Ал-Лакзи Юсуф ибн ал-Хусайн ибн Дауд Абу Якуб ал-Факих ал-Баби (умер до 1089-90 г.) - знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба (Дербента). Последователь школы аш-Шафии. Родом из "страны лезгин" (Билад лакз). Обучался в Багдаде у шафиита Абу-л-Музаффара ac-Самани (умер в 1096 г.), деда автора "Китаб ал-ансаб" Абу Сада. Был знаком и с Абу Бакром ac-Самани, сыном Абу-л-Музаффара.
Сын ал-Лакзи - Абу Абдаллах ал-Хасан (умер в середине XII века) - избрал суфийский Путь и проповедовал ашаритские взгляды. Он учился в Багдаде у суфия-ашарита Ибн аз-Захра ат-Турайсиси (умер в 1103 г.), последователя школы Абул Касима ал-Кушайри (умер в 1071 г.), с сыном которого, Абу Насром, он постигал суфийский Путь в рибате Абу Сада ас-Суфи. Ал-Хасан ал-Лакзи был особенно близок к суфию-шафииту Абу Исхаку Ибрахиму ибн Мухаммаду ас-Суфи (умер в 1148 г.), ученику Абу Хамида ал-Газали.
Ал-Лакзи - автор хроники Дарбанд-нама, важнейшего источника по истории ислама на Кавказе. До настоящего времени под этим названием подразумевалось компилятивное сочинение XVII века Мухаммада ал-Аваби ал-Акташи. Известное в многочисленных персидских, арабских, тюркских и дагестанских списках, оно выдержало целый ряд комментированных изданий на английском, немецком, русском, французском и других языках. Однако проблема его протографа X-XII веков, о существовании которого говорили многие исследователи, до сих пор не была решена из-за отсутствия достаточных фактических данных. Раскрыть некоторые аспекты этой проблемы позволяет изучение новых источников. В частности, один из ближайших учеников ал-Лакзи Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди (ум. в первой половине XII века) - на рубеже XI-XII веков написал объемистый суфийский энциклопедический словарь "Райхан ал-хакаик ва-бустан ад-дакаик" ("Базилик истин и сад тонкостей"), который сохранился до наших дней. Из рукописи этого сочинения явствует, что в конце XI века в Дербенте с помощью Сельджукидов произошла смена власти: правление династии Хашимидов было пресечено, к власти пришли Аглабиды, представители местной знати. Именно по этой причине Маммус ал-Лакзи, историограф Хашимидов и автор "Тарих Баб ал-абваб ва-Ширван", был вынужден прервать повествование своей хроники и бежать из Дербента. Аглабиды нуждались в серьезном обосновании своих политических претензий на верховенство в Дербентском эмирате, поэтому появление проаглабидского источника было закономерным.
Исследования показывают, что ал-Акташи писал свой труд действительно с использованием нескольких протографов, один из которых принадлежал к ярко выраженной проаглабидской ориентации. Существование проаглабидского источника, которым располагал ал-Акташи, допускал и В. Ф. Минорский, правда, лишь в качестве одной из возможных версий. Решение этого вопроса позволило бы помимо всего прочего выявить степень достоверности различных сведений Дарбанд-нама: некоторые фрагменты источника, представляющие собой попытки историографа Аглабидов намеренно удревнить этот род и подвести под его претензии фундамент традиций, по сей день воспринимаются исследователями без должного критического анализа. То обстоятельство, что проаглабидский протограф Дарбанд-нама содержит массу неточностей и ошибок, которых нет в "Тарих Баб ал-абваб ва-Ширван", показывает, что автор его не был знаком с этой хроникой. Таким образом, протограф этого сочинения, точнее, первоначальная версия Дарбанд-нама, давшая название позднейшей компиляции ал-Акташи, могла быть написана после прихода к власти Аглабидов (1075 г.), но до появления в Дербенте хроники (после 1106 г.). Самого автора ее следовало бы искать среди дербентских историков, симпатизировавших Аглабидам. Об этом прямо говорит Мухаммад ад-Дарбанди в своем Райхан ал-хака'ик: в ходе политического противоборства в городе некоторые дербентские шайхи открыто выступили на стороне Аглабидов. Наиболее ревностным сторонником новой власти показал себя именно ал-Лакзи. О его преданности Аглабидам свидетельствует хотя бы тот факт, что, когда суфийская верхушка, поддержанная народом, выступила в Дербенте против эмира с требованием выпустить