20:55 / 22.10.2012Хафицэ: новый глава Международной черкесской ассоциации намерен работать на консолидацию адыгов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Нальчике завершил свою работу девятый конгресс Международной черкесской ассоциации (МЧА), главным событием которого стало избрание нового президента организации Хаути Сохрокова. Представители черкесских общественных организаций по-разному восприняли это назначение. Сохроков - один из самых грамотных политиков Кабардино-Балкарии, уверен руководитель "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии Мухамед Хафицэ. По мнению же председателя Кабардино-Балкарского общественного движения "Адыгэ хэкужь – Черкесия" Абубекира Мурзаканова, новый президент МЧА демонстрировал "только негативное отношение к ключевым национальным проблемам".

Как сообщал "Кавказский узел", Хаути Сохроков был избран президентом Международной черкесской ассоциации в первый день девятого конгресса МЧА. Сообщение об избрании Сохрокова поступило 20 октября в 17:28 на смс-сервис "Кавказского узла".

Сохроков: главное для нас – суметь объединиться, даже если кому-то что-то не нравится

Представляя нового президента МЧА, глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков охарактеризовал Сохрокова как опытного и дипломатичного человека, обладающего авторитетом, как во властных структурах, так и среди общественности, который мог бы отстаивать интересы черкесского народа на любом уровне. Глава республики также подчеркнул, что кандидатура Хаути Сохрокова была согласована с руководством страны, беседы по этому поводу состоялись и с главами Адыгеи и Карачаево-Черкесии.

"Главное для нас – суметь объединиться, даже если кому-то что-то не нравится. Надо взять за правило уважать друг друга и исполнять, а не обсуждать решения, принятые большинством делегатов конгресса. Нельзя допускать, чтобы наши разногласия становились инструментом манипулирования народом. Перед нами стоят большие задачи. В первую очередь необходимо разработать программу на предстоящие три года, чтобы государство могло помочь нам. Надо наладить связи с зарубежными черкесскими диаспорами, поднять авторитет черкесов, проявляя мудрость и терпимость, занять достойное место среди сообщества народов", - сказал Хаути Сохроков после своего избрания.

На конгрессе также были утверждены вице-президенты. Первым вице-президентом стал Артур Кажаров – проректор Кабардино-Балкарского государственного университета. Вице-президентами - главы общественных организаций "Адыге Хасе" из регионов с компактным проживанием представителей адыгского этноса: Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Краснодарского края, а также диаспор Турции, Сирии и Иордании.

"Кандидатура Хаути Сохрокова была предложена на данную должность "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии. Я лично считаю, что Хаути Сохроков - один из самых грамотных политиков Кабардино-Балкарии", - говорит руководитель "Адыгэ Хасэ" Кабардино-Балкарии Мухамед Хафицэ.

По его мнению, конгресс сделал верный выбор. "Сохроков будет работать на консолидацию адыгов. Планов у нового президента МЧА много. Осуществлять их он будет с нашей помощью", - пояснил Хафицэ.

Комментируя тот факт, что кандидатура Сохрокова была согласована с властями страны, Хафицэ отметил, что это необходимый шаг. "Президент МЧА, если не будет сотрудничать с властями, он много не добьется. И в этом плане у Сохрокова большой потенциал", - считает Мухамед Хафицэ.

Гваш: шапсуги проголосовали против кандидатуры Сохрокова

За кандидатуру Хаути Сохрокова проголосовали 58 делегатов из 62. Против нового президента голосовала делегация шапсугов за исключением одного человека, руководителя делегации Мажида Чачух.

Член шапсугской делегации Руслан Гваш подчеркнул, что шапсуги проголосовали против кандидатуры Сохрокова, "не сговариваясь".

"Лично меня смутил то факт, что президент КБР, уважаемый нами Каноков, представляя кандидатуру нового президента, сказал, что она была согласована с Александром Хлопониным (полномочный представитель президента России в Северо-Кавказском федеральном округе. - Прим. "Кавказского узла"), с руководством страны. Почему кандидата на должность руководителя адыгской общественной организации нужно согласовывать с руководством страны?" - спрашивает Гваш.

