ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В социальных сетях получила широкое обсуждение фетва, принятая советом алимов Духовного управления Дагестана (ДУМД), который запретил использование музыкальных инструментов при исполнении религиозных песнопений. Блогеры расценили этот запрет как попытку давления на светскую эстраду, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Совещание под руководством муфтия Дагестана Ахмада Абдуллаева, на котором присутствовали религиозные деятели республики и исполнители мавлидов и нашидов (религиозных песнопений), состоялось в ДУМД 3 октября. Речь шла о необходимости запрета использования музыкальных инструментов при исполнении нашидов и мавлидов.
Как отметил в своем выступлении муфтий Ахмад Абдуллаев, он собрал совещание для того, чтобы поставить точку в теме, которую религиозных кругах обсуждали не один год. "Мы несколько раз обсуждали, и сегодня мы ставим точку в вопросе использования музыки при исполнении нашидов. Надеюсь, к этому вопросу нам не придется больше возвращаться", - отметил муфтий.
По его словам, исполнение нашидов - это один из призывов к вере. "Чем красивее звучал этот призыв, тем больше людей приходили в ислам", - сказал муфтий. Теперь же, заявил муфтий, нужно переходить на более правильный уровень призыва к вере, который бы в полной мере соответствовал шариату. "Мы закрываем дорогу для тех, кто решил прийти в религию через музыку", - сказал он.
"Музыка по шариату запрещена. Раньше мы на это глаза просто закрывали", - отметил Абдулаев.
Как пояснили корреспонденту "Кавказского узла" в Духовном управлении мусульман Дагестана, решение о запрете светской музыки было принято решением религиозных деятелей республики. "Однако оно касается только религиозной жизни республики", - подчеркнул собеседник.
"Если раньше ДУМД разрешал использовать музыкальную аккомпанировку религиозным песнопениям - нашидам, то теперь это делать нельзя. Даже те клипы исполнителей нашидов, которые были сняты до запрета, должны быть сняты с показа по местному ТВ", - заявил собеседник.
Он уверил, что запрет носит всего лишь рекомендательный характер. "Ему последуют только верующие люди. А в светской жизни Дагестана этот запрет ничего не изменит, это всего лишь рекомендация", - сказал представитель ДУМД.
Нашидом называется мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов. Использование музыкальных инструментов, согласно мнению многих богословов, в том числе основателей четырех из основных мазхабов ислама, не разрешено. "В Дагестане до последнего времени музыкальное сопровождение к исполнению нашидов не запрещалось",- уточнили в ДУМД.
Там же пояснили, что мавлидом называется собрания мусульман, проводимые ими для совместного богослужения.
"Например, для изучения жизни и деятельности пророка Мухаммада, выражения радости по поводу его рождения, его восхваления, изучения его жизненного пути, а также познания ислама в целом", - сказал собеседник.
Музыканты и блогеры опасаются давления со стороны религиозных властей на светскую жизнь
Религиозные деятели не в первый раз дают рекомендации, "которые с одной стороны касаются только соблюдающих мусульман, а с другой - это мнение потихоньку навязывается и остальной части Дагестана, метод мягкой силы", - считает музыкант Арслан Магомедов.
"Если кто помнит, еще в 2006 году имамы Махачкалы составил "черный список" эстрадных исполнителей, гастроли которых в Дагестане они считают нежелательными. Среди "запрещенных" исполнителей были Борис Моисеев, Шура, ВИАгра, Тату, Жанна Фриске. Заметьте, раньше исполнители ездили в Дагестан с концертами намного чаще", - отметил он.
Между тем данный запрет вызвал широкое обсуждение в социальной сети facebook в группе "Журналисты Дагестана". Авторы комментариев выражают опасения, что так называемый "рекомендательный" запрет - это первый шаг к давлению на светскую жизнь республики.
"Зачем искусственно создавать это противостояние? Почему в теологические споры оказываются втянутыми даже те, которым они до фонаря... короче, очередная охота на ведьм", - пишет пользователь Саида Далгат, выражая уверенность в том, что из запрета ничего не выйдет из-за явного коммерческого интереса самих исполнителей.
"А как же зурна, агач-кумуз, на которых веками играли дагестанцы?" - задает вопрос Tim Aliev.
"Я ведь не иду в мечеть и не распространяю там "вестник безбожника", - пишет Сергей Манышев, высказывая недовольство навязыванием религиозных правил и норм в светской жизни.
"Там прямым текстом написано: "так называемая светская музыка - это харам". В нормальной стране или республике это бы поняли как "мне запрещено", у нас же понимают "запрещено всем"... Вот на том же основании будут устраиваться срывы концертов "светской музыки" - тут к гадалке не ходить. Смотрим, что еще в 2006-м писалось по этому поводу "российским артистам предлагается серьезно подумать, прежде чем включать в свой гастрольный список Махачкалу". Не правда ли, очень деликатно и совсем без угроз написано?", - пишет Светлана Анохина.
"Это все так просто не решается. Салафиты музыку вообще считают запрещенной. И светскую и не светскую", - заявляет Мон Синьёр.
