ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Кабардино-Балкарии 28 сентября отметят День черкесского (адыгского) костюма, решение об этом было принято на совете Международной черкесской ассоциации 8 сентября в Нальчике. Праздничные мероприятия пройдут и в Майкопе, их инициатором выступило общественное движение Адыгеи "Адыгэ хасэ - Черкесский парламент".
Целью мероприятий, посвященных Дню черкесского костюма, которые пройдут с 28 сентября по 3 октября в Кабардино-Балкарии, является приобщение молодежи к традиционной адыгской культуре, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" директор центрального офиса Международной черкесской ассоциации (МЧА) в Нальчике Арсен Мукожев.
В рамках празднования в Кабардино-Балкарском госуниверситете пройдет "круглый стол", в ходе которого о черкесском костюме расскажут с этнографической точки зрения. В Кабардино-Балкарской сельхозакадемии будет открыта выставка черкесского костюма, а по телевидению КБР пройдут специальные передачи, посвященные национальному костюму. Праздник завершится национальными танцами "адыгэ джэгу" на площади Абхазии.
Как сообщили в Министерстве по делам молодежи КБР, также планируется проведение смотра-конкурса среди молодых дизайнеров СКФО, также приуроченного ко Дню черкесского костюма. В ходе смотра-конкурса будут выявлены лучшие дизайнеры национальных костюмов в номинациях "традиционный национальный костюм" и "стилизованный национальный костюм".
Участниками смотра-конкурса станут студенты высших профессиональных и средних специальных образовательных учреждений в сфере дизайнерского искусства, национальные культурные центры и дизайнерские студии Северо-Кавказского федерального округа.
В Адыгее праздничные мероприятия ко Дню черкесского костюма пройдут на центральной площади Майкопа, сообщил рассказал корреспонденту "Кавказского узла" председатель общественного движения Адыгеи "Адыгэ хасэ — Черкесский парламент" Адам Богус.
По его словам, в рамках празднования на площади им. Ленина в столице республики пройдет выставка адыгских традиционных костюмов, показ коллекций современных художников-модельеров, "адыгэ джегу" и концерт с участием артистов государственного академического ансамбля народного танца Адыгеи "Нальмэс" и Национального театра Адыгеи.
"Основная задача празднования - пропаганда адыгской культуры, - отметил Богус. – Приглашаем все желающих, желательно в национальных костюмах: черкесках и сае".
Отметим, что 21 сентября в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге к Дню черкесского костюма открылась выставка "Черкесские предания" художника-модельера из Нальчика Мадины Саральп.
На выставке, подготовленной совместно музеем и мастером народных промыслов из Нальчика Вячеславом Мастафовым, представлена коллекция этнических платьев и аксессуаров Модного Дома Madina Saral’p – работы самой художницы и экспонаты из ее коллекции предметов старины. Со своей стороны этнографический музей предоставил для экспозиции в "мраморном зале" уникальные адыгские костюмы из собрания музея, преподнесенные в дар императрице Марии Федоровне, супруге Александра III, во время путешествия царской четы в Кабарду в 1888 году.
Напомним, в прошлом году День черкесского костюма впервые отметили в Адыгее 28 сентября. В этот день в здании музея Востока в Майкопе прошла демонстрация моделей известного модельера-художника, пропагандиста национального черкесского костюма Юрия Сташа. Тогда же инициаторы проведения нового праздника заявили, что он станет ежегодным.
Не хочешь - не отмечай. Это дело добровольное.
Гена, слишком много ошибок в твоем посте для славянина. Руслан, семисе?
Не сдержался)))
[...] хисторик хренов.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами.]
Azretali не ругайся, ну зачем так!!! Надо дружить и прощать друг дружке пригрешения. Не убили же кабардинцы никого, а просто хотят праздник провести. Ну кто же мешает сделать такой праздник балкарцам или казакам? Никто. Ну что же вы так реагируете. Я бы еще мог вас понять, если бы кабардинцы решили отметить праздник айрана и хичина. Но кастюм то такой все народы Кавказа носят. И даже сам Николай второй и Великие князья одевали черкеску.
Советую форумчанам перечитать книгу Л.Толстого "Хаджи-Мурат", в которой как нигде в литературе описан яркий образ свободолюбивого горца в "белой черкеске".
Даже за одно это произведение Л.Толстой, как и его герой были достойны прекрасных памятников, торжественно открытых в Дагестане в 2012г.
Я думаю конь, черкесска и накидка на коня из твоей шкуры еще лучше будет смотреться. Как думаешь?
слушай,что за лабуду ты тут начирикал? кара-киши были в балкарии узденями,а слово кара в даном контексте означало "сильный", знаток ты наш.
Дело вот в чем. На самом деле ни карачаевцы ни балкарцы не имеют никакого отношения к черкеске и не только. Спорить можно с ними до бесконечности, их никогда не переспоришь и не переубедишь, даже с железными и неопровержимыми доказательствами. Проверено и это бесполезно. Например, по-черкесски башлык называется "щхьэрыпхъуэн". Найдите хоть одного человека русского, или даже человека любой другой национальности, который сможет произнести это слово. Естественно, закрепилось название "башлык", и вовсе не потому, что тюрки придумали слово. Так и с остальными деталями одежды. И самое главное: карачаевцы называли черкеску "черкес чепкен", т.е., дословно "черкесская одежда". Все остальное - от лукавого и точка!
Вот одно интереснейшее свидетельство, из чего каждый может сделать вывод, имеют тюрки отношение к черкеске или нет.
«Сохранилось в памяти людей предание о посольстве из карачаевских стариков в Крым; там обратили внимание на их внешний вид одичавших людей, на их первобытную грязную, оборванную одежду; например штаны они носили из одной цельной шкуры барана. Крымский хан обласкал их и дал в подарок куски сукна….» [Иваненков Н. Карачаевцы // Известия общества любителей изучения Кубанской области. Вып. V. Екатеринодар, 1912]
Неужели люди поехали бы в гости, да еще к крымскому хану в одежде из шкур, если бы была у них на то время черкеска? Конечно нет.
Посмотрите, даже в начале 20 века какая одежда была на них:
http://www.ethnomuseum.ru/section69/23/180/5817.htm
Глупость, не имеющая границ. Кто-то, скорее всего, как написал профессор Куценко, из-за этнической ревности, придумал лабуду, а некоторые умники из числа горских татар, подхватили эту чушь и носятся теперь по просторам Ин-та и позорятся. Объясняю, ни один тюркский народ не имеет отношения ни к этнониму "черкес" ни к самому народу "черкесы" (адыги). Правда, некоторые авторы карачаевцев называли "кара-черкесами", т.е., "черными черкесами". Почему их так называли? На этот вопрос отвечает немецкий ориенталист Г.Ю. Клапрот, очень хорошо знавший кавказские народы:
"Карачаи (что означает «черная речушка») прозваны черкесами «каршага кушха», а мингрелами и имеретинцами «карачиоли». Татарами они именуются кара-черкес, или «черными черкесами», так как подвластны этому последнему народу..." [Юлиус Клапрот. Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах. Нальчик. Изд. центр «Эль-Фа», 2008]
Все абсолютно точно написал Клапрот. Вообще слово «кара» на всех тюркских языках означает черный, подчиненный, слабый и т.д.
