22:49 / 10.06.2002Из истории абхазо-казачьих взаимоотношений

"Путь самурая означает смерть. Если у тебя есть два пути, выбери тот, что ведет к смерти".

Бусидо ("путь воина") - кодекс поведения самураев.

9.04.2002 г. в МИД Республики Абхазия состоялась встреча министра иностранных дел Республики Абхазия Шамба С.М. с делегацией Терского Казачьего войска. Казаки подчеркнули, что в случае "дальнейшего осложнения ситуации Абхазии со стороны казачества Юга России, народов Северного Кавказа будет оказана любая помощь, в том числе и военная". Министр подчеркнул тесную связь между Абхазией и народами Юга России.

Началом взаимоотношений абхазов и казаков считается 17 столетие. Время, когда абхазы принимают участие в знаменитых морских походах Донских и Запорожских казаков на малоазийское побережье Турции. После распада Золотой Орды казаки, входившие в ее состав, оказались в независимом от Москвы положении. Затем значительная их часть вошла в состав Московского государства. Из них стали формироваться постоянные войска московских князей. Казачьи войска донских, гребенских и яицких (после восстания Емельяна Пугачева переименованных в Уральских) казаков, живших вне пределов московских владений, определяли свои отношения с Москвой общими целями и задачами, а также договорами. В подобном положении относительно Польско-литовского государства находились и казаки днепровские (запорожские). По словам А.А. Гордеева, "Москва, Литва и Польша, будучи бессильными защищать границы своих владений от нападений крымцев и других кочевников, старались обеспечить безопасность договорами с Турцией и ежегодной уплатой дани крымским ханам"1. Считая лучшей защитой нападение, казаки предпочитали наступательные боевые действия и нападали не только на Крым и ближайшие владения Турции, но и, переплывая Черное море, нападали на турецкие владения южного Причерноморья. Синоп "опровергали до фундамента", "самому Царю - городу (Константинополю) давали пороху нюхати". Достигали они даже Бессарабии и Египта ("Белой Арапии").

Походы в Турцию совершались отрядами донских и запорожских казаков самостоятельно или соединенными силами. Предания казаков полны описаниями морских походов. В "Повести об Азовском осадном сидении донских казаков" 1642 года в ответе казаков турецкому султану есть такие слова: "Питаемся, ако птицы небесные: ни сеем, ни орем (пашем), ни збираем в житницы. Так питаемся подле моря Синяго (Черного). А сребро и золото за морем у вас емлем (берем). А жены себе красные любые, выбираючи, от от вас же водим" 2. Морские походы изумляли современников, а турки, пораженные удалью казаков, называли их "самыми отважными и страшными из врагов".

Завоевав в 1453 году Константинополь, турки включили Черноморское побережье Кавказа в сферу своих интересов. В 1555 году Османская Турция и Сефевидский Иран подписали между собой договор, по которому Порте достались "Имерети, Одиши с Абхазией, Гурия и страна лазов". Однако их еще предстояло завоевать 3. В первой половине 17-го века турки, не сумев захватить Абхазию с суши, блокировали ее с моря. Правителям Абхазии пришлось пойти на выплату дани. В 30-х годах 17-го века донские и запорожские казаки, совершая вторжения на турецкое побережье, останавливались в некоторых пунктах Абхазии. Итальянский путешественник Иоанн Лукка оставил свидетельство об одном интересном факте. "Когда он в 1629г. посетил Пицунду, то в здешнем храме он увидал большую чашу, наполненную золотыми и серебренными монетами. На его вопрос о происхождении этих денег местный священник ответил, что они были пожертвованы Пицундскому храму донскими и запорожскими казаками в виде благодарности за благополучное возвращение из турецкого похода. Причем священник добавил, что казаки поступали так всякий раз, когда возвращались на родину" 4.

З.В.Анчабадзе полагал, что по прибытию в Абхазию (в Пицунду) казаки считали свои походы благополучно завершенными, что свидетельствует о дружелюбном отношении к ним абхазов. Очевидно, абхазы не просто гостеприимно встречали отважных мореплавателей, но и сами принимали активное участие в казачьих морских рейдах. В преданиях донских казаков сохранились сведения о совместных походах казаков против турецких "басурман" с "абхазскими христианами". Мстя за такую поддержку, турки неоднократно вторгались в Абхазию. Так, в мае 1634 года османы высадили большой военно-морской десант в районе Кодорского мыса и подвергли опустошению прилегающий район, разграбив, в частности, Драндский монастырь 5.

Возникает вопрос, в чем причина такого боевого взаимодействия казаков и абхазов, помимо наличия общего врага - Турецкой империи? Можно выделить две основные причины: 1) давние традиции мореходства в Абхазии и 2) сходство воинских культур двух народов, в том числе и в таком специфическом вопросе, как отношение к смерти.

