ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Северо-Кавказская студия кинохроники, которая несколько лет назад была переведена из государственного предприятия в открытое акционерное общество, не может конкурировать с частными фирмами, заявляют сотрудники учреждения. Студия оказалась под угрозой банкротства из-за скопившихся долгов, заявил ее директор Борис Кантемиров.
"Нас приравняли к рыночным структурам"
Один из старейших центров кинопроизводства, насчитывающий более 65 лет, более двух лет стоит в прогнозном плане приватизации Росимущества и уже предпринимались попытки его продажи, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" директор Северо-Кавказской студии кинохроники, выпускник ВГИКа, режиссер, актер, сценарист, член Союза кинематографистов РФ, депутата парламента Северной Осетии Борис Кантемиров.
"Мы полгода судились с Росимуществом, выиграли суд и доказали, что территория и имущество Северо-Кавказской студии кинохроники принадлежат нам. Однако сложилась такая ситуация, что студию будет проще продать, и мы ничего не сможем сделать, на уровне Северного Кавказа мы этот вопрос не решим", – сказал Кантемиров.
И документальное, и игровое кино в нашей стране "посадили" на самоокупаемость. Вы можете себе представить, что такое самоокупаемость документального кино?
По его словам, долг скопился не потому, что никто не платит при наличии денег. Несколько лет назад студию перевели из государственного предприятия в открытое акционерное общество.
"И документальное, и игровое кино в нашей стране "посадили" на самоокупаемость. Вы можете себе представить, что такое самоокупаемость документального кино? Есть единственный способ – выжить за счет заказов, которые распределяются через субсидии Министерства культуры России. Здесь мы должны конкурировать со всеми студиями-претендентами. Но соперничать с частной студией, которая состоит из одной комнаты и двоих хозяев, нереально. У них нет таких проблем, как коммунальные платежи, большие расходы на воду, электроэнергию и так далее, и перед ними не стоят задачи, как расширять кинематограф в регионе. "Тягаться" с такими студиями нам тяжело, поэтому мы попали в долги", – объяснил он.
Неправильна сама система, считает собеседник. "Нас приравняли к рыночным структурам. Мы даже не творческая единица, документальный кинематограф – идеологическая единица", – заявил директор киностудии.
На студии кинохроники в Северной Осетии работали документалисты со всего Северного Кавказа
Северо-Кавказская студия кинохроники – это примерно четыре тысячи квадратных метров, где расположены лаборатории, просмотровые залы, монтажные, павильоны, служебные помещения. Здесь были сняты такие документальные фильмы, как "Нина", биографические ленты о легендарном осетинском писателе Коста Хетагурове и многие другие.
Первой работой Северо-Кавказской киностудии стал документальный фильм Владимира Бестаева "Северная Осетия", который вышел в прокат в 1946 году. На студии кинохроники в Северной Осетии работали документалисты со всего Северного Кавказа. За время ее существования выпущено свыше 500 документальных, учебных, научно-популярных фильмов, свыше 2000 номеров киножурнала "Северный Кавказ", который показывали во всех кинотеатрах СССР перед началом сеанса. Студия кинохроники была основана в 1946 году и все это время держала профессиональную планку. Творческие группы ездили по Кавказу и рассказывали о жизни и быте регионов Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и так далее. Таким образом, студия выполняла еще и объединяющую функцию.
Мадина Тезиева является кинорежиссером с двадцатилетним стажем, первый раз она оказалась на студии кинохроники, будучи студенткой первого курса. "Я приехала сюда снимать свою курсовую работу. Меня поразило, что здесь все сотрудники были с высшим кинематографическим образованием, что для других республик Северного Кавказа не было характерным. Когда я пришла в начале 90-х, еще сохранялась система корпунктов, то есть в каждой столице республик Северного Кавказа был наш корпункт. Мы постоянно ездили в Нальчик, Махачкалу", – рассказала она.
Меня поразило, что здесь все сотрудники были с высшим кинематографическим образованием, что для других республик Северного Кавказа не было характерным
Последний фильм, снятый Мадиной Тезиевой на киностудии, был сделал в 2011 году.
"Фильм был посвящен ветерану Виктору Михайловичу Коняеву, Кавалеру трех орденов Славы. В 2012 году мы сидим фактически без работы. Мы – студия федерального подчинения и наряду с другими студиями принимаем участие в конкурсе. За это время сотрудники студии открыли свои мелкие частные студии, не менее десяти в одном нашем городе. Они тоже участвуют в конкурсах. Я считаю, что государство, если оно продолжает вести государственную политику, должно сохранять госстудии кинематографии. Если брать страну в целом, то 98 процентов съемок осуществляется в Москве и немного в Ленинграде, остальные 2 процента приходятся на оставшуюся часть Россию. Но так не должно быть, потому что страна большая, надо равномерно распределять, соблюдать баланс, тем более в таком многоконфессиональном, многонациональном регионе, каким является Северный Кавказ", – убеждена Тезиева.