"Что касается самого Сохрокова, он человек может быть порядочный, успешный, но к общественным организациям никакого отношения никогда не имел. Более того, при президенте Кокове именно на него возлагались репрессивные функции в отношении общественных организаций. Дай Бог, чтобы я оказался не прав, и тогда дай Бог ему удачи. Пусть мой скептицизм не оправдается. Я буду рад", - подчеркнул он.

Руслан Гваш также отметил, что 62 делегата для 8-10 миллионов адыгов, проживающих в мире, слишком мало.

"Член шапсугской делегации, избранный в исполком МЧА, взял самоотвод. При этом руководитель делегации, он же руководитель Хасэ причерноморских адыгов Мажид Чачух стал вице-президентом МЧА. Таким образом, единство адыгов сохранено",- отметил Гваш.

Мурзаканов: не будем делать поспешных выводов

Критически отозвался о фигуре нового президента МЧА и председатель Кабардино-Балкарского общественного движения "Адыгэ хэкужь – Черкесия" Абубекир Мурзаканов.

По оценке Мурзаканова, новый председатель демонстрировал "только негативное отношение к ключевым национальным проблемам", а сам факт его избрания является "нонсенсом".

"Но будем наблюдать за его действиями в период правления в МЧА, и не будем делать поспешных выводов. От всех черкесских прогрессивных объединений он будет иметь помощь и поддержку, если, конечно, он изъявит желание таковую иметь. В любом случае, пока он на посту президента МЧА, ни один его шаг не останется не замеченным", - приводит слова Абубекира Мурзаканова издание "Голос Черкесии".

Бывший председатель "Адыгэ Хасэ — Черкесский парламент" Адыгеи Арамбий Хапай назвал прошедшее голосование "назначением", посетовав на то, что "МЧА остается полностью подконтрольной и управляемой властями организацией". Его приемник, Адам Богус пообещал следить за работой нового руководителя МЧА в течение полугода и "в случае его неудовлетворительной работы инициировать вопрос его переизбрания", пишет издание aheku.org.

Пользователи "Кавказского узла" по-разному отнеслись к избранию нового председателя МЧА.

"Хаути - человек образованный, культурный, вежливый, с ним всегда интересно общаться, узнавая в процессе что-то новое. Находясь на национальных свадьбах, свободно общается на родном языке и говорит прекрасные пожелания молодым, тосты. Бывая в Прохладном, Майском, не стесняясь поет со сцены казачьи песни. В общем, человек - интересный и разносторонне одаренный", - написал в своем комментарии пользователь с ником Гром.

С ним согласна gorianka. "Хаути Сохроков имеет большой опыт работы на руководящих должностях. Ну а с должностью президента МЧА он справится если не лучше, то не хуже предыдущих", - отметила она.

"Для эффективной работы с любыми аморфными организациями, какой является и Международная черкесская ассоциация, необходим хороший организатор, т.е. "прожженный бюрократ" с опытом работы, Хаути как раз таким и является", - заявляет пользователь с ником RRezuan.

В свою очередь, alibek считает, что назначение "такого президента - окончательная дискредитация ассоциации в глазах населения КБР".

С ним согласен и пользователь highlander. По его мнению, подобное избрание - недальновидно. "Одно дело, назначать Сохрокова министром или другим чиновником (тут уж мнение простых граждан не учитывается, как правило), другое дело - ставить его на такой ответственный пост в международную общественную организацию в тот период, когда наши братья адыги в Сирии, Ливии и других арабских странах находятся в тяжелейшем положении", - пояснил он.

Автор:Луиза Оразаева
23.10.2012 в 00:24Ahmadalim

Отрадно, что адыгов в мире уже 8-10 миллионов. Интересно, откуда Руслан Гваш взял эту цифру.

23.10.2012 в 10:43siminer

Горец, или кто ты... а ты кто такой, чтобы учить, какие новости выпускать, не слишком ли ты умничаешь, [...], если не нравится,

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел"]

23.10.2012 в 13:01GORECkbr2

"Таково моё мнение, как старого знакомого" - ключевая фраза. Ты не поверишь, но я всех своих старых знакомых тоже считаю хорошими во всех отношениях.