Карача́евцы - с азербайджанского — Qaraçı (карачы, т.е «чёрные»); с лезгинского — къарачияр («лицемеры, притворщики»). В хрестоматии ассирийского языка у Церетели qarachaya - "карачаец" в значении цыган. В русско-ассирийском словаре Шуманова "цыган" - qarachaya. В ассирийско-английском словаре Орахама qarachaya/qarahchi - "Gypsy", т. е. "цыган". В ассирийско-английском словаре Маклина qarachaya - "a nomad Kurd living in a black tent" (< az. turk. , kurd. ). В персидском - карачай - "цыган" (разг.).
А теперь приведи доказательства, что черкесами на Кавказе называли чеченцев, осетин, балкарцев, ингушей... Я понимаю, вы, горские татары, привыкли беззастенчиво присваивать себе чужое достояние. Но ни один черкес никогда не согласится делиться с вами не только своим этнонимом, но и эпосом, и танцами, и музыкой и мн. др.
Но если, говоря "черкесами называли все кавказские народы" имелось ввиду то, что написали Клапрот и др., то тогда да, вы безусловно правы.
Если черкеска такая функциональная удобная и совершенная одежда (как говорят застолбившие за собой это название нацики) то чтож вы её не носите сами, не предлагаете носить её своим детям, родственникам, депутатам адыгам и местным придуркам на приорах, летающих по городу с зелёно-звёздными флагами.Нет же самые ярые любители черкески ходят в ненависных европейских костюмах и неудобных джинсах.Более того, уверен что большинство её даже близко не видели.Надо гордиться чем нибудь более существенным, если оно конечно существует
Азретали, это очень мощная теория, точно так же у этих всех вещей есть и адыгские названия, и вайнахские, и дагестанские и т.д. и соответственно твоя теория сразу улетает в тартарары. Солнце как по вашему будет? Может тоже ваше творение
Что значит -Руслан семисе???, АЛФонсо дорогой! Хауа Хауа.....
Кстати как дела,всё ок? Давно не видно тебя.
Азретали че ты позоришься? Открой книгу Хан Гирея "Записки о Черкесии" там все элементы черкесски на адыгском выложены. Вроде все взрослые люди но такое ощущение что с ребенком общаещься
Слушай, не начинай эту хрень, по-братски. Тебе никто не мешает взять и доказать всему миру, что черкеска на самом деле - балкарка)) Или чеченцам - чеченка, они тоже как-нибудь обоснуют))
Адыги вправе гордится своим костюмом, также как и другие народа, которым понравилась черкеска, и уже считают неотъемлемой частью своей культуры
Хорошее мероприятие, которое напомнит всем, что наша одежда значительно лучше и красивее, чем арабское мужское платье и бабский хиджаб.
skai пишется так - sky...а если сам, хочешь "обхипхопиться".... "Обхипхопишся" таки сам....)))) Я, не в обиду. Я - об орфографии...
Приветствую тебя, О, Асе of Google!)))Какая разница, чьё? Главное - КРАСИВО! Всем - добрый вечер!
В чем проблема? Говорят день "черкесского костюма", а не "черкесской черкески". Черкесы есть? Есть. Костюм у черкесов есть? Есть. Все ровно.
Кто хочет, может отмечать день своего нац костюма. Или не отмечать.
да пусть отмечают, лишь бы членовредительством не занимались.
Шикарный праздник. А черкеска - это уникальнейший предмет одежды, вобравший в себя изящество, удобство, - все то особенное, чем славен Кавказ. Судя по названию, это, конечно, придумали черкесы. Мы должны гордиться этим, а не кусать друг друга здесь на форуме.
По - братски! Не делите, ни "черкесски, ни газыри"... Дело не в этом! Дело в том, как мы себя чувствуем себя на своей земле?Ведь так?
До того "заехали" с этим патриотизмом - скоро "день черкесских трусов будут отмечать".
Может и до этого додумаются спонсоры этих пвсевдопатриотических плясок. Ведь им разницы нет, как в канун олимпиады разыграть черкескую карту. А ыв думаете это все делается из-за огромной любви к народам Кавказа? Их "любовь" мы широко наблюдаем сейчас В Ливии, Ираке, Иране и др. странах.
Горец, вы правы, хоть и грубовато сказали.
Конечно, национальный черкесский костюм заслуживает всяческих похвал. Но главное не это. Главное то, что в Питере нашу республику представляет Альберт Саральп муж общеизвестной Мадины Саральп. И весь пиар в честь нее.
одно "себя" - лишнее, не так ли?)))
ладно,уговорили. давайте теперь все 365 дней в году будем отмечать дни костюма, папахи, пасты,лягура,айрана,хычинов, сакли, кабард.лошадей,жаубаура, киизов.....и всего остального....не жизнь, а праздник)
Праздник-то хороший, слов нет, еще раз повторюсь. Но ведь есть, наверное, другие наши женщины-модельеры, не менее талантливые, чем Мадина Саральп, не могут добиться такого успеха, с мужьями не подфартило.
Да лучше отмечать все эти праздники, чем голодовки устраивать и позориться на всю страну . Адыги уже ничего праздновать не имеют права. Пусть ваши активисты придумают себе праздник и празднуйте на здоровье.Вместо того что бы порадоваться, что хоть так молодёжь приобщают к своей культуре,надо обязательно помоями облить
Черкеска никакого отношения не имеет к тюркам. Хоть бы логику включили, почему, например, ни один тюркский народ не носит черкеску, кроме кавказских, конечно. А Вы, дорогой, "слышали звон, да не знаете, где он". Ни одного доказательства, что это тюркское, а тем более карачаево-балкарское изобретение, вы не приведете. Так что, не исходите желчью. Тем более, ни один черкес, насколько я знаю, не возмущался, когда горские татары проводили "праздник айрана".
история с филармонью конечно подкосила другого знатока костюма... даже упоминания о существовании нет, хотя на её месте надо было бы засветиться, чтобы как-то свой потрёпаный имидж поправить и показать, что сильна не только в связях, но и в ремесле.
Ух ты. "Бессмертные" творения кб шарлатанов выложили. Весело читать. А автора видимо постеснялся назвать?
Это культурное мероприятие никак не может пиром во время чумы, а наоборот станет одним из средств приобщения к своим традициям и корням нежели к радикализму и экстремизму. А вот то, что в Карачаево-Черкесии не присоеденились к столь значимому мероприятию, это необъяснимо
Я много где бывал по России... Таких людей, как у нас. Нигде нет. Правда!
Здорово, Бэн!!!)))
gorianka, абсолютно согласен с Вашим мнением. Красиво - раз! Очень функционально - два! И очень жаль, что сейчас носить, к сожалению, не совсем - комильфо!(((
Это точно так,как папаха"кубанка".Глупо бы было предполагать,что придумали и "изобрели"её кубанские казаки...
а что в этом плохого, кто платит, тот и заказывает, не так? ) и если какой-то положительный имидж моих соплеменников прицепом к пиару модного дома Саральп будет явлен публике, то честь и хвала, не всё же Баклажанов на ютьбе наблюдать...
Я за этнические праздники. Это правильно и поможет сохранить культуру адыгов.
Черкеска имеет вероятно тюркское (хазарское) происхождение[2]. Она была распространенным видом одежды у хазар, от которых была заимствованная другим народами населявшими Кавказ[3], в том числе и аланами[4]. Первое изображение черкески (или его прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах[5].
