22:17 / 28.09.2012Мамука Кацитадзе: "Цель «Новых правых» - вернуться в парламент"

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

«Кавказский узел» публикует предвыборное интервью с одним из лидеров оппозиционной непарламенской партии "Новые правые", главой государственной комиссии по уточнению единого списка избирателей и кандидатом в мажоритарные депутаты на парламентских выборах в Сабурталинском избирательном округе Тбилиси Мамукой Кацитадзе.

Кавказский узел: Какая основная идея предвыборной программы партии «Новые правые»?

Мамука Кацитадзе: Как ни странно, наше интервью начинается с программы, которая сегодня никого не интересует, но хорошо, что такие вопросы еще существуют. У нас довольно солидная, конкретная и реалистичная программа, которую мы готовили к выборам больше года, - мы ее писали при содействии международной организации «Нидерланский институт для многопартийной демократии» (NIMD).

С марта мы проводим активную предвыборную кампанию, - по регионам, районам, селам. Вместе с избирателями мы подготовили программу «Состоятельные семьи в селах и в городах», в которой мы затронули все темы, необходимые для развития государства.

У нас есть четыре приоритетных направления — безработица и способы ее преодоления, развитие малого и среднего бизнеса и борьба с монополией.

Монополии — основное препятствие для развития малого и среднего бизнеса, именно этот вопрос — главный для решения проблемы безработицы.

Социальные проблемы и проблема недоступности здравоохранения для граждан, всеобщего страхования. В Грузии открываются новые больницы, ввозится новое оборудование, но когда нет средств, то больницы для граждан становятся музеями. Также абсолютно иной подход к пенсионной системе.

Проблемы регионов и сел — начиная от инфраструктурных проблем и завершая безработицей в селах.

Проблема образования - его качество и доступность. На протяжение последних четырех лет больше 10 тысяч студентов отказались от продолжения учебы в вузах только из-за того, что у них нет возможности оплачивать обучение и это катастрофа для государства и для семьи, когда абитуриент может сдать единые госэкзамены, необходимые для поступления, а семья не может платить. Также мы рассматриваем подход государства к сфере науки. В период президентства Михаила Саакашвили в Грузии больше не существуют НИИ, которые в Грузии были довольно сильными, - эта проблема остается одной из главных для государства, для будущего страны.

В нашей программе также сделаны акценты и в сфере безопасности страны, в международной сфере, и другие вопросы, в том числе затрагивающие децентрализацию, региональное устройство.

Социальную политику надо рассматривать в контексте бюджета и в русле распределения экономических показателей. В своей программе мы указали распределение государственного бюджета исходя из ВВП. К примеру, мы считаем, что необходимо уменьшить расходы госаппарата, который из ВВП — 7,3 процента, это просто колоссальная сумма, в то время, как на образование выделено — 0,5 процента и параллельно мы указываем наш вариант распределения средств.

Аналогичные расклады мы сделали по всем сферам и подготовили довольно серьезный документ на 108 страницах. В коротком интервью трудно затронуть все сферы.

"К.У.": Какие изменения Ваша партия предлагает произвести в вопросах расселения беженцев?

М.К.: В этой сфере - совершенно мутный список беженцев, абсолютно негосударственный подход к этому. В Грузии, к сожалению, власти создали две категории беженцев, к которым у них разный подход: "наши" — те, кто стал беженцем при действующей власти, и те, кто стали беженцами в 1990-х годах, словно они не свои. Мы считаем необходимым обновить реестр беженцев, указать реальные данные, условия их жизни. Также нужно изучить ответственность властей за них, в том числе в вопросе социальной помощи, которая сейчас составляет в месяц 24 лари (14,6 долларов). Жилищные условия были улучшены примерно у восьми тысяч беженцев — это один вопрос, и совершенно другое — их интеграция. Решение вопроса беженцев — глобальная проблема и начинается она с восстановления территориальной целостности, но это уже не вопрос социального характера, а политический, и, в основном, внешней политики.