22.10.2012 в 21:40Nimfa
КУ ! У вас опечатка.. Президента Кокоева в КБР не было
22.10.2012 в 23:46alibek

вероятно на тв кбасср это другой кауфов

интересная вещь нарыл в инете его интервью http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/9/ka13.html

даже странно почему он не учавствовал в этом съезде

22.10.2012 в 21:22alibek

походу там действительно серьезными деньгами запахло. а шапсуги молодцы. хоть кто-то оказался мужчиной

22.10.2012 в 22:15gaiska
Minority_Report (22.10 / 18:11) # ответить 0 / +2-1 +1

ЗДЕСЬ ПОЧТИ ВСЁ О СОХРОКОВЕ... БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ: http://natpress.net/index.php?newsid=5547...................че же вы это не проделамировали уважаемый КУ ?????

23.10.2012 в 11:48GORECkbr2

[Комментарий удален модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". переход на личности и оскорбления запрещены Правилами]

23.10.2012 в 14:06Гром

Ну да, видимо это у нас в крови. Менталитет такой. Но я же его знаю и как специалиста, и как управленца и как всесторонне развитого с широким кругозором человека. Я не вру.

23.10.2012 в 12:20siminer

Да ты царь, царь  муравейника.

23.10.2012 в 10:57siminer

Салеховна, такого рода комменты, тоже не работают на консолидацию нации. Во-вторых, как можно всерьез говорить о какой то "первой роли"  виртуальных  организаций.

Что касается Хафицэ, такого патриота своего народа, человека, так много сделавшего для популяризации его истории и кульутры  еще поискать надо. Возможно Хафицэ больше по душе был этноним "адыги". Мне , кстати, тоже.

23.10.2012 в 19:46KARABASbaraBAS

Кстати)))) Как вы интересно проогворились насчёт акулихи)))) Акулиха тоже участвовала в этой истории как я помню)))))))) Деталей вот только не помню когда она подключилась, когда они спирт покупали, или когда посеяли всё купленное?)))) Давно это было

23.10.2012 в 18:40KARABASbaraBAS

Справится конечно, да и явно задача перед ним поставлена не такая уж и тяжёлая))) Ломать не строить, развалит окончательно а деньги распилит.

22.10.2012 в 22:38GORECkbr2

как же [...] с этими беспонтовыми новостями. более того, одну и ту же особо никому не нужную новость освещают в течении нескольких дней под разными заголовками. Если в каком-нибудь круглом столе участвовало 10 человек и каждый из них высказал что-нибудь, то КУ будет 10 дней подряд выпускать статьи с дешевыми заголовками "этот сказал так".."этот возразил так!..  Але , КУ, у вас есть главный редактор? Образование есть у него? Кто-то же должен быть во всей редакции адекватно выпускать новости.

[Комментарий отредактирован модератором Интернет-СМИ "Кавказский Узел". Нецензурная лексика запрещена Правилами]

23.10.2012 в 18:36KARABASbaraBAS

А возможно Хафицэ внёс неоспоримый вклад в развал Адыгэ Хасэ и вообще сделал невозможным какой либо прогресс в деле восстановления  единой адыгской нации? Зачем же мозг людям делать? Те времена когда Хафицэ был насильно поставлен председателем Хасы Коковым не тыщу лет назад были.

23.10.2012 в 18:48KARABASbaraBAS

Перечитал статью ещё раз.)))

" ....Перед нами стоят большие задачи...... В первую очередь необходимо разработать программу на предстоящие три года, чтобы государство могло помочь нам. ...... - сказал Хаути Сохроков после своего избрания."