Девушек не привлекательных не бывает.Бывают люди(мужчины и женщины)с высокой самооценкой,
Ну жена, ну муж и что теперь ей в консервную банку залезть. Мы тоже добиваясь успеха думаем прежде всего о семье, детях. Я думаю, муж Саральп не столь пользуется своим положением, чтобы заниматься только продвижением жены Саральп. Саральп многое сделал и делает для нашей республики
Слышал информацию о том, что Рамзан Кадыров всерьез подумывает о введении дресс-кода для госслужащих в виде черкесского костюма.
Ты хоть бы ссылки на сноски убрал?)
Этот может...
Зачем?Черкеска-это русское название традиционной кавказской одежды.Все пошло от хазар(пост выше)удобная одежда,каждый народ взял ее за основу.Зачем лишние споры?
nicko, а вы не знаете, праздник айрана уже отмечали. Это было в КЧР, в туркомплексе "Медовые водопады" 1 июля. Было много народу - и участники соревнований, и туристы, и зрители. Завкасили айран в 500-литровом казане.
Вообщем, было классно, если не считать некоторые недочеты в работе организаторов праздника. Так что, ничем плохим такие праздники не грозят.
По русски "газыри", по черкесски " хазыр"- готовые. Что на это скажешь?
Ну, блииин! Такой тост. И ни одного, кто бы поддержал?(Шутка!)))
Адыгэ хасэ- целый ПАРЛАМЕНТ. У адыгов не жизнь, а малина. Только праздники придумывать и праздновать, других проблем нет, конечно же. Пир во время чумы, блин.
мдаа )))) заклятые соседи опять устроили срач на весь мир, срач горой так сказать, или горский срач? )) бессмысленный и беспощадный, особенно он смешон со стороны, для тех самых, для кого обе стороны суть на букву Ч, только увы, слово это не Черкес...
Я свои знания черпал в других источниках.А если опять про черкеску,то скажу что это русское название кафтана,расспространенного на Кавказе,но так как исторически черкессы,со времен Ивана Грозного,были первым народом Кавказа с которым были дипломатические отношения,и при прибытии послов все обратили внимание на практичные и красивые кафтаны,а так как это были черкессы,то и кафтаны стали называться ЧЕРКЕСКАМИ.
Черкеска потому и была выбрана как военная форма казаков, что отвечала всем требованиям жизни в нашей природе. Она кроме того, что очен красива и изящна, удобна в походе, в полевых условиях, легкая и в то же время теплая, даже газыри предназначались для хранения патронов и т. д.
А о женском национальном костюме почему-то никто не вспоминает. Разве это не идеал совершенства? Даже не очень привлекательную девушку он облагораживает и красит.
Действительно широкое распространение Кавказская одежда получила в Хазарском каганате ,оттого и все термины этой одежды сверху донизу входят в речевой оборот у практически всех жителей современного Кавказа и юго-востока Украины.
Что касается утверждений некоторых специалистов по интернету и клавишам то наверное адыгейцы не нуждаются в плагиате,у адыгейцев и своя история в своем роде ценность требующая ограждения от новоделов.
действительно такое выражение как "черкес намыс" бытует у карачаево-балкарцев и оно было придумано в противовес просто намысу, а вы тут рассказываете будто это какой то очень хорошее слово:)
Если вы свои знания черпаете из Википедии, мне откровенно жаль вас.
Не знаете даже кто пишет статьи в Википедии?
А не странно, что перенятый у адыгов костюм, казаки называют так же как и карачаево-балкарцы "чекмень"? Да и башлык с бешметом никак не адыгские слова.
Логичный вы наш,вы не доверяете Википедии?)Никто не говорит что это карачаево-балкарское изобретение,и никто желчью не исходит,тем более по этому поводу)А вот для кого то -жизненная необходимость считать это своим)
то есть,ты хочешь сказать,что кабардинцы более мужественны,чем балкарцы? так что же с вами теперь случилось? ведь не так много времени прошло? для народа 100-200 лет - это ничто)))
Я повторюсь: является ли черкеска национальным костюмом черкесов? Ответ очевиден.
По поводу круглого стола, кому принадлежит черкеска - я готов запечатать свои мысли по поводу того, чем закончится круглый стол в конверт, и отнести в банк. И вы не удивитесь, что я оказался прав.
Небольшое отвлечение и про простоту души: балкарцев (если называть балкарцами всех жителей пяти обществ) было несколько тысяч душ к началу 19 века, тогда как жителей Северного и Южного Кавказа было ну миллиона тре, на вскидку. Так вот при всем уважении к балкарскому народу, ну только совсем уж не адекватный человек скажет, что они научили весь Кавказ носить черкеску. Я думаю, на этом пора закончить глупости.
Просто это наглядно показывает что ждет Кавказ в случае отделения,за которое ратуют горячие,неумные головы...Когда из-за таких,не очень важных вещей может возникнуть конфликт,кроме того существует и межклановая борьба.Незавидные перспективы...
Зачем так злобствовать, если один народ отмечает свой национальный костюм
Первым предложил провести праздник кавказской одежды Р.Кадыров.Действительно в гардеробе каждого кавказца должен висеть этот красивейший наряд воинов. И естественно на какой нибудь день в году можно приурочить массовое мероприятие с выходом в свет в кавказской одежде.Этот праздник одежды имеет большое хождение и очень популярен в Германии,Австрии Турции,Великобритании. Я совершенно уверен в популярности такого мероприятия если конечно некоторые местные пустоголовые не превратят его в праздник ни на чем не обоснованной этнической исключительности.
))))) такой исторический талант пропадает "каб-арты")))). Ты бы хоть подошел к любому кабардинцу и спросил что значит Кабардэй а то насмех себя выставляешь. Историк млин
Вот именно "своей головой надо думать". У карачаевцев даже своего названия этой одежды не было, и называли они ее "черкес чепкен", т.е., черкесская одежда. Что еще нужно?
Об этом же пишет карачаевский исследователь Кемал Текеев:
"... у балкарцев и особенно у карачаевцев ни один народ не был предметом подражания в быту, в образе жизни, и особенно этикете, кроме кабардинцев-черкесов, благородство которых вошло в поговорку - "Черкес намыс кибик" ("благороден как черкес") или "къабарты бий кибик" ("как кабардинский князь".
За бешметом по популярности и престижности из предметов мужского гардероба карачаевцев и балкарцев шла черкеска (чепкен или, как ее еще называли черкес чепкен) [Карачаевцы и балкарцы: традиционная система жизнеобеспечения].
Вы хотя бы понимаете, что означают слова "черкес чепкен"? Правильно, карачаевцы того времени, отдавая дань автору и изобретателю костюма, именно так и назвали. В данном случае никаких других доказательств и не нужно. Конечно, сегодня вы пытаетесь отрицать абсолютно очевидные вещи, но это ничего не изменит. И вообще, черкеска - это прежде всего военная одежда, т.е. одежда в первую очередь всадника. Не буду повторяться и описывать, насколько она удобна для всадника, в конце-концов полно литературы. В этой одежде черкесы защищали свою родину, совершали набеги и т.д. Но я никогда не слышал, чтобы карачаевцы или балкарцы принимали участие в войнах на Кавказе, а в набегах и подавно не были замечены.