С древнейших времен море играло большое значение в жизни населения Абхазии. Эта тема даже стала предметом исследования ученых. Так, в 1959 году появилась работа Г.А.Дзидзария "Из истории мореходства в Абхазии". В 1959 и 1984 годах вышли работы Ш.Д.Иналипа "Рыболовство и мореходство у абхазов" и О.П.Дзидзария "Морская лексика в абхазском языке". Начальник Военно-Исторического Отдела полковник российской армии Семен Эсадзе в 1914 году так писал об адыгских народах :"С течением времени мирная жизнь их нарушалась военными тревогами, и они вместе с непреоборимым стремлением к независимости развили в себе необыкновенную воинственность и стали грозою своих соседей. Умение владеть оружием стало главной обязанностью черкеса. Не смерти, но бесславной жизни боялся черкес и смело шел на врага" 6 . "Смерть наездника в бою - плач в его дому, а потеря оружия - плач в целом народе", - гласит народная черкесская пословица. Кавказоведы отмечают, что в данном регионе, в абхазо-адыгском обществе, война имела характер промысла, был развит институт набега, в том числе и морские набеги (см. М.Барцыц, "Культурно-психологические традиции абхазов и конфликт"; Ирвайн.2000г.с.46.). "Как известно, традиционная абхазская, как и в целом кавказская, культура определяется прежде всего как культура воинская, то есть в значительной степени коллективистская. Поэтому для абхазов всегда были чрезвычайно значимыми ценности национальной(коллективной) свободы и независимости, сохраняющие свое объединяющее значение и сейчас" 7.

При сравнении вышеперечисленных оценок традиционной абхазо-адыгской воинской культуры с казачьей наблюдается много общего. Так, у казаков мальчиков впервые сажали на коня и подрезали волосы после появления первого зуба. Только после посвящения в воины мальчика могли называть казаком. Самой большой радостью для казаков-мальчиков и юношей в праздничные, да и в обычные дни были военные забавы. Юные воины соревновались в стрельбе из ружей и луков, устраивали учебные сражения. Описывая внутренние качества запорожских казаков, исследователи отмечали смесь добродетелей и пороков, свойственную людям, считающим войну главным делом своей жизни. Жестокость и беспощадность в отношении к своим врагам, верная дружба к соратникам по боевому ремеслу, глубокое уважение к старым и заслуженным воинам и вообще ко всем "военным ступеням", простота и умеренность во всем 8.

Традиционные абхазскую и казачью культуру роднит и отношение к смерти. Похоронно-поминальные обряды и связанные с ними обычаи занимают особое место в традиционной культуре абхазов. Пожил ли человек в этой жизни или его жизнь оборвалась до срока - от этого зависит восприятие смерти. Одна из подгрупп этого восприятия представляет элемент культуры военно-демократического общества. В этой подгруппе совершение героем определенных поступков объясняется тем, что настоящий герой не должен дожить до глубокой старости, а должен погибнуть в расцвете сил, на высшей точке взлета своей славы 9. "Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Он заботился не только о том, чтобы спасти себе жизнь, сколько о том, чтобы умереть в бою, как умирают истинные рыцари на войне" 10. Вот какими словами призывали запорожские казаки желающих принять участие в походе : "Кто хочет за христианскую веру быть посаженным на кол, кто хочет быть четвертован, колесован, кто готов претерпеть всякие муки за святой крест, кто не боится смерти- приставай к нам! Не надо бояться смерти: от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь!" 11.

После многочисленных испытаний в судьбах двух народов можно констатировать тесную связь между Абхазией и Югом России. Боевое братство было продемонстрировано в очередной раз во время грузинской агрессии против Республики Абхазия в 1992- 1993гг. Несомненно, Юг России является мощным сдерживающим фактором в грузино-абхазском противостоянии. В то же время, очевидна тесная связь грузино-абхазского конфликта с ситуацией на Юге России, что убедительно показали события периода войны. Поэтому свободная и процветающая Абхазия будет являться гарантом стабильности в регионе.

Примечания

1 А.А.Гордеев. История казаков. Часть 2. Со времени царствования Иоанна Грозного до царствования Петра 1. - Москва: "Страстной бульвар", 1992. С.6

2 "Изборник".Сборник произведений литературы Древней Руси. - Москва, 1969. C. 556

3 История Абхазии. - Гудаута, 1993. C.128

4 Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии. - Сухуми, 1959. С. 273

5 Белокуров Материалы по истории России. - М., 1888. C.323

6 Эсадзе C. Покорение Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. - Майкоп, 1993. C.20-21

7 Тания Л. Выбор Абхазии. Центральная Азия и Кавказ. - Швеция. С.195

8 Яворницкий Д. И. История запорожских казаков. - Киев, 1990. С.233 -234

9 Дбар С.А. Понятие о смерти. Отношение к ней у абхазов//Сборник научных трудов Абхазского государственного университета. - Сухум, 2000.

10 Яворницкий. Там же. C.236

11 Яворницкий. Там же. с.385

Автор:А.Л.Студеникин, пресс-секретарь МИД Абхазии