боюсь я был прав насчёт денег из гсобюджета)))) точно Сохроков справится, он спец))))) и МЧА окончательно обесценится как общественная организация адыгская и деньги попилят радостно и с шумом)))

молодцы шапсуги, хоть они мужчинами остались

23.10.2012 в 12:43Гром

Чтобы здесь не писали, но Хаути Сохроков справится. Он очень дипломатичный и деликатный. В любой вопрос вникает и щепетильно его рассматривает вникая во все тонкости. Когда нужно получить чью то подпись, то не разбрасывается письмами и не посылает курьеров, а сам лично приходит в нужное ведомство, заходит к руководителю, здоровается, знакомится и решает вопрос. Я знаю его не по наслышке и уверяю вас, что всё обстоит именно так. Он не закушавшийся и обрюзгший чиновник, а деловой, деятельный и коммуникабельный человек. А вопросы решать он может и думаю польза от него будет на любом поприще, за которое он не взялся бы. Таково моё мнение, как старого знакомого.

23.10.2012 в 18:46siminer

Ложь чистой воды, даже комментировать такую чушь не хочется.Кто бы дал Сохрокову спилить эти бабки, когда вокруг были акулы и акулихи покруче..

23.10.2012 в 18:32KARABASbaraBAS

Гром)))) И все у него всесторонние и все у него хорошие, и всех он знает))))) У меня временами чувство что ты считаешь себя единственным жителем республики который здесь кого-то знает)))))

Тебе не кажется что многих персонажей которые мы здесь обсуждаем временами многие знают и может даже получше тебя, и не только по внешнему впечатлению когда за ручку подержались и разошлись, а и по серьёзным делам, я вспоминаю твои дифирамбы Жамборову и прочим героям последних скандалов))) Ты чё так узко смотришь то на жизнь?))) Или ты средней руки начальничек бюджетной конторки?

23.10.2012 в 15:01Чингиз

Хотелось, чтобы новый президент организации не стравливал, а наоборот выступал за мир и спокойствие на Кавказе. Нужен такой человек, который объединит и решит все спорные вопросы между адыгами, а также настроит молодёжь на эффективную работу на благо всей нашей многонациональной страны, нашей единой семьи. Хочется видеть такого человека в лице Хаути Сохрокова. Удачи на новом посту!

23.10.2012 в 18:18KARABASbaraBAS

Неужели Хлопоня выбил какие-то деньги для МЧА дабы оседлать черкесское движение до Олимпиады?

Никаких других способностей за Хаути  кроме высокопрофессионального пиления бюджетных бабок я вспонмить не могу.

Одно из его наиболее красочных его деяний эт когда он спилил в свой карман деньги подаренные Наиной Ельциной Детскому фонду КБР)))

24.10.2012 в 01:28Аким

Гарантирую что следующим щагом будут собирать до кучи все адыгские ,черкесские, кабардинские общественные организации. Что то смутно напоминает балкарский АЛАН. Там тоже всех собрали но в итоге генерал остался сам со своей секретаршей.  

24.10.2012 в 00:40Sherif

Добавлю ещё. Ажахов на посту президента МЧА работал в целом не плохо, лучше своего предшественника. Кажаров Артур хороший историк и со своей работой справится, но справится ли он с Сохроковым? 

24.10.2012 в 00:36Sherif

Назначение Хаути Сохрокова на пост президента МЧА (а это именно назначение, а не выборы) является концом МЧА. Сохроков, будучи механизатором по образованию, возглавлял министерство образования КБР, где проявлял полную некомпетентность во всём. Что ещё хуже он боролся с преподаванием кабардинского языка в школах республики. ТОгда он хотел первым в стране ввести в школах предмет "Основы православной культуры" в школах КБР угоду Москве ещё даже тогда, когда в Москве об этом только начинали дискуссии.  Занимая второй по влиянию в КБР пост после президента он один из виновников (вместе с тогдашним министром МВД Шогеновым Хачимом) в искусственно созданных гонениях на молодых верующих, что сделало их экстремистами. Он известнен своими гонениями на представителей кабардинской национальной интеллигенции. Даже Юрия Калмыкова - основателя и первого президента МЧА Сохроков Х.Х. открыто называл экстремистом в угоду тогдашнему президенту КБР Кокову В.М., который открыто ненавидел Калмыкова. Так что выводы делайте сами. О том, как Сохроков работал до всего этого в Урванском районе спросите самих жителей Урванского района. 