да что ты говоришь? подданными? [...], "умник"
[Комменитарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]
Был я в Крыму и в беседе с крымчанами подначил их Канжальской битвой по одной из версии, где как и почему
На родину значит съездил? Ну правильно, иногда нужно это делать. Вы же понимаете, что горскими татарами вас называли не просто так. А все остальное, что пишите, в т.ч. и про Канжальскую битву, - словоблудие. Могу не хуже сочинить любую историю.
Азретали, красавчик, срача добился.
По теме, для глухих: сказано "день черкесского костюма", а не "день черкесской черкески", расслабьтесь и проводите праздники сами, никто не мешает.
Наблюдение: весь 20 век адыги не имели права сказать что-то о своей истории и культуре, и все привыкли к этому, можно говорить о ком угодно, о невзгодах и достижениях всех, кроме адыгов. Сейчас ситуация изменилась, и многи нацики других националностей, ну или просто неуравновешенные личности, сразу делают стойку фокстерьера, когда что-нибудь про адыгов позитивное. Стыдно, дорогие друзья. Собстна, пофиг.
Чем то все же адыги отличаются от других народов Кавказа, если со столь завидным упорством пытаются приписать себе, то чего им не принадлежит. Флаг придумал британский шпион - "День черкесского флага", кавказский костюм бытовал у всех народов Кавказа и Юга России и явно имеет тюркские корни - "День черкесского костюма", нартовский эпос бытует у всех народов Северного Кавказа и явно не адыгского происхождения - "3500 лет нартовскому эпосу адыгов". Тут явная ментальная особенность, к тому же нездоровая.
Сестра, молодец, без шуток. Дай тебе Бог здоровья!
Теперь точно ухожу.
Ну эти в своем репертуаре. Ники придумывают себе русские, и давай чесать...
Выше я привел несколько свидетельств, что тюрки не могут иметь отношение не только к черкеске, но и к Кавказу вообще. Я также просил выложить хотя бы одно единственное свидетельство того, что карачаевцы или балкарцы упоминаются в источниках ранее 17 века, но их нет. И не будет. Сие значит, что горские татары прикочевали на Кавказ в 17 веке. Успокойтесь, не давитесь своей желчью, не завидуйте и "будет вам щастье". Ваша этническая ревность вас же и позорит!
Ну Геннадий ты и выдал.Какие ещё КАБ-АРТЫ, очнись. Это ты по балкарски.А кабарда- это территория принадлежавшая черкесскому князю по имени Кабард.На счёт названий населённых пунктов. У каждого села есть своё адыгское название. И как правило оно происходит от имени местного князя. После революции естественно их поменяли на теперешние. Архитектектурных памятников нет потаму что адыги всегда воевали за свои земли , и им было не до памятников. И кто из них мог знать, что в 21 веке потребуются доказательства своего присутствия на этой земле. Эээх Геннадий....
А вы, уважаемый, какой национальсти будете и какая ментальная, притом здоровая, особенность присуща вам, как представителю сей нации? Любопытно послушать.
Кстати, одну особенность в вас заметно невооруженным взглядом - вы запросто так пытаетесь сказать гадость о целом народе. Молодца...
Плохо знаем историю.
Действительно, кабардинским князьям было непросто: с одной стороны напор мощнейшей на тот период армии, с другой - подданные и холопы в лице карачаевцев, балкарцев, с третьей стороны - данники в лице ингушей и осетин, за которыми тоже "глаз да глаз" нужен был, да тут еще и свои собственные недовольные.
Ну а о том, как Кабарду завоевывали, есть масса литературы. Почитайте хотя бы воспоминания Ермолова. Уж ему то, тем более имеющему тюркскую кровь, вы не можете не доверять.
[...], да [...] вы уже, нах никому ни те ни другие со своей "богатейшей" историей не нужны, позорище устроили тут с мерением пиписьками, фубля...
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]
дааааа.......:-D историк хренов
Братан усмирись и не гони пургу, ненависть ни к чему хорошему не приведет, хотя и скрываешься под славным славянским именем, но ты [...]
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности запрещен Правилами]
Все больше и больше молодых и не очень людей заводят себе коней и шьют черкесски, сегодня по проспекту ехали такие всадники, все выходили и на телефоны снимали а машины сигналили. Было очень красиво и по хорошему завидно. Так что следуйте их примеру, если все в этот праздник выйдут в город в черкессках да еще и на коне будет один из самых красивых праздников в мире.
и что всю жизнь будешь ненависть питать, это чревато превратится в шизофрению
Эльф не тяните одеяло. Будьте разумными. Все люди равны и адыги и балкарцы и русские. Если идти по вашей логике, слово "СЕКС" имеет тюркоязычный корень и поэтому сексом занимались только тюркоязычные народы мира. Не надо обижать чеченцев, карачаевцев, и прочих жителей Кавказа.
когда балкарцы решили праздновать присоединение балкарии отдельно,кабардинцы такого шороха навели.хотя балкарцы много десятилетий отмечали присоединение кабарды к россии.хотя точно также к россии присоеденилась и балкария.под красивым предлогом день присоединения кабардино-балкарии наивных балкарцев дурили столько времени.хватит! теперь мы другие!поколение другое! лафа кончилась,дорогие соседи!
Про казаков не забывайте, они тоже носят, но никто из них не претендует, что это их исконное. Также и про другие народы Кавказа, носите, но не следует втаптывать народ от которого пошла такая одежда
Но и не адыское же, а как быть с башлыком, бешметом, чекменем? Вообще есть хоть какая то часть кавказского костюма, чьё всеобщее название является адыгским?
Аким че ты пургу несешь насчет круглых столов? Когда поднялась буча вокруг Канжальской битвы всех желающих приглашали на круглый стол чтоб культурно все обсудить, но что-то тебя и тебе подобных никак не могли туда затащить
Тюрское языковое влияние прослеживается практически у всех народов Кавказа,да и не только.В русском языке,валом тюркских слов,не говоря уже о народах Севера,Урала,Сибири,Дальнего Востока...Так что это вполне объяснимо.
А умный вечный чел, закинул туземцам, темку, и сидит и пишет работы по этническим взаимодействиям и управляемым конфликтам в закрытых институтах не российской страны.
Продолжайте, как динозавры вымрете нахрен.
Ой как та голодовка аукнулась в КБР. Знали чем она чревата, да сорвать не смогли.
Проблема не в Азретали. Азретали озвучил простые и понятные на тюркском языке термины которые по странному совпадению обозначают кавказскую одежду.Замечу термины не адыгейские ,но исключительно тюркские.
Здесь странность в том что все народы Кавказа от этого факта не страдают,практически везде этот факт при упоминании приводит к поиску связующих нитей. Это касается жителей Дагестан там кумыки вообще на одном языке с балкарцами говорят, В Чечне половина фамилий Байсултановы ,Кадыровы, и еще много чего хорошего так же тюркские к тому же половина Чечни -это Юрты, В Ингушетии Карабулаки,в Осетии Дигорцы, В Кабарде кабардинцев больше половины балкарской и ногайской крови, В Черкесии черкесы больше половины свои фамилии толком прочитать не могут,только через карачаевского толмача. Только Адыгея стоит особняком ,кстати адыгейцев в КБР около 1000 человек.То есть везде от Адыгеи и до Азербайджана кавказская одежда читается с одного языка И только у наших оппонентов готовые на все случаи доводы .
Басни можно втирать на клавишах да на бумаге ,им пофигу кто что нажимает, сии басни на встречах,симпозимах,круглых столах сведущих людей рассыпаются в дребезги,да собственно никто этих деятелей и не приглашает для чистоты рядов.