"К.У.": Какой путь решение проблем Абхазии и Южной Осетии предлагают «Новые правые»?

М.К.: Однозначный поход — интеграция Грузии в европейские структуры, в первую очередь, в НАТО. Когда государство оккупировано и мы имеем дело с грубой силой, когда кое-кто старается на протяжение многих лет, и, если не сказать, многих веков, окончательно утвердить свою сферу влияния на этой территории и когда в самом государстве нет силы и нет возможности противостоять злым намерения - обязательно перед таким государством стоит задача решения данной проблемы. И решений здесь только два — либо Грузия должна сдаться этой силе, признать ее влияние на этой геополитической территории и просить о восстановлении нашей территориальной целостности — согласитесь, это смешно. Есть и другой подход - найти такое экономически и оборонно сплоченное сообщество, которое сможет в нужной ситуации поговорить с той стороной на языке преимущества.

"К.У.": Считает ли ваша партия, что нужно нормализовать грузино-российские отношения?

М.К.: Надо обязательно - и не только в экономическим смысле, - открыть границы. Рынок и прочее. Нам и России - квартир не менять. Когда у человека сосед нехороший, квартиру можно поменять, в конце концов, но мы этого сделать не сможем. Мы - соседи. Правда, природно разделяет нас Кавказский хребет, но все-таки мы - соседи, и эти отношения должны быть равными. Совершенно неприемлем менталитет, что кто-то - «старший брат», кто-то кому-то что-то должен подсказывать. Этот период закончен. В конце концов, цивилизованные государства оставили свои колонии, подход и менталитет в XXI веке совершенно иной, а надзирать России за Грузией, чтобы она находилась под ее влиянием - это несовременный подход, эта проблема самой России, это проблема российского менталитета.

Для урегулирования наших отношений, мы считаем, в первую очередь, необходимо восстановить территориальную целостность и дезавуировать признание независимыми государствами тех регионов Грузии, которые являлись, являются и будут являться — частью Грузии. А в свою очередь Россия сама должна указать свои темы — страх НАТО или что-то другое, но это непосредственно касается Грузии, как государства, и эти вопросы можно обсудить. К примеру, страны Балтии тоже соседствуют с Россией, и они — члены НАТО, но этот же вопрос решен и я не думаю, что с северной стороны это стало особой проблемой для России.

"К.У.": Как «Новые правые» рассматривают вопрос налаживания отношений с народами Северного Кавказа?

М.К.: Это системный вопрос, его нельзя вырвать из общего контекста внешней политики, политики в направлении России. Подобные методы решения вопросов — несерьезны, это как показать красную тряпку быку: когда предлагается другой режим, - например, открытие границы гражданам России, проживающим в республиках Северного Кавказа. Я считаю, что, с одной стороны, это выглядит методом притяжения, но с другой — проблемой.

"К.У.": Планируют ли «Новые правые» инициировать законодательные изменения — в «Избирательный кодекс», закон о вещании?

М.К.: Мы обязательно должны продолжить работу над улучшением «Избирательного кодекса», и, в основном, наши усилия должны быть направлены на изменение пропорциональной и мажоритарной систем, диспропорции, существующей между ними. К примеру, у нас разные избирательные округа: в одном пять тысяч избирателей выбирает одного мажоритарного депутата, а в другом — 160 тысяч, и происходит это в самых обычных районах страны. Реформа избирательной системы стоит одним и самых главных вопросов в избирательном законодательстве и она далеко не единственная.

Есть проблемы относительно прозрачности выборов — на избирательных участках упразднили установку камер наблюдения, - формирования избирательной администрации, обжалования.

Раньше, в период плохого энергоснабжения, все в Грузии знали «9-й энергоблок», сейчас все знают, что такое "Must Carry" и "Must Offer". Эти, принятые  поправки в закон не решают проблемы свободы слова и не дают возможности населению принимать сигналы всех телекомпаний. 