"Смешно, когда какая-то из официальных структур, говорит о рекомендательном характере. Бред полный. Я не скажу, что большая поклонница дагэстрады, но само ее наличие в Дагестане радует. Люди имеют возможность в самовыражении. Так скоро, рекомендательным характером скажут в музеях снять картины с изображениями людей - это ведь тоже харам в исламе", - предполагает Daizy Di.
Исправлено. Благодарим за внимательность.
особенно дагестанскую "эстраду" нодо закрыть.
вопрос на засыпку - что были "музыка" и "песни" в эпоху пророческой миссии Мухаммада в аравийской пустыне?
кстати, попалась однажды в плеер удивительная вещь - Al-Namrood, блэк-метал с ориентальным уклоном из Саудовской Аравии. Смелые ребята, ходят по лезвию ножа. Но подчеркивают при этом, что мусульмане.
почему вы судите о исламе по ошибкам мусульман.слово Мусульманин-не передодится святой,безгрешный.Каждый может исправиться,покаяться.А то что шариатом запрещена музыка-это ведь мы не можем обсуждать,мы ,если считаем себя мусульманами-обязаны выполнять.Приказы не обсуждаются-они выполняются.
Ассаляму алайкум , а ты следуй брат за Уоранам и сунной , это лучше для тебя , говори благое , призывай к добру запрещай порицаемое без надежды на награду от людей и ислам для тебя станет смыслом жизни..
Пусть устранит Аллах эту эстраду , кроме как лишенного разумом бвдет говорить что музыка дозволена..
так интересен следующий момент-когда запрет исходит со стороны властей-это не обсуждалось.к примеру-до 80-90 гг.когда люди думали что очень обязательно отращивать 52 бороду по покойному-власьб это запрещала-больше 3 дней тазият не разрешался,надо было брить бороду и выходить на работу.Писка даже не было слышно сопротивляющегося-это ведь можно потерять работу.(В этом коммунисты следовали сунне сами того не понимая-тазият по сунне 3 дня)Тогда не кричали дагестанцы-мы будем 52 дня бороду отращивать и на клабдище Куран читать-наши предки так делали.Все молчали в тряпочку.А теперь во всех мечетях почти поясняют людям-запрещено бороду оставлять по покойному,запрещено отмечать всякие даты-нет -упорно продолжают свою саможеятельность-и кричат-наши прадеды так делали и мы будем.Точно так же,запретило бы музыку государство-как в Иране-(западная музыка запрещена-и самые ярые любители когда слушают музыку чуть ли не в подвал залезают от страха-соседи могут настучать полиции)))и наш народ раболепно выполнил бы приказ.А тут говорят о том что музыка запрещена шариатом-процентов 95 населения дагестана кричат что они мусульмане-но законы шариата их не интересуют.
Что салафиты, что теперь суфии видимо решили устроить соревнование кто сильнее, "круче"в религиозности, лучше разбираются в шариате ит.д. Но почему то это похоже на то как Магомедсалам будет призывать не воруйте. Как то тянет на лицемерие. Не знаю как у других, но мое окружение с кем общаюсь, сперва разочаровалось в официальном духовенстве, затем после некоторого всплеска интереса к салафизму постепенно отходит и от него. Сейчас Ислам к большому сожалению превратился в разменную монету для получения власти, "зарабатывания" денег, самолюбования и самоутверждения.
Осталось поставить вне закона и юристов законов РФ (тагут) и наступит идиллия ислама в Дагестане.
Кто такие эти ДУМД??? Это мужья Патимат Гамзатовой???
mollot. Глупости городишь.
Салеховна-как понять ваше заявление-в средние века и в другом контексте?Музыка запрещена шариатом.То есть по законам Аллаха музыка-харам.Вы можете обратное доказать?Или в средние века Ислам был иным.ислам он один во все времена.Просто люди исказили его каждый в меру своей испорченности.
Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и высмеивает их. Таким уготованы унизительные мучения»”(Лукман 31: 6).
Когда Ибн Мас’уда, сподвижника пророка (мир ему и благословение Аллаха), спросили о словах Всевышнего «праздные речи», он сказал: “Клянусь Аллахом, кроме Которого нет божества достойного поклонения – это песни!”, - повторив свои слова трижды! Ибн Абу Шайба 6/310, аль-Хаким 2/411. Имам аз-Захаби, Ибн аль-Къайим
Также один из лучших знатоков Корана и сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) Ибн ‘Аббас сказал: “Этот аят ниспослан о песнях и о том, что связано с этим”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 786, Ибн Абу Шайба 6/310. Шейх Ибн аль-Къайим.
Также такое толкование этого аята передается от Ибн ‘Умара. См. “Тафсир аль-Куъртуби” 5/349, “Игъасату-лляхфан” 1/258. И от Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал: “В этом аяте речь идет о песнях и тех, кто их слушает”. ат-Табари 21356.
Имам аль-Уахиди сказал, как сообщил об этом Ибн аль-Къайим: “Этот аят и его толкование указывают на то, что пение запрещено!”См. “Игъасату-лляхфан”1/258.