Для эксперимента попробуйте на каком нибудь празднике одежды обсудить тему принадлежности в круги ученного сообщества.
Был я в Крыму и в беседе с крымчанами подначил их Канжальской битвой по одной из версии, где как и почему. Крымчане подошли по умному,они предложили организовать совместно с ученными региона круглый стол или конференцию.
Догадайтесь кто сорвал сие мероприятие. Все были за ,даже финансирование на себя взяли,но вот с другой стороны не нашлось быть посмещищем.Теперь сидят тихо и лепят какие-то памятники-новоделы.
С Кавказской одеждой проблем в идентификации еще меньше,кроме одних деятелей никому в голову не пришло засунуть одеяние в национальный шкаф.
То есть никто не строит комплексов и наверное не надо этого делать. Кроме шмотья и других проблем хватает.
Хотите вы того или нет, но факт остается фактом: горские татары, т.е. карачаевцы и балкарцы, были не просто данниками, а все это принимало, и часто, форму откровенного рабства. Не мог же обманывать "вождь карачаевского народа" Умар Алиев, который написал:
"… По своему историческому развитию и по размерам землевладения, среди горских народностей на высшем уровне феодального строя стояли кабардинцы, черкесы… (С. 13)
Грузинские цари, крымские ханы, Дагестанские шамхалы, Тарковские, владетельные князья Абхазии и Мингрелии, Азербайджанские беки и турецкие паши, постоянно оказывали внимание и имели связь с кабардинским «пши».
… Тираническая власть и высокое значение кабардинских «пши» выходили далеко за пределы Кабарды. В неравной степени влияние их распространилось и на другие племена.
… Ближайшие племена, как карачаевцы, урусбиевцы, чегемцы, безенгиевцы, хуламцы и балкарцы находились у них в состоянии почти рабства. (С. 13 – 14)
… Кабардинские князья, покоривши Карачай (более 200 лет тому назад), начали взыскивать с населения оброк и пытались ввести в Карачае тот же феодальный строй, который имел место у них. Прежде всего были насаждены в Карачае вассалы кабардинских сюзеренов, так называемые «таубии», собиравшие оброк для кабардинских князей. Известны из этих таубии князья Крымшамхаловы, Дудовы и другие; предки первых служили у кабардинского князя- Кази, переводчиками". [Умар Алиев. Кара-Халк. Очерк исторического развития горцев Северного Кавказа и чужеземного влияния на них Ислама, царизма и пр. «Севкавкнига», Ростов н/Д. 1927]
Думаю, и одного свидетельства "вождя" достаточно, чтобы знать истинное положение вещей на Кавказе на тот период.
Алик продолжайте в том же духе воспевать превосходство кабардинцев над всеми остальными народами. С некоторых пор эта тема стала интересовать наш федеральный центр.
Все хорошее, достойное, красивое надо перенимать друг у друга, а плохое не замечать. Вот такими были наши деды и прадеды, хотя университетов и академий не кончали. А тут вроде все образованные, умные, но ка-а-к почитаешь!... За гранью добра и зла.
И еще одно, и я больше в эту тему ни ногой, но скажу: пока будет этот [...] по любому поводу ( вот, к примеру я балкарец - на любой кабардинский даже безобидный вариант стойку, я ингуш - на любой осетинский вариант фас и т.д.) - будут руководимы и управляемы все народы Кавказа. "Элите" стеклянные бусы (деньги), интеллигенции - премию (седло и телевизор), плебсу врага в лице соседей иной национальности. Даже здесь на сайте, сходясь в антипатии к убийцам, многие сразу готовы топор войны выкопать, если кто-то что-то для своего народа делает. [....].
[Комментарий отредактирован модератором Интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами]
Шкуры в качестве одежды тоже шикарно смотрятся. Предки адыгов их тоже носили, уверен. Заодно послужит доказательством древности народа:))
Добрый вечер, уважаемые крутые горцы: кабардино-адыго-черкесы и карачаево-балкарцы!
Вам самим-то не противно от написанного здесь за истекшие сутки? Давно не было столько постов к одной обычной рядовой информации - заглянула и удивилась: 123 поста на 21.00 вечера. Хотя чему тут удивляться? Вот эта самая дискуссия и показывает то, как мы уважаем и ценим друг друга, живя бок о бок столетиями. Да любой внешний враг одной спичкой зажжет огонь самой настоящей войны на основе казалось бы мелочи. Раздули мировой пожар. Представляю, как усмехаются наши "большие братья", читая ваши злобные пререкания.
Есть и здравые рассуждения, без желчи, но их мало. Да-а, умные у нас мужчины, ничего не скажешь. Все историки знатные, этнографы, политики. Штудируете научные труды и даже не поленились выложить их в постах. Вообщем, вы наше все!
Но не кажется ли всем вам, что думать надо не о том, от кого есть пошла черкеска и прочие атрибуты жизни наших предков, а о том, что есть угроза, что скоро некому будет носить даже самую суперчеркеску - наше население сокращается, прирост маленький. Да и мало ли других проблем реальных? Постыдились бы, мужики!
sestra. Есть конечно толк в том что пишете, но костер не мы сожгли а вот эти которые объявляют пир во время чумы.
Черкеской ее назвали русские. Про Мкыртчяна и Кикабидзе, в одном фильме японцы тоже говорили "эти русские все на одно лицо" :) Кавказские танцы это лезгинка (так называю их русские). У вас у адыгов нет своих танцев. потому что вы танцуете танец ЛЕЗГИНку, т.е. танцы придуманные лезгинами. Улавниваете абсурдность ваших выводов???
От возмущения остановилась на полуслове. Прошу прощения.
Да нам и врагов не надо с такими дружественными отношениями. Места и времени здесь не хватит, чтобы перечислить все то, что у нас, ВСЕХ этносов, живущих в КБР и не только людей общие беды и проблемы - безработица, коррупция, радикальный ислам, набирающий обороты, социалка, да мало ли всего. А тут у всех клавиатура накалилась от возбуждения. Вот бы это возбуждение стольких дядек в полезное русло направить!
ПРошу прощения у прочих гостей форума. но.... Эбизени тау бымаз, къартыны ант тыймаз". Сожалею, но есть вот такая поговорка. дорогой друг. А дальше рассуждай сам.
Если бы наши предки были бы умными, мы бы не оказались в такой цивилизационной, территотиальной и социальной ...пе
Шикарная страничка . Хорошо что история предков сохранилась ,есть что вспомнить да обсуждать.
Представляю что будут обсуждать наши потомки прочитав данную страничку,наглядное пособие
Зурико. пословица горбатого ничего не исправит про таких как вы.
Адыги вправе на все ,осталось только язык одежды выучить и все ок. По крайней мере будете знать что обозначает та или иная деталь одежды.
Здесь я все,не ходок.
Кавказскому Узлу хотел бы сделать предложение, вывесить отдельно рейтинг резонансных тем, где бы можно было бы писать комментарии, всегда когда надобно.
Тебя то каким боком это касается?
Черкесский костюм, который переняли не только кавказские народы, но и казаки, заслужил, чтобы не только "День черкесского костюма" был, но и памятник этому костюму можно и нужно поставить.
Понимаю, сейчас начнется, что чуть ли не все кавказцы являются авторами костюма... Но так не бывает. Автором может быть только один, - и этот один - черкесы (адыги). Слишком много об этом написано, чтобы разводить здесь дискуссии.