В целом, - это проблема демократии, проблема менталитета. И я всегда стараюсь подчеркнуть, что корень всех проблем — несбалансированная внутренняя политика, когда одна партия имеет конституционное большинство в законодательном органе, когда в этой партии нет внутрипартийной демократии и все решает один человек. Проблема состоит в демократических ценностях, в менталитете, в том, что ты украл власть во время так называемой «розовой революции». Потом уже не надо удивляться, что в «Избирательном кодексе» в пятом подпункте шестой главы что-то не так было записано — это уже несерьезно. В Грузии судебная власть не существует, нет политического баланса между партиями и между нитями властей.

"К.У.": Как ваша партия считает, - на что необходимо сделать акцент в сфере экономики?

М.К.: Однозначно - свободный бизнес, искоренение монополий. В Грузии не происходит развитие экономики из-за отсутствия конкуренции, нет свободного рынка.

"К.У.": В чем принципиальное отличие программы «Новых правых» от программ других партий?

М.К.: В первую очередь различие в том, что они не имеют программ, - у них пара листков, с пунктами, и это они назвали программой. У нас есть программа, в которой расписано все - от и до. Когда один говорит, что вложит в развитие сельского хозяйства один миллиард, другой — три, третий — пять, это программа? Это детские игры. Каждая программа должна исходить из финансов и из возможностей, имеющихся у государства, а то, что они представляют — это не программы.

Я бы иначе поставил вопрос: есть ли общие совпадения между нашими и другими подходами? Это можно искать и можно найти. Но как можно сравнивать квалифицированный документ и лозунги? Нельзя.

"К.У.": Какая политическая сила - основной конкурент для «Новых правых»?

М.К.: Все силы, являющиеся самостоятельными избирательными субъектами во время выборов. Все субъекты отнимают у нас голоса, поэтому они являются конкурентами, и мы тоже у остальных отнимаем голоса. Это простой вопрос и потому на него не менее простой ответ.

"К.У.": По каким вопросам у партии расхождения с оппонентами?

М.К.: Один из главных вопросов — вопрос внешней политики. К сожалению, в Грузии найдутся такие партии, которые видят решение проблем Грузии в России. Таких партий либо мало, либо у их нет рейтинга. Проблема демократии существует, - исходя из менталитета властей, сложно менять взрослого, состоявшегося человека. Также есть расхождения по вопросам развития внутригосударственного устройства. Некоторые думают, что централизованные власти более приемлемы для Грузии, - мы же считаем, что определенная децентрализация - обязательна, традиционные вопросы мы должны обязательно учесть, какие были регионы, традиции, их менталитет.

"К.У.": Каковы особенности этой предвыборной кампании в сравнении с предыдущими?

М.К.: Огромные особенности. Я 24 года в политике, это 22 или 23 выборных кампании  и я не наблюдал подобных выборов в Грузии. Сейчас ультра-поляризованная политическая ситуация, ультра-напряженная, когда война войной. Мы это считаем предвыборной кампанией, но в реальности, она не предвыборная, а сверх-обостренная. С одной стороны — правящая партия, аппарат власти, административные ресурсы, а с другой — неисчерпаемые финансовые возможности у оппозиции, иные различные нюансы. Кроме того, сейчас за три дня до выборов создана такая неразбериха, я не могу припомнить, чтобы нечто подобное было перед выборами — в смысле дутых рейтингов, прогнозов.

"К.У.": А изменился ли электорат?

М.К.: Избиратели стали политически зрелыми, предусмотрительными, делают выбор не спонтанно. Но создавшаяся сверхнапряженная ситуация их ставит, мягко говоря, в довольно нехорошую ситуацию - но это наша реальность.

"К.У.": А стало сложнее или же проще проводить агитацию?