23.10.2012 в 00:27Салеховна

Очевидно, что общественные организации черкесов, созданные в 1990-е гг., уже выработали свой ресурс. Да, они много делают в культурно-просветительском плане, но создавались они-то не для этого. Не для того, чтобы дублировать деятельность школьных учителей, ученых-энтузиастов и т.д. Ни один из острых вопросов 2008-2012 года, который они поднимали, ими был не доведен до конца. взять хотя бы такую невинную и красивую идею, которую инициировала МЧА в 2008 году - о Саусруко как об одном из талисманов Олимпиады-2014. На днях стало известно, что, оказывается, Саусруко, видимо, хуже, чем 33 богатыря и русалки. Но реакции МЧА не последовало. Сейчас приходит время других людей и новых инструментов черкесской модилизации, среди которых первую роль будет играть фейсбук. А МЧА останется роль представительской и декоративной организации. Странно слышать слова Хафицэ о консолидации черкесов - уж не он ли был противником единого названия "черкес"? Что еще, как не единый эндоэтноним может стать первым шагом к консолидации такого этноса, как черкесы? 

23.10.2012 в 23:46Стелс

Хаути Сохроков выполнял свою работу всегда на 100%. Добивался это силой своей воли. Ему подчинялись и немного побаивались. Тогда он работал на официальную власть. Думаю, что и здесь он снова покажет силу воли и сделает намного больше и лучше предыдущих руководителей МЧА. А вот с первым вице-президентом непонятно. Это он был одним из ключевых фигур, а может и сейчас остался, в коррупционной составляющей университетской жизни. Можно наполовину пожалеть МЧА

25.10.2012 в 13:00Гром

Вот и Карабасушка объявился, но что-то без Буратины, Мальвины и Артемона. В отпуске наверное отдыхают. Один Карабасушка не бережёт себя, всё о России думает, золотой он наш человек. 

25.10.2012 в 12:06Гром

 KARABASbaraBAS Ну что ты здесь понапраслину на меня возводишь. Я С обоими Жамборовыми лично не знаком и этим не хвастался. А то что я писал в их защиту, то я защищал не их лично и одного из них здоровье, а говорил лишь о законности и процедуре оценки и установления первоначальной цены, процедуре приёма-передачи здания в ОАО Торгсеть и увеличении доли государства в ОАО Торгсеть, акциях, процедуре продажи здания не государством, а акционерным обществом. 

А писал это по одной лишь причине, что бы раскрыть глаза тем, кто не совсем понимал сути вопроса и писал глупости, не украшающие взрослого человека. Люди нахватались вершков и несли отсебятину на уровне кухонных сплетен. Так что ничего личного. Я против передёргивания фактов. 

26.10.2012 в 08:31лабрадор

Хорошо ,что не перевелись еще  у нас такие люди, как Карабас-Барабас.

Согласен с тобой , Гром, он- золотой человек.

06.11.2012 в 22:02hetov

Странное назначение, как и все что делает Каноков в республике. Хаути из тех кто гибок до безобразия. На первом месте для него всегда коньюнктура. Будучи у власти он всеми силами гнобил Хасэ, не считаясь с интересами народа, к кторому принадлежит. Теперь же будучи на пенсии решил порулить национальной тематикой на международном уровне. Такие шаги на самом деле не консолидируют народ, а наоборот его разъединяют. Канокову, кнечно, на все это наплевать!

22.10.2012 в 21:52sirius236

Оооо... а еще через некоторое время даже список делегатов будут согласовывать с руководством страны.

Хорошо, что Кажаров попал стал вице-председателем. Умный человек, историк, отличается взвешенностью взглядов.

P.S. Шапсуги молодцы.