плюсую :-D
Правильно.
Или вот этот:
http://www.ethnomuseum.ru/section69/23/180/136.htm
А давайте, за Кавказ!))))
Газырь - хьэзыр - слово не тюркское, тем более не балкарское. Это арабское слово. Впрочем, вам, тюркам, не привыкать присваивать чужое достояние.
Грузинка,армянка,азербайджанка....)
Кстати,Википедия-это хорошая вешь.
Как отмечает Е.Н.Студенецкая в материалах, относящихся к первой половине XVIII в. «черкеска сильно отличалась от нынешней». «Судить о ее покрое трудно, так как его описания в источниках нет. А на рисунках того времени, относящихся к адыгам, черкеска выглядит более свободной, иногда даже мешковатой одеждой. Длина ее до колен или до половины бедра. Длинные узкие рукава внизу иногда имеют треугольный выступ, прикрывавший тыльную часть руки» [190, с.17].
Этот относится и к осетинам как отмечает С.А.Токарев: «Есть данные, однако, в пользу того, что некогда (XVI-XVIII вв.) формы осетинской одежды были более своеобразны: у мужчин короткий архалук, у женщин широкая и длинная туникообразная рубаха. У южных осетин можно заметить большое влияние грузинского костюма» [213, с.265].
«У грузин сочетались два основных типа костюма: общекавказскийи иранско-турецкий. Преобладал первый. Типичный грузинский мужской костюм характерен тем, что он узкий, длинный. Это так называемая чоха, близкая к общекавказской черкеске, и архалук – сшитый в обтяжку длинный кафтан» [213, с.276].
Одежда азербайджанцев в большей степени тяготела к грузинской форме: «Мужская верхняя одежда – короткий распашной архалук, плотно облегающий фигуру, и длинная узкая «чуха» (черкеска), часто с газырями. Мужской головной убор – овчинная папаха» [213, с.298].
Наиболее богатый материал в виде иллюстраций и гравюр имеется по одежде кабардинцев. В энциклопедическом труде немецкого ученного на русской службе Иоганн-Готлиба Георгия «Описание всех обитающих в Российском государстве народов», есть уникальные изображение кабардинца и кабардинки в национальных костюмах. Автор обобщает результаты собственных этнографических исследований а также работ известных российских исследователей С.Г. Гмелина, С.П. Крашенинникова, И.И.Лепехина, Г.Ф.Миллера, П.И.Рачкова и других. Как считает В.А. Дмитриева: «Эта работа, вышедшая в свет на русском языке в 1799 году, по праву признается мировым эталоном этнографического исследования».
Следует отметить, изображенный в книге костюм кабардинца не имеет, ничего общего с известной нам черкеской. Во-первых, не соответствует покрой;кушак, вместо наборного пояса; кривой кинжал восточного типа,нет и наколенных подвязок. Во-вторых, головной убор крымско-татарского образца, нет газыри на верхнем халате. Отсутствие газырей можно как-то объяснить, поскольку они появились с распространением огнестрельного оружия. Но это практически начало XIX века, когда этот вид оружия имел широкое распространение.Следует признать, что этот костюм в большей степениидентичен с одеждой прибрежных татар Крыма (см. илюст.).
Не лучше обстоит дело с изображения черкесов в XVII в. из книги А.Олеария. В зарисовках Х.Гейслера «Вооруженный черкес и знатный черкес в обычной одежде», конец XVIIIв., новшеством являются газыри, а в остальном, и этот костюм ближе крымской моде (иллюстрации в конце монографии). Стоит согласится, с выводом Е.Н.Студенецкой: «Вообще влияние крымских татар, а через них и турок, на одежду адыгских народов, преимущественно высших сословий, вXVIII в. было довольно значительным. В особенности мы убедимся в этом при рассмотрении женской одежды» [190, с.37].
А.Я Кузнецова охарактеризовала этот период следующим образом: «После некоторой тяжеловесности форм одежды знатиXVIII в. (запечатленной на рисунках некоторых путешественников) с известной пестротой ее расцветки и пышностью (ложные и разрезные рукава, громоздкий головной убор) мужской костюм горца постепенно приходит к более строгому единству» [120, с.103].
У осетинской одежды были свои особенности. К примеру, на рисунке Яна Потоцкого (XIXв.) осетин изображен в коротком кафтане без выреза на груди, борта ее стянуты завязками, воротник с отворотом. По обоим бортам нашиты газырницы, но отсутствует кинжал. «В альбоме, изданном в Париже в 1813 г. с рисунка Е.Карнеева, чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами. Беггров изображает чеченца в короткой шубе с отдельной, висящей на ремне газырницей. УД.А. Милютина чеченец изображен в короткой, но нараспашку черкеске с узкими рукавом».
Анализируя известные гравюры и рисунки, Е.Н.Студенецкая приходит к выводу: «Все выше сказанное о верхней одеждеXVIII в. позволяет заключить, что она настолько отличается от более поздних форм, что возникает вопрос о закономерности названия этой одежды черкеской. В ряде случаев авторы XVIII в.- началаXIXв. Приводят местные термины, хотя и в искаженном виде. Так, Ю.Кларпот называет верхнюю одежду адыгов ци, И.Ф. Бламберг – цши, Ф.Дюбуа де Монпере – циш; в этих терминах угадывается каб. наименование черкески цей, существующее до наших дней. Карачаево-балкарское (тюркское) слово чепкен (черкеска) давно вошло в русский язык в форме чекмень» [190, с.30]. На наш взгляд, в русский язык это слово попало с казачьих говоров. Если бы этот термин и одеждабыла заимствованной в русский язык с кабардинского, то это слово должно было быть адыгским. Посколькуони являлись ближайшими соседями, а этого как мы видим, не произошло. Наивно полагать, что казаки испокон веков носили серые гимнастерки. Еще до прихода на Северный Кавказ, вЗапорожской сечи у них известны чекмени, каптаны, бешметы, папахи, кепенеки и т.д.Эти элементы одежды казаки унаследовали от своих предков «черных клобуков, ковуев и берендеев».
Ареал названия черкески у народов Северного Кавказа в основном сводится к двум основным терминам чепкен, чуха, и несколько обособленное адыг., каб. цый//цей. Все эти термины связанны с названием шерстяного домотканого сукна «чепкен, чуха, цей», и одинаковой формой кроя и пошива.
Кар-бал., кум., ног., терк. и дон. каз. чепкен/цепкен/шепкен/чекмень ‘1) верхняя распашная одежда, чуть с распашными полами и прилегающей к фигуре в верхней части, строго подтянутый наборным поясом и украшенный газырницами‘, 2) шерстяное сукно.«Динамику развития форм чекменя можно восстановить прослеживая его от длиннополых кафтанов, запечатленных на половецких изваяниях, к ее кавказским формам – аланским кафтанам, потом бешмету с горизонтальными застежками (как на приведенной Этокской статуе и могильниках Ташлы-тала, карт-Джурт, Даргаваса, Лесгора, Махческа) и к распространенной среди всех слоев населения верхней распашной одежде –чепкену» (120, с.103).