М.К.: Само собой сложнее, особенно для такой партии как «Новые правые», со сверх-регламентированными возможностями, в первую очередь, это связано с финансовыми возможностями. Сами представьте, когда у тебя несколько десятков тысяч — на проведение рекламы, организационные вопросы, и с другой стороны — сотни миллионов, если не миллиарды и государственная власть со всеми своими административными ресурсами. К примеру, правящая партия «Единое национальное движение» провела партийный съезд с использованием авиации — вертолеты летали из города в город, у нас нет морского флота, а то бы и их привлекли. После этого, можно говорить про равные условия для проведения предвыборной кампании? Но несмотря на все, несмотря на всю поляризацию, разделения, всегда находится золотая середина.

"К.У.": Вы упомянули, что правящая партия в ходе проведения предвыборной кампании использует административные ресурсы, а можете привести на примерах, как они используются и может ли оппозиция этому противостоять?

М.К.: Дело не в примерах, в Грузии слиты правящая партия и власть. Структура правящей партии — государственная структура. Возьмем условно Гурджанский район, глава его районной администрации или же председатель сакребуло (местный орган самоуправления) является председателем районной организации «Единого национального движения». У него есть секретарь, водитель и остальные сотрудники - это, фактически, партийная подструктура - это уже использование административного ресурса. А затем, кто сколько бензина использовал, кто-то кого-то куда-то отправил, кто-то что-то делает — об этом уже несерьезно говорить.

По нашим требованиям была создана межведомственная комиссия по наблюдению за проведение свободных и справедливых выборов, в которой оппозиция, международные организации, НПО могут поднять конкретные вопросы. Я бы сказал, что некоторые вопросы решались довольно оперативно, но сейчас с приближением дня выборов начался весь этот кошмар, всякие там петиции и документы: «Ребята, давайте подпишемся под тем, чтобы жить дружно» - все это несерьезно. Подписание должно происходить не росчерком пера, а отпечатываться в мозгу. Выборы должны быть проведены нормально, без подкупа избирателей и всего прочего.

"К.У.": Какие еще нарушения были зафиксированы со стороны соперников Вашей партии?

М.К.: В основном, создание неравных условий для проведения предвыборной кампании, административные ресурсы. Я же не стану сейчас рассказывать, когда я расклеивал в этом округе свои агитационные плакаты, на следующий день их переклеивали, если и эту проблему сейчас поднять — смешно станет. Сейчас при выходе из подъезда кто-нибудь кирпич на голову может сбросить, в такой ситуации разве можно про такие проблемы, как переклеивание плакатов. Тут глобальная проблема в том, что сочетание денег и силы и с другой стороны — более крупные деньги ведут конкуренцию, в так называемой предвыборной кампании.

"К.У.": Были ли нарушения со стороны «Новых правых»?

М.К.: Думаю, что нет, нечего нарушать. Если бы мы нарушили, я уверен, что об этом бы власти и оппозиционные партии обязательно бы заявили. Мы — законопослушная партия, иногда такие черты идут не на пользу партии. Если мыслить государственно, то должен соблюдать закон, чтобы можно было вести наблюдение за другими и что-либо требовать от других.

"К.У.": Считаете, что в день выборов будут нарушения?

М.К.: Обязательно будут, это будет бой. На всех выборах всегда были нарушения. Наблюдатели от «Новых правых» будут на всех избирательных участках, мы планируем задействовать 3,5 тысячи наблюдателей, они будут осуществлять мониторинг самостоятельно.

"К.У.": Какой процент голосов на выборах ожидают получить «Новые правые»?

М.К.: Очень трудно делать прогноз. Ситуация может измениться за два часа - опять могут придать публичности какие-то видеозаписи, борьба компроматов будет продолжена. Мы поставили себе цель — вернуться в парламент, как минимум и максимум — оказывать влияние на значительные политические процессы.

"К.У.": Как Вы считаете, какие партии смогут преодолеть пятипроцентный барьер и будут представлены в парламенте?

М.К.: Я не хочу никого обижать, я думаю, в парламент пройдут, как минимум, три партии - «Единое национальное движение», «Грузинская мечта» и мы. А кто еще — поживем — увидим.

Беседу вела собственный корреспондент «Кавказского узла» в Грузии Инна Кукуджанова.

27 сентября 2012 года

Автор:Кавказский Узел