Кантемиров: сегодня студия находится в плачевном состоянии
Северо-Кавказская студия кинохроники – история кинематографа не только Северной Осетии, но и история всего Северного Кавказа в кино, считает замдиректора студии кинохроники Александр Зимбатов.
"Теперь она на грани исчезновения, по-другому не скажешь. Мы теряем очаг культуры. В былые времена, когда студия работала на полную мощь, когда наши съемочные группы приезжали в отдаленные села, горные аулы – был праздник. Кавказ очень сложная структура: здесь столько культур, конфессий. Наша студия выполняла одну из важных функций – она их связывала. Люди это понимали и относились с добром, каждый приглашал съемочную группу домой, чтобы принять, как дорогих гостей. А теперь этого всего нет", – говорит он.
Кавказ очень сложная структура: здесь столько культур, конфессий. Наша студия выполняла одну из важных функций – она их связывала
Студия находится в плачевном состоянии, отмечает Борис Кантемиров. "Вы видели, в каком состоянии находится студия – в плачевном. И дело здесь не только в зданиях, сооружениях, территории. Главная роль студии, ее значимость всегда заключалась в том, что здесь всегда была преемственность поколений, были традиции. Все, что было в этих стенах, на сегодня утрачено. Все, что мы делаем, мы начинаем делать с нуля", – сказал директор Северо-Кавказской студии кинохроники.
Мамедов: хотелось бы видеть основанные на реальных событиях исторические и документальные фильмы
В необходимости снимать новые фильмы убеждена жительница Владикавказа Диана Сакаева. "Это те фильмы, которые кроме нас никто не снимет. Вспоминая старые фильмы, понимаешь, насколько этнографически точно они сделаны. Сейчас очень часто используются кадры из этих фильмов как этнографический материал, а также материал, который является очень калоритным в национальном смысле", – сказала она.
Вспоминая старые фильмы, понимаешь, насколько этнографически точно они сделаны
В старых фильмах много частичек истории, и это нужно возрождать в современных фильмах, считает другой житель Владикавказа, журналист Дэвид Мамедов. "Если учесть, что традиции кинематографа были очень богатые, все мы помним известные фильмы в масштабах республики "Фатима", "Чермен", "Горец". Там было много частичек истории нашего народа. Я считаю, что съемки таких фильмов поддерживать, нужно возрождать.
Сейчас в Осетии снимается молодежный сериал, говорит Мамедов."Это очень позитивный момент, наши молодые люди начали креативно мыслить. Однако я бы хотел видеть основанные на реальных событиях исторические фильмы, больше документальные. Наше старшее поколение не становится моложе, а молодые, взрослеющие люди мало знают об истории своего народа. И, к сожалению, все идет к тому, что мы даже можем ее забыть", – сказал собеседник.
Комментариев от правительства и министерства культуры Северной Осетии по поводу заявлений сотрудников Северо-Кавказской студии кинохроники пока не поступало.
"Кавказский узел" ранее сообщал, что впервые в этом году правительство Северной Осетии внесло в бюджет республики средства в размере 15 млн рублей на развитие кинематографа на три года. Пять миллионов из них уже выделены. Часть из них будет потрачена на кинофестиваль "Дебют", который пройдет в октябре этого года. В его рамках планируется провести несколько мастер-классов по операторскому, сценарному и режиссерскому мастерству. До конца 2014 года планируется производство 100 дебютных фильмов.
(.. прервался мой коммент, продолжаю) .. на созидание людей
легко получить стадо управляемых манкуртов. Помощь государства студии, безусловно, нужна - не только потому, что ее архив уникален, но и потому, что уйдет команда редких профессионалов и энтузиастов, которую будет заменить просто невозможно.
Какая грустная новость. В 1990-е годы пришли в запустение местные архивы - они потеряли свои команды профессионалов, на сохранение стареющих фондов нет средств; потом пришла очередь местных НИИ с их уникальными библиотеками, которые, если и сохранились, то усилиями энтузиастов; потом - краеведческих музеев (видела фонды одного из музеев региона, не описанные годами, а также экспонаты, хранящиеся вперемешку в коробках из-под конфет). Ощущение, что целенаправленно реализуется программа стирания исторической памяти, ведь без нее вместо мотивированных на созидание людей
Такие учреждения - региональные архивы, библиотеки, за редким исключением музеи, документальные киностудии - никогда не смогут стать коммерческими, и без помощи государства им не обойтись.
Может быть, властям республики организовать фестиваль документального исторического кино и привлечь внимание к проблеме?