Этимологи слова чепкен связанна с домотканым сукном чепкен//чепкенлик. Данное слово встречается в словаре В.В. Радлова чапкан с пометкой (Оsm., Tel.), чапкан //чакман, чакпан ‘1) сукно, шерстяная материя. 2) суконный кафтан3) короткий суконный кафтан с длинными, разрезными рукавами‘; чапканли ‘одетый в суконный кафтан‘ [СР., 111, с.1995-96]. Далее с пометкой(Каs) чiкман ‘суконный кафтан‘; белсиз чикман ‘кафтан без талии‘[СР., 111, с.2113]. В данном случае следует обратить внимание на одну деталь,казахский чикман был поясной (приталенный), посколькудля названия кафтана без талии существовал отдельный термин.Алт. чепкен ‘род широкого халата‘ [РАС, 427]; тув. шепкен аспашной кафтан‘ [РТС, с.212];чув. сахман ‘суконный кафтан‘ [ЧРС, 322]; башк. секмен ‘распашной кафтан‘ [Башк. Р.С, 466]; хак. сипкен ‘распашной кафтан‘.
«В гагаузском языке слово cukmanимеет несколько значений: 1) домотканая ткань, 2) кафтан без воротника, 3) юбка, 4) сарафан [ГРМС, с.552]. Слово отраженно в старо-кыпчакском письменном памятнике XIII века: cоkmеn ‘платье, одежда‘ в ТАС слово имеет значение ‘ткани‘. В других тюркских языках данное слово бытует преимущественно в одном значении: аз. чепкен «чекмень», «верхняя одежда из бархата и из других блестящих тканей» [АРЛ, 39]); тур. чепкен ‘чекмень‘» [104, С.61].
В карачаевском языке слово чепкен обозначает еще название женского платья. Слово cukmanзаимствованно многими нетюркскими языками в следующих формах: болг. сукман ‘шерстянная юбка‘ [БРС, с.640]; укр. сукман ‘сукно‘ [Ук.РС, с.356]; перс. чепкен ‘род кофточки с застежкой сзади или с боку‘ [ПРС, 1, с.456]; рум., мол. сукман ‘сукно‘ [МРС, 618]. Скорее всего, русское слово сукно происходит из этого формата. По нашему мнениюслово чепкен// cukman//сепкен// сипкен //сахман//сукман происходят от глагола сок//сук, чеп//шеп ‘ударять, тянуть, ткать, всовывать‘.
Р.А.Юналиева пишет: «Модель взаимного переноса названия одежды ~ названия материи - наблюдается во многих языках; ср. укр.(полт.гов.) опанча ‘названиестаринной одежды‘ и ‘материя‘, рум. basma‘ситец‘ и ‘шаль поверх головного убора крестьянок‘. На уровне межъязыковой полисимиисреди карачаево-балкарских заимствований в абазинском языке: шарбал (шаровары) – ‘домотканное сукно‘; в адыгейском языке къутын – род матероии из крымскотатарского къутунсу – ‘верхнее платье‘ [209, с.23]
В восточной части Кавказа до Осетии и Закавказье черкеска больше известна как чоха/чуха.
Чечн. чоа; инг. чокхи ‘черкеска‘.Лак. чухъа ‘черкеска‘; ккуртту – чухъа ‘черкеска, мужской костюм‘, буквально ‘черкеска-бешмет‘; чухъа ‘сукно местного производства;. Ав. чухъа ‘черкеска, архалук‘; дарг. чухъа ‘черкеска‘; лезг чухва ‘черкеска, бешмет‘; груз. чоха ‘черкеска‘; сван. чоха ‘черкеска‘; осет. цухъхъа.
Черкесский костюм настолько совершенен что вполне вероятно будем каждый его предмет отмечать по отдельности. Вы в свою очередь вместо того чтоб как бабки на базаре завидовать и причитать тоже сделайте себе праздник и отмечайте, кому что нравится короче
Странно же, что черкесску придумали адыги, а ее адыгское название никто из соседей не позаимствовал
Не Хазырла, а Хазыр. что есть в переводе с черкеского - "готово"
Вон даже Азретали написал откуда пошло название кабардинцы))
Будем проводить ликбез.
Написать лабуду "адыгские племена как мы знаем,появились на кавказe сравнительно недавно" значит абсолютно не знать историю Кавказа. Вообще по определению тюрки не могуть быть кавказцами. Родина тюрков - Алтай. Это аксиома. А адыги (черкесы) - это аборигены Кавказа. И это знает любой исследователь, кроме кб шарлатанов, конечно.
Но обратимся к источникам. Например, карачаевский историк Х.О. Лайпанов пишет:
"Ко времени прихода карачаевцев и балкарцев на Баксан, в его низовьях существовали кабардинские аулы, и земли по Баксану считались княжескими. Например, кабардинский князь Кази, узнав о заселении карачаевцами Баксана, потребовал от них освобождения Баксана или уплаты дани за самовольное поселение и нарушение границы. Лишь в результате переговоров кабардинский князь оставил карачаевцев в Баксане, наложив на них дань.
Таким образом, кабардинцы заселили современную территорию примерно в XIV – середине XV вв. А когда карачаевцы и балкарцы пришли на Баксан, кабардинцы считались давними жителями. Следовательно, карачаевцы и балкарцы заселили бассейн р. Баксана не раньше второй половины XV в. и начала XVI в.
Земли по Баксану ко времени появления здесь карачаевцев считались потомственными владениями кабардино-черкесских князей, и карачаевцы с приходом на Баксан были обложены данью. (С. 26)" [Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957]
Понятно, что горские татары, т.е. карачаевцы и балкарцы - позднейшие насельники Кавказа. Лайпанов тоже удревнил время их появления на Кавказе почти на столетие. Но если кто-нибудь приведет хотя бы одно единственное свидетельство того, что карачаевцы или балкарцы зафиксированы на Кавказе ранее 17 века, "сниму шляпу" и принесу публичные извинения. Дерзайте.
Теперь что касается адыгов (черкесов). Федор Щербина, историк Кавказа, пишет:
"Не было еще истории, не существовало ее документальных данных, а черкесы жили на Кавказе в доисторические времена, были древнейшими коренными обитателями его".
Как отмечал в январе 1854 года «Иллюстрированный журнал Глисона», «их история столь продолжительна, что за исключением Китая, Египта и Персии, история любой другой страны не более чем рассказ о вчерашнем дне. У черкесов поразительная особенность: они никогда не жили в подчинении внешнему господству. Адыги терпели поражение, их вытесняли в горы, подавляли превосходящей силой. Но никогда, даже на короткий срок, не подчинялись никому, кроме собственных законов. И сейчас они живут под властью своих вождей по собственным обычаям.
Черкесы интересны еще и тем, что представляют собой единственный народ на поверхности земного шара, который столь далеко в прошлое может проследить независимую национальную историю. Они немногочисленны, но их регион столь важен, а их характер столь поразителен, что черкесы хорошо известны древним цивилизациям. Упоминание о них в обилии встречаются у Геродота, Вария Флакка, Помпония Мелы, Страбона, Плутарха и других великих писателей. Их предания, легенды, эпос представляют собой героическое повествование о свободе, которую они сохраняют, по меньшей мере, в течение последних 2300 лет перед лицом самых могущественных в человеческой памяти правителей» ["Иллюстрированный журнал Глисона". Лондон, январь 1854 г.]