22.10.2012 в 23:03Алимхан

Думаю, проблемы адыгских региональных и международных организаций заключается не в персоналиях ее руководителей, а в концепции деятельности самих организаций. Вариантов немного: либо историко- и культурно-просветительская работа, в основном, с молодежью, либо политическая деятельность. Если во главе адыгской организации становиться яркая харизматичная личность (Налоев, Шанибов, Калмыков), то неизбежно начинается формирование по сути параллельных структур власти, что, естественно, вызывает противодействие существующие региональной власти, даже если в ней этнические адыги составляют большинство (КБР, Адыгея). Если такое происходит в регионе, где власть в основном принадлежит не-адыгам (КЧР), то это крайне обостряет межнациональные противоречия.

Главное, надо помнить, что организации, созданные по этническому принципу (Лига арабских стран, Международная ассоциация цыган и т.д.), если даже они созданы независимыми государствами, в современном мире мало что могут сделать.

22.10.2012 в 23:49alibek

сори за повтор

22.10.2012 в 23:33alibek

а вот еще нарыл в инете одно интервью http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/9/ka13.html

если сохроков выдает нечто похожее, то я первый поздравлю его с назначением и принесу тысячи извенений

22.10.2012 в 22:27alibek

было большой ошибкой собираться на выборы в нальчике в рф и даже турции. нужна была нейтральная территория, и там Сохроковыми бы и не пахло. и лигитимность мча скорее была бы поддержана черкесской диаспорой

 в любом случае несмотря на то что организация носит громкое название "международная" она была и останется прокремлевская, тем самым в глазах диаспоры нелигитимной

22.10.2012 в 23:05alibek

читал еще в советские времена его книгу о поездках по черкеским диаспорам за рубежом, запомнил поскольку выезд за границу в то время было редкость. т.е. человек еще в те времена поддерживал контакты с черкесами. а насчет полезного ненадо забывать что МЧА декларируется как общественная а не политическая, и судить что он сделал можно только по его книгам, и еще насколько помню именно он развивал телевиденье в кбр поскольку был там каким то директором. если это тот кауфов

22.10.2012 в 22:49sestra

М. Хафицэ является:

1. Главным редактором газеты "Адыгэ псалъэ".

2. Тхамадой общественной организации "Адыгэ хасэ".

3. Заместителем председателя \общественной палаты КБР.

Не многовато ли будет еще и МЧА руководить? Пожалейте, человек уже не первой молодости.

Что касается Х. Кауфова. Он и раньше был председателем правления Союза писателей КБР, затем заместителем, теперь опять руководит эой организацией. Ничего, ну ничегошеньки полезного по своей работе он не делал  до сих пор, какую же пользу он принес бы МЧА, где много проблем, требующих срочного решения, тот же вопрос сирийских черкесов, например. 

23.10.2012 в 11:36abujabbar

Националисты с прокремлевским уклоном целующие руки Царю Путьке!!!  СубханАллах как вы омерзительны в своем лизоблюдстве.  Пытаетесь выслужиться перед своими господами получая деньги за то что дурите языческой дурью молодежь.

23.10.2012 в 14:18imara

Надо дать человеку время. И мы воочию увидим, справится Хаути с возложенными на него задачами. Почему-то уверена, что да.

23.10.2012 в 18:49KARABASbaraBAS

Да что вы говорите?)))))))))) Да не может быть, чё правда соврали?)))))))))))))))

23.10.2012 в 20:51KARABASbaraBAS

Кабарде всё уже давно пофигу, но МЧА точно))

23.10.2012 в 20:29Аким

Хана Кабарде?

23.10.2012 в 18:53KARABASbaraBAS

Ложь значит? Ой ли Симинер) Ну эта история и не выплыла бы наверное вообще, как и многие другие, не будь последующего шума)))) Мож вы и его не помните когда Дауда и Шебзухова немного потрясли дабы срочно восполнить потерянные деньги?Тоже ложь?

Симинер, мы здесь живём, а не в воздухе витаем. Не думайте что ваши делишки не известны людям.

22.10.2012 в 22:05alibek

фактически общественную организацию превратили в политическую, (о чем проговорился КАБ) с прокремлевским уклоном. Думаю хозяева Хаути, быстро поймут что это совсем не тот человек.

скорее подошел бы человек такого типа как М. Хафицэ. например председатель союза писателей КБР - Кауфов (если не ошибаюсь)