Опираясь на этот аят учитель Ибн Хаджара хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Петь и слушать песни является порицаемым делом, даже если они не сопровождаются музыкальными инструментами”.См. “Файдуль-Къадир” 6/128.
Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение.
Сура 33. аль-Ахзаб «Сонмы»Очень странное решение. Дагестан еще не оправился от циничного убийства Саида Апанди, за ним последовало неоднозначное открытое письмо А. Гамзатовой, и вдруг ДУМ РД принимает не какое-то программное заявление о том, что будет дальше с диалогом между салафитами и тарикатистами, а принимает такое частное и совсем "не горящее" решение о запрете музыкального сопровождения при исполнении нашидов. Ощущение, что такое заявление принято от полной беспомощности - сказать по большому счету нечего, а решение о музыке создает иллюзию, что вроде бы процесс идет и ДУМ жизнеспособен. Если музыка неагрессивна и помогает людям воспринимать религиозные тексты, зачем ее запрещать только на основании того, что в средние века, в совершенно другом контексте, она была запрещена основателями мазхабов? Действительно, пришло время "открыть врата иджтихада", а то так чиновники от ДУМ скоро окружат мусульман глухой стеной изоляции.
КГБ. Терпение брат. Если что я тебе на хлебушек скину. sultan121074@yandex.ru
Исправьте, пожалуйста, фетФа на фетВа.
самодеятельность
Le vas KGB brosay skvernoslovit i sluchat muziku , i vse budet xorocho.
Muzika eto vino dly duchi ,pod muziku chelovek mechtaet i obmanivaetsy ,chto tem samim oslabevaet iman ,takje pominanie razmichlenie i zikr Allah
Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Я ненавижу песни, но я люблю стихи”. ‘Абдур-Раззакъ 19743. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.
Аш-Ша’би говорил: “Аллах проклял того, кто поет и того, кому поют!”См. “Замм аль-маляхи” 55.
Имам Ибн ‘Абидин сказал: “Пение – запрещено (харам)!”См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 4/322.
Ибн Таймия говорил: “Саляфы называли мужчин-певцов женоподобными”.См. “Маджму’уль-фатауа” 11/565.
Также сообщается от Сахль ибн Са’да и ‘Имран ибн Хусайна, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перед наступлением Конца света участятся провалы (под землю), падения камней (с неба) и уродства!» Его спросили: “А когда это произойдет?”Он ответил: «Когда распространятся музыкальные инструменты и певицы, и начнут считать дозволенным вино».ат-Тирмизи 2213, Ибн Абу Дунья 1/153. Достоверность хадиса подтвердили хафиз ас-Суюты
поделом музыкантам. Нечего харамом увлекаться и учиться тож.
Ле ХЛЕБ подорожал бля 25 рублей уже стоит...В магазин пошёл за хлебом, а с собой только 20 рублей взял, а продавщица говорит, что сегодня все хлебозаводы по 23-24 рубля привезли оптом хлеб...Это чё за беспредел творится...??? Сейчас маршрутники забастовку сделают тоже 20 рублей скажут за проезд...Комунальные подняли дохрена...Чё теперь яд выпить и умереть что ли простому народу..???А эти ублюдки в правительствее всё дворцы да дворцы себе строят...Они то хлеб себе и за 2500 рублей могут купить...Я бедный студент, я не могу себе позволить хлеб за 25 рублей покупать....У меня просто отчаяние, братья....Я ГОЛОДЕН....!!!!!!!!!!!!
Ммм... машааЛлагь, муфтий одумался.😀
совпадение или нет, но Саид Чиркейский был таки шейхом суфийского тариката, а всем известно какую роль играет музыка (в самом широком смысле) в ритуальной практике суфизма. конечно Дагестан в этом смысле не сравнить с турецкими или сирийскими орденами, но все же...
по сути, это косвенный наезд на суфистов и уступка салафитам, которые придерживаются радикальной трактовки термина "музыка". для них тот же зикр чеченцев (формально без музыкальных инструментов) - однозначный харам. Зикр же, например, ордена кадирийя в Алеппо, исполняющийся уже с инструментами, не говоря уже о турецких дервишах для них - сатанизм, не меньше.
думаю, это чисто внутрирелигиозные телодвижения чиновников ДУМД, обращенные к умме, якобы ими контролируемой. но, с другой стороны, это повод еще более радикализоваться части салафитской общины, которые теперь будут третировать не только продавцов спиртного, держателей борделей, но и дискотеки с концертными площадками. а слова ДУМД о разделение светского и религиозного этих людей никогда волновать не будут.
и еще важный вопрос. какие санкции может применять ДУМД к проигноривавшим фетву? какие у ДУМД легальные и действенные способы воплотить ее положения в жизнь?
Какие уступки салафитам, вы вообще о чём, причём тут салафиты, когда. Он сказал что запрещенны инструменты, не салафиты ведь запрещают музыку. А Аллаh её запретил, для всех мусульман!!!! А не только там для салафитов или длЯ суфиев....... Это общий запрет субханаЛлагь.