Ну и немного относительно костюма. Вот что пишет самый авторитетный исследователь одежды народов Кавказа Студенецкая:
«Удобный и изящный костюм, приспособленный к образу жизни адыгов, широко распространился за пределами Черкесии. Они были не только наиболее высокими по стадии общественного развития народа, но и по образцам в области бытового уклада, обычаев, одежды. Черкесский тип костюма получил столь широкое распространение не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье … и казаки заимствовали из Черкесии форму одежды, вооружение, посадку на коне и внимательно следят за всеми изменениями черкесской моды». [Е.Н. Студенецкая, Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., 1989]
Другой авторитетный исследователь оружия народов Кавказа
Б.Е.Фролов, в статье: Адыгское влияние на оружие черноморских казаков пишет:
«Факт заимствования кавказскими казаками, да и отчасти русской регулярной армией, адыгского боевого комплекса является настолько общепризнанным и широко известным, что не может служить предметом научной дискуссии».
Ну куда уж яснее, что "Факт заимствования... адыгского боевого комплекса... не может служить предметом научной дискуссии".
«Черкесская одежда и сбруя, черкесское оружие, черкесский конь составляют предмет военного щегольства для урядника и офицера. Вообще, все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: «что хорошо выдумано, то полезно и перенимать» [Попко И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. СПб, 1858].
Авторы солидного исследования по истории Кавказской войны отмечали, что «все горцы Северного Кавказа, а за ними и наши казаки заимствовали из Кабарды форму одежды, вооружение, посадку на коня и прочее...» [Утверждение русского владычества на Кавказе Ч. II. Тифлис, 1904]
Таких свидетельств не просто много, а очень много. Но если кто-нибудь приведет здесь хотя бы одно единственное свидетельство, что кто-то и что-то, например типа одежды, оружия, седловки, джигитовки или еще чего-нибудь заимствовал от карачаевцев или балкарцев, опять "сниму шляпу". Дерзайте.
Ты это серьезно?! Ну если черкесам пытаются сказать, что они вовсе не черкесы, а черкесская лошадь (адыгэш), известная лет 400 - вовсе не черкесская, то найдутси и про шашку, я тебя уверяю))
ребятки, пришел русский иван под чутким руковдством немецких ландкснехтов и выноздрил всех, и кабарду и карачай и малачай и папачай и крым и рым и всех ижи с ними, расслабтесь вы уже...
Вроде в этом отрывке от автора написано минимум слов, остальное ссылки на работы других авторов и словари. Опровергайте упомянутых авторов и словари.
жамычы? )))) ну и что дальше?
Правильно, не позорься
Жаль что я выложил язык одежды по полочкам, теперь это уже не проблема для них, им остается только выучить.
Ну у вас тоже есть свой национальный костюм - с тюрбаном.
Главное что б не отмечали день горских панталон)))
Нужно ввести праздник адыгэ сэшхуэ,тогда точно никто не будет против,что это адыгская заслуга,а с черкеской весьма спорно...
Нахрена?Сразу видно,что это Википедия.Кому интересно-могут зайти.Здорово Оусом.
Чем больше повторяешь "шербет бербет", тем слаще становится во рту.
До момента присоединения Балкарии, вы были подданными кабардинских князей. До того, как Кабарду не завоевали, вы даже заикаться не смели.
Мели Емеля, твоя неделя...
послушай,хватит одни и те же материалы сюда закдывать.ты же знаешь,точно такие же материалы противоречащие твоим неоднократно тоже здесь были.
Терпило,а что ты не опубликовал как крымский хан потушил на голове кабардинского князя свой чубук, а ведь он был одет в шелка, раз, всё таки не одёжкой ханы встречали, а на счёт слова хазыр, тебя любой лингвист на смех поднимет, как были джинджами, так и остались, просто смешно когда рабы которые ни кем не были стараються лить грязь на тюрков, это мне напоминает курицу, которая соревнуясь с гусыней разорвала себе задницу.
ты лжец, и я это обосную.
тебе интересно, я тебе предоставлю письма иностранной коллегий Российской Империй о том кто вы, да и данные некотых летописей насчёт черкес, то есть чёрных клобуков и берендеев.
этот [...] ещё и скрывает что Клапрот считал нас аланами.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Убедительная просьба, воздержитесь от грубых высказываний.]
издание Эльфа, дальше можешь и не писать, как были пылесосами так ими и остались.
по этому писали жалобы царю, мол шамхал нас терроризирует а от кубанцев мочи нет, да и опять к Лапинскому вернёмся,кто были кабардиские владетели?
В Египте, песком занесло.
тебе наброски Олеария,как выгледят черкесы?
[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Публикация сообщений, несовместимых с общепринятыми нормами этики и морали, запрещена Правилами.]
Ну и там же приведенны астромические названия, только вот не задача на тюркском, Темир- Казык и тому подобное.
вафлёр, а ипатьевскую летопись или картлис цхорвеба слабо, али будем опираться на придворных хисториков, с помощью которых Россиская Империя хотела доказать свой права на кавказ, или тебе Д.Флетчера привести,или других независимых исследователей?.
слушай,что ты [...] со своим клапротом? это ты своим сельским [...] с флагами рассказывай.а мы знаем,что клапрот был придворным историком и постоянно ошивался в кабарде ,которая была единственным местом на кавказе,где русские чувствовали себя комфортно(что любопытно,это и сейчас так).вот и писал клапрот всякую чушь,дабы возвысить кабардинцев относительно других народов северного кавказа.
[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел".]
а ты ответь: почему Лапинский считал черкесов-тюрками, а вас джинджами,выходцами из Египта, а ведь он среди вас жил.
a.tori. Вот в это то и дело.И праздник этот и устраивается, что бы приобщить хотябы молодёжь к национальным тадициям,к костюмам. И помоему тут никто не говорил, что европейский костюм им ненавистен Почему, если балкацы что то празднуют или делают, то это национальная гордость. А всё адыгское- это плохо, это нацики, и подлежит осмеянию икритике.
Спасибо. А тот тут стали писать историю на ходу и сами же верить в написанное.
Если нас на зу рубежом называют всех русскими, это, что мы все русские. Также и черкесами называли в свое время всех, т.к. их было гораздо больше все народов Кавказа и потому пристало ко всем название черкеса. А на самом деле это определенный народ с самоназванием адыги
это вы позорные и продажные
Да для них всё адыгское-черкесское это зло. Тут любое дело или слово по черкесской теме для них кажется злом, направленным против них.Просто мания преследования какаято.
дружище,вдохни побольше воздуха,успокойся.никто не говорит,что балкарцы придумали черкеску. тут говорят о том,что название "черкеска " появилось от другого народа(может и от русских). сам посуди ,черкесы ведь не могли свой костюм назвать на русском языке. а если ты скажешь,что русские назвали из-за того,что их носили черкесы,то ,да ,ты будешь прав.но надо понимать,что в то время если на кавказе кто-то и имел дружеские отношения с русскими,то это были черкесские народы.вывод сделай сам. да,и думаю тоже,пора кончать с глупостями.
Историк, а где могила твоего прадеда сможешь показать? Не зачитывайся книгами, попробуй поднять голову и посмотреть на мир своими глазами. Ты, видимо, думаешь что задеваешь карачаевцев или балкарцев. называя их татарами:) Мы тюрки, мы татары. А какие отношения с татарами у вас были, если ты такой чтец, в курсе наверно. Хотя я уверен, что слово "айыблыкъ" ты пропустишь мимо ушей, делая вид, что не понимаешь, что оно значит. Магическое слово ШЕРБЕТ...