ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Мусульмане Азербайджана, как и весь исламский мир, отмечают праздник Курбан-байрам (праздник жертвоприношения). В стране 25 и 26 октября объявлены нерабочими днями.
Празднование Курбан-байрама началось с вечера 25 октября, когда по традиции в мусульманских семьях был приготовлен праздничный ужин. Сам же праздник согласно фетве Управления мусульман Кавказа в этом году пришелся на 26 октября.
Сегодня с утра в мечетях Азербайджана был совершен праздничный намаз. С утра по всей стране организованы продажи жертвенных животных, в основном овец. Животных преимущественно режут прямо в пунктах продажи. В последние годы этот процесс осуществляется более организованно с соблюдением санитарных норм.
В праздничные дни выросли цены на мясо. Так, минимальные цены сегодня начинались с 160 манатов (около 160 евро) за овцу массой 12-13 кг. Это примерно на 10-15 процентов выше, чем 10 дней назад.
Резкий скачок цен вызван ажиотажным спросом, которому не соответствует предложение на рынке.
Как заявил накануне праздника начальник отдела животноводства министерства сельского хозяйства Азербайджана Чингиз Фараджев, в праздничные дни в Баку планировалось доставить около 52 тысяч овец и 8 тысяч коров. Однако, по материалам местных СМИ, это обеспечивает городу лишь половину потребности.
Торговцы животными объясняют рост цен повышением стоимости животных оптовиками в сельских районах. Вместе с тем по мере роста цен с каждым годом количество жертвенных животных уменьшается.
"В 2009 году мы продали 85 овец, в 2010 – уже 70, в 2011 – вовсе 60. В этом же году, судя по всему, удастся продать едва 40-45 овец", - сказал Ахлиман Мусаев, торговец овцами на временно организованном пункте продаж жертвенных животных в жилом массиве Ени Ясамал в Баку.
По словам продавца, он вынужден увеличить цену, потому что сам покупал животных у оптовиков в Бардинском районе по повышенным ценам.
"В Бардинском районе самые благоприятные условия для разведения мелкого и крупного рогатого скота, и мясо животных здесь - качественное, поэтому и цены выше. Конечно, можно покупать грузинских овец сорта меринос, но на них спроса нет. В праздник люди хотят покупать качественное мясо, и мы вынуждены считаться с этим", - сказал Мусаев.
В этом году к празднику Курбан-байрам повысились в основном цены на мясо. На остальные продукты питания, в том числе фрукты и овощи, цены не выросли совсем или увеличились на 3-5 процентов. Это в основном те продукты, которые необходимы для приготовления праздничного ужина, – рис, сухофрукты (курага, сливы, кишмиш), каштан и др.
Жертвенное мясо полагается разделить как минимум на 7 паев и раздать неимущим. В последние годы в Азербайджане распространена традиция раздачи государственными, муниципальными органами, бизнес-структурами и частными лицами жертвенного мяса в дома престарелых, детские дома, семьям беженцев и другим малоимущим категориям населения.
Жители Азербайджана по-разному относятся к Курбан-байраму. Для одних это важный религиозный праздник, другие считают его частью национальной традиции проявления милосердия к нуждающимся.
"Я неверующий человек. Я не совершаю намаз, не хожу в мечеть, не держу пост во время Рамазана. Но в Курбан-байрам я стараюсь принести жертвоприношение и раздать мясо нуждающимся. Этот праздник как бы является напоминанием людям, чтобы они не забывали, что такое милосердие, гуманизм, благотворительность. В дни Курбан-байрама человек вновь переосмысливает свою духовность, важность сохранения нравственных ценностей", - считает Мурад Темиров, стоматолог частной клиники в Баку.
По мнению Кербелаи (неофициальный религиозный титул, который присваивается мусульманам, совершившим паломничество в святыню в городе Кербела в Ираке, - прим. "Кавказского узла") Тофига Дадаша, Курбан-байрам играет важную роль в мировоззрении и мироощущении каждого мусульманина. Сам обряд жертвоприношения, по его мнению, является демонстрацией и выражением намерения быть приверженцем нравственных ценностей ислама и, в частности, заботы о единоверцах, нуждающихся в помощи.
С другой стороны, как отметил верующий, жертвоприношения обязательны лишь только для тех, кто совершает хадж в Мекку.