ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный совет Аджарии провел внеочередное заседание, во время которого был утвержден состав руководителей правительства автономной республики. По представлению председателя правительства Аджарии Арчила Хабадзе были утверждены кандидатуры четырех министров, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Министром финансов и экономики стал Георгий Таварткиладзе (бывший директор аджарского филиала банка VTB), министром здравоохранения и социальной защиты - Нугзар Сурманидзе (работал в системе минздрава Аджарии), министром образования, культуры и спорта - Гия Тавамаишвили (бывший руководитель аджарского Центра единых национальных экзаменов), министр сельского хозяйства – Заур Путкарадзе (предприниматель, возглавлял частную компанию "Дом фермера").
1 октября проходило голосование на выборах в Верховный совет Аджарии. В Верховный совет Аджарской автономии был выбран 21 депутат, среди них шесть мажоритарных депутатов. В парламент автономии от коалиции "Грузинская мечта" избраны 13 депутатов, от "Единого национального движения" - восемь.
Из 18 депутатов Верховного совета 13 членов коалиции "Грузинская мечта" проголосовали за предложенных кандидатов. Члены фракции "Единое национальное движение" (партия Михаила Саакашвили) отказались принимать участие в голосовании и удалились из зала. Таким образом, кабинет министров был утвержден единогласно.
Как заявил "Кавказскому узлу" председатель комиссии по вопросам образования, науки, культуры и спорта Георгий Масалкин, члены парламента остались довольны новыми назначениями.
"Во-первых, все эти люди – профессионалы, во-вторых – они отдалены от политики. То есть теперь вся политическая жизнь сосредоточится в Верховном совете, в котором собрались политики, а в правительстве останутся технократы. Которые будут исполнять решения парламента", - заявил Георгий Масалкин.
Представитель фракции ЕНД в Верховном совете Аджарии Петре Замбахидзе заявил "Кавказскому узлу", что его партия не желает брать на себя политическую ответственность за принимаемые решения, однако не желает и мешать "Грузинской мечте" осуществлять свои планы.
"Несмотря на то, что мы не присутствовали на голосовании, мы будем пытаться помочь победившей фракции развить те успехи, которые были у нашей партии с 2004 по нынешний год. Вне зависимости от политических убеждений и политической принадлежности власти Аджарии должны продолжать дальнейшее восстановление инфраструктуры в республике. Такие проекты, как электрификация, проведение газа, водоснабжение, строительство дорог не должны прекращаться", - заявил Петре Замбазидзе.
30 октября 2012 года представители ЕНД встретились с представителями "Грузинской мечты", чтобы обсудить реализуемые проекты и текущие проблемы Аджарии.
"В настоящее время в Аджарии реализуется несколько проектов – как частных, так и государственных, стоимость которых оценивается в миллионы лари. Мы хотим, чтобы новое руководство приняло власть в спокойной обстановке и смогло бы в самые кратчайшие сроки приступить к дальнейшей работе над улучшением жизни жителей Аджарии", - заявил Петре Замбахидзе.
Как сообщал "Кавказский узел", глава правительства Грузии Бидзина Иванишвили представил 28 октября на пост главы правительства Аджарии Арчила Хабадзе, который до этого занимал должность руководителя Аджарского филиала "Карту Банка". 28 октября спикером Верховного совета Аджарии был избран Автандил Беридзе, а его заместителем - Давид Бацикадзе. Все комиссии Верховного совета Аджарии возглавили представители "Грузинской мечты".
На вопрос, почему все руководящие посты в парламенте заняли только представители "Грузинской мечты», Георгий Масалкин ответил, что сложившаяся ситуация не позволила передать ключевые позиции представителям партии президента.
"Во-первых, согласно процедуре, которую в 2004 году под себя изменило "Единое национальное движение", партия большинства имеет право распределять должности по своему усмотрению, не предоставляя квот другим фракциям. Во-вторых, не было доброй воли со стороны партии большинства. Лично я посчитал неоправданным такой шаг – поставить во главе комиссий представителей ЕНД", - заявил Георгий Масалкин.
