, чтобы найти работу. Она собиралась помогать матери содержать семью, т.к. две ее младшие сестры окончили школу и должны были продолжать образование.

Прибыв в столицу в сентябре 2003 года и, благодаря хорошему знанию английского языка, найдя работу в страховой компании, Зара Муртазалиева познакомилась с русскими девушками, москвичками, принявшими ислам: Анной Куликовой и Дарьей Вороновой. Вскоре З.Муртазалиева попала в разработку сотрудников ФСБ, которые заподозрили в ней террористку-смертницу, исходя из того, что её самостоятельность не типична для чеченской девушки. Через провокатора - сотрудника УБОП ГУВД Москвы Саида Ахмаева - ей была предложена бесплатная квартира, в которой шла непрерывная аудио-видеозапись происходящего. За Зарой было установлено постоянное внешнее наблюдение.

За время наблюдения не было установлено никаких фактов или связей, подтверждающих версию ФСБ. Между тем, истек срок санкционированного судом прослушивания. И тогда, вечером 4 марта 2004 г. Зара Муртазалиева была остановлена сотрудниками милиции для проверки документов прямо на выходе с работы в районе Китай-города. Несмотря на то, что паспорт был у Муртазалиевой при себе, ее "для установления личности" повезли в ОВД "Проспект Вернадского". Там у нее сняли отпечатки пальцев, а вернувшись после мытья рук, Зара обнаружила, что ее сумочка увеличилась в объеме и не закрывается. Зара Муртазалиева отказалась вынуть содержимое сумочки – это сделали сотрудники милиции и "обнаружили" там две завернутую в фольгу упаковки, содержащие 196 гр. взрывчатого вещества (пластит-4). Зара не прикасалась к ним и сразу же заявила, что они ей не принадлежат. Смывы с рук Муртазалиевой и отпечатки пальцев со взрывчатки сняты не были, а само вещественное доказательство впоследствии было уничтожено.

Дело Муртазалиевой, расследованием которого вначале занималась Никулинская межрайонная прокуратура, в связи с его "актуальностью" было передано в управление по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры Москвы, а потом - в УФСБ по Москве и Московской области.

Против Зары Муртазалиевой было выдвинуто обвинение в намерении взорвать эскалатор в торговом центре на Манежной площади, а также в вовлечении в террористическую деятельность Анну Куликову и Дарью Воронову. Из обвинительного постановления, вынесенного 19 мая 2004 года в отношении З.Муртазалиевой старшим следователем Никулинской межрайонной прокуратуры города Москвы Филипчуком П.И.: "В период времени с октября 2003 года по март 2004 года Муртазалиева во исполнение своего преступного умысла осуществляла моральную и психологическую подготовку Куликовой А.М. и Вороновой М.П., которые проживали совместно с ней по адресу: г.Москва, ул.Б.Галушкина, д.9, стр.2, к.315, к совершению террористического акта путем самоподрыва".

К Заре Муртазалиевой применялось насилие, но оговорить себя она отказалась. В ходе предварительного следствия на Анну Куликову и Дарью Воронову следственные органы также оказывали давление, угрожая привлечь к уголовному делу не как свидетельниц, а в качестве соучастниц, - с целью получения показаний о том, что Муртазалиева якобы вовлекала их в террористическую деятельность и готовила к совершению теракта. В октябре 2004 г. мать Анны Куликовой - Валентина Куликова - обратилась за помощью в правозащитные организации, жалуясь на угрозы и давление следсвенных органов на нее и ее дочь. Однако обращение по этому поводу в прокуратуру не имело никаких последствий.

На процессе обе свидетельницы отказались от данных на предварительном следствии показаний.

В письме матери из СИЗО "Лефортово" Зара писала: "Недавно мне предъявили заключительное обвинение, ну, естественно, полный бред, но я не выдержала, раскричалась на следователя, на что он не поднял на меня даже глаза и заявил, что знает о моей невиновности, но что им дали установку и что он - человек подневольный. Ну что же? И на этом спасибо. Я его пригласила на суд, чтобы он посмотрел на их готовый продукт "фабрики ФСБ", как простого человека в считанные секунды превратили в террориста."

В ходе суда Зара Муртазалиева опровергла версию обвинения о месте и ходе своего задержания и рассказала, как её избивали на Петровке, д.38, заставляя подписать признание в преступных намерениях. Она также сообщила суду, что в расшифровках аудиокассет "прослушки" содержатся фразы, которых нет на самих аудиокассетах.

17 января 2005 г. уголовная коллегия Мосгорсуда, под председательством судьи Марины Комаровой приговорила Зару Муртазалиеву к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима, признав ее виновной в "вовлечении в террористическую деятельность" (ст. 205, ч. 1, прим. УК РФ), "подготовке террористического акта" (ст. 205, ч. 1 УК РФ) и "хранении взрывчатых веществ" (ст. 222 УК РФ). Защищиту Зары Муртазалиевой осуществляли адвокаты Зезаг Усманова и Владимир Суворов. Общественная защитница Елена Рябинина на процесс допущена не была.

17 марта 2005 г. Верховным судом РФ срок заключения З.Муртазалиевой был уменьшен до 8,5 лет лишения свободы в связи с некоторыми изменениями законодательства. С ходатайством о сокращении срока осужденной выступила прокуратура. Кассационную жалобу адвокатов Муртазалиевой, которые просили вышестоящую инстанцию отменить приговор Мосгорсуда и направить дело на новое рассмотрение, Верховный суд отклонил.

В январе 2007 года президент Чечни Рамзан Кадыров высказал намерение добиться пересмотра приговора Зары Муртазалиевой. Он заявил, что не верит в виновность осужденной.

В октябре 2008 года судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Евгений Кузьмин отказал Заре Муртазалиевой в условно-досрочном освобождении.

Российские правозащитники считают Муртазалиеву невинно осужденной в рамках фабрикации "чеченских дел". Подана жалоба в Европейский суд по правам человека. Инициативная группа "Общее действие" призвала Amnesty International признать З.Муртазалиеву политзаключенной.

3 сентября 2012 года Зара Муртазалиева вышла на свободу. Информацию об окончании её срока заключения подтвердили в УФСИН РФ по Мордовии. "Девушка отбывала наказание в Мордовии, в женской колонии №13", - рассказала журналистка The New Times Зоя Светова. По её словам, "Муртазалиева отсидела 8,5 года за преступления, которых она не совершала".

Мать Зары Муртазалиевой, - Таит Муртазалиева, - воспитывает еще троих детей.

Источники:

  • Веб-сайт Международного общества "Мемориал": Муртазалиева Зара Хасановна, 17 марта 2005 г.
  • Интернет-газета Грани.Ру: "Заре Муртазалиевой отказали в УДО", 10 октября 2008 г.
  • Веб-сайт Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова: Дело Зары Муртазалиевой.
  • Газета "Русский курьер": "Зара Муртазалиева: "На моем месте мог оказаться любой...", 4 февраля 2005 г.
  • Газета "Известия": В.Речкалов "Я однажды спросила, как можно стать шахидом", 18 июня 2004 г.
Автор:Кавказский Узел