04:55 / 09.09.2012Азербайджанские поэты заявили, что были осуждены властями Ирана без вины

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

О том, что обвинение против них в Иране было сфабриковано, заявили 8 сентября молодые азербайджанские поэты Фарид Гусейн и Шахрияр Гаджизаде. По их словам, они были невинно арестованы и осуждены, а затем освобождены на основе помилования высшего религиозного лидера Ирана Сеида Али Хамнеи.

Напомним, Гусейн и Гаджизаде получили приглашение на презентацию сборника стихов иранского поэта и на обратном пути 2 мая были арестованы в Тебризе. Власти Ирана признали их арест 21 июня. Вице-консул Азербайджана Нариман Оруджев был допущен к арестованным только 26 июля, тогда поэты сообщили, что их обвиняют в посещении Ирана без разрешения властей страны. 7 августа состоялись судебные слушания по их делу, приговор должны были огласить 10 сентября, однако 4 сентября поэты были освобождены.

Как рассказал корреспонденту «Кавказского узла» Шахрияр Гаджизаде, они с Гусейном поехали в Иран 29 апреля по приглашению местных литераторов для участия в фестивале поэзии, который продлился три дня в городах Бинап, Марага и Тебриз. Во время него молодые люди посещали достопримечательности. Поэты были арестованы 2 мая, когда уже готовились к возвращению в Баку.

«Мы купили билеты и должны были 2 мая в 22.30 выехать на автобусе из Тебриза в Баку. Перед посадкой на автобус мы зашли в магазин за водой. При выходе перед магазином стояли люди в штатском, которые и арестовали нас», - сказал Гаджизаде.

По его словам, в вину поэтам правоохранительные органы Ирана вменили «посещение объектов стратегической значимости и фотографирование их».

«Нас обвиняли в том, что мы якобы намеревались передать «собранные сведения» в какую-то террористическую организацию. Но на всех допросах мы отвергали эту ложь и каждый раз говорили, что мы посещали лишь исторические места», - пояснил Гаджизаде.

Кроме того, литераторов обвинили в «незаконном налаживании культурных связей».

«Нас обвиняли и в том, что мы хотим незаконно налаживать культурные связи. Оказывается, для этого необходимо было получить письменное разрешение. Тем не менее, в приговоре суда ничего об этом не говорилось. Обвинение утверждало, что мы являемся сотрудниками каких-то органов и прибыли в Иран для торговли наркотиками», - пояснил литератор.

Также, по его словам, утверждалось, что они «прибыли в Тебриз (административный центр иранской провинции «Восточный Азербайджан», большинство населения которого составляют этнические азербайджанцы, - прим. корреспондента «Кавказского узла»), чтобы отделить его от Ирана».

"Будто бы мы являемся членами Всемирного конгресса азербайджанцев и его агентами. В обвинении также было написано, что нас заслал некий иранский университет», - добавил Гаджизаде.

Помимо этого, литераторов обвиняли в том, что они побывали в домах неких людей, писали там лозунги, планировали провести митинги с требованием отделения Тебриза. «В итоге нас признали виновными в попытке нарушения общественного спокойствия в Иране за что по иранским законам полагается наказание от трех месяцев до одного года лишения свободы. В конце августа нам сообщили, что суд лишил нас свободы на 365 дней», - сказал Гаджизаде.

По словам поэта, 4 сентября неожиданно их освободили. «Нам сказали, что нас помиловал высший религиозный лидер ИРИ Сеид Али Хамнеи», - сказал Гаджизаде.

Вместе с тем он отметил, что условия содержания в Иране были нормальными, никакого физического давления на поэтов не оказывалось.

Фарид Гусейн подтвердил слова Гаджизаде.

Оба поэта удовлетворены их поддержкой азербайджанским государством и общественности страны. По мнению поэтов, в их освобождении большую роль сыграли усилия президента Азербайджана, МИДа, Объединения писателей, Управления мусульман Кавказа и генерального консульства Азербайджана в Тебризе.

Поэты воздержались от оценок действий властей Ирана в отношении них. Гаджизаде лишь заметил: «Нам должны были дать встречу с представителями азербайджанского консульства в Тебризе в течение 24 часов, с нашими дипломатами мы увиделись лишь спустя 86 дней после ареста».

Азербайджанский правозащитник, глава "Клуба прав человека" Расул Джафаров считает, что права молодых поэтов были нарушены с момента задержания.

«Иранские власти, согласно нормам международного права, должны были обеспечить поэтов адвокатами и допустить к ним сотрудников азербайджанского консульства. Более того, тегеранские власти даже не информировали родных поэтов и азербайджанское консульство, в чем конкретно обвиняют арестованных. Кроме того, судебный процесс не был прозрачным, и даже на нем не было объявлено обвинение», - отметил Джафаров.

По его мнению, «какими бы не были законы Ирана, в отношении иностранных граждан во время содержания под арестом должны быть соблюдены права, гарантируемые нормами международного права».

Получить комментарии в посольстве Ирана в Азербайджане относительно этих заявлений корреспонденту "Кавказского узла" пока не удалось.

Ранее 25 августа заместителем министра иностранных дел Ирана Сеид Аббас Арагчы по итогам переговоров в Баку заявил, что азербайджанские литераторы совершили «незаконные действия» и за это должны ответить перед судом. «Хотя они были приглашены на фестиваль поэзии, но были везде, но  только не там», - пояснил суть обвинения иранский чиновник.

Уже после выходы поэтов на свободу официальный представитель МИД Ирана Рамин Мехманперест заявил, что они были освобождены с учетом «дружественных отношений между двумя странами».

Как сообщал "Кавказский узел", арест поэтов в Иране вызвал протест официального Баку и общественности. 5 июля группа писателей и публицистов Азербайджана создала Комитет защиты прав арестованных в Иране поэтов. 7 июля глава азербайджанского пен-клуба Чингиз Абдуллаев обратился к правозащитным структурам мира с призывом "возвысить свой голос протеста против нарушения прав азербайджанских поэтов в Иране и потребовать их освобождения".

Автор:Фаик Меджид