"Следует учесть, что во время выборов были попытки фальсифицировать результаты голосования. К тому же, надо помнить историю Верховного совета: сначала представители ЕНД, завоевав большинство, убрали квоты для представителей оппозиционных фракций в Верховном совете, а потом увеличили минимальное количество депутатов, необходимое для создания фракции, с трех до пяти человек. Как раз в то время, в 2006 году, в Верховном совете помимо меня было еще два представителя оппозиции, и мы потеряли возможность создать свою фракцию. Так что никаких моральных мотивов для предоставления ЕНД мест в руководстве ВС не было", - сказал Георгий Масалкин.
Впрочем, по словам Масалкина, для подобного решения были и объективные обстоятельства.
"Можно было бы проявить великодушие и предоставить часть руководящих позиций ЕНД, но под конец своего правления прежнее правительство Аджарии приняло решения, направленные на саботаж работы новых властей. Чтобы упредить эти шаги, встала жесткая необходимость занять все ключевые позиции", - заявил он.
Главным шагом, направленным против новых властей Аджарии, члены "Грузинской мечты" посчитали решение перенести кабинет министров и Верховный совет из Дома правительства в Первую республиканскую больницу. Помещение Дома правительства должен был занять Батумский институт искусств.
По мнению Георгия Масалкина, это неоправданное решение.
"Дом правительства был только в этом году достроен, на него государство потратило 20 миллионов лари. Но стоило "Единому национальному движению" потерять власть, как оно приняло решение передать этот дом маленькому институту, в котором учатся всего 150 человек, которые заняли бы лишь один флигель Дома правительства. К тому же у института просто не хватило бы средств, чтобы оплачивать коммунальные услуги этого здания", - заявил Георгий Масалкин.
По словам спикера ВС Автандила Беридзе, решение о передаче Дома правительства Институту искусств было единоличной инициативой бывшего председателя правительства Левана Варшаломидзе. "Чтобы граждане имели постоянный доступ к депутатам, законодательный орган должен находиться в административном центре", - приводит слова Беридзе "Грузия-онлайн".
"Только сегодня мы смогли принять решение оставить за органами власти Дом правительства. Но какие еще решения о передаче государственных объектов в частные руки были приняты – предстоит разбираться. В таких условиях мы не имели возможности оставить у власти представителей ЕНД", - заявил Георгий Масалкин.
Представители ЕНД считают обвинения "Грузинской мечты" необоснованными.
"Мы делаем сегодня все, чтобы наши преемники имели бы все условия для исполнения своих предвыборных обещаний", - заявил "Кавказскому узлу" представитель фракции ЕНД в Верховном совете Петре Замбахидзе. При этом Замбахидзе не считает, что потерю всех ключевых мест в парламенте Аджарии можно считать политическим поражением.
"Мы могли проявить принципиальность и настойчивость, однако решили, что следует дать "Грузинской мечте" всю полноту власти", чтобы ни у кого потом не было поводов обвинить нас в том, что мы якобы мешаем развитию республики. Однако мы оставили за собой право на конструктивную критику, если новое руководство респубдики будет принимать решения, которые противоречат интересам населения Аджарии", - заявил Петере Замбахидзе.
По словам Георгия Масалкина, со временем обстановка должна измениться.
"Мы уже в ближайшем будущем собираемся поменять закон о Верховном совете, чтобы увеличить полномочия оппозиционных партий. В частности, мы намерены ввести квоты на должности вице-спикера и председателей части комиссий в Верховном совете для представителя оппозиции. Кроме того, для создания фракции мы установим минимальный порог в три человека. Это позволит даже самой небольшой оппозиционной группе создать свою фракцию и отстаивать свои взгляды", - заявил Георгий Масалкин.
Политолог Гела Васадзе отметил, что распределение мест в правительстве свидетельствует о том, что руководство в стране сосредоточено в руках одного человека.
"Руководителем Аджарии назначен бывший топ-менеджер "Карту-банка", то есть бывший подчиненный Бидзины Иванишвили. Министр финансов Аджарии так же пришел из банковской сферы. Так что есть повод предположить, что Бидзина Иванишвили назначает тех людей, которые проявили свою лояльность", - заявил Гела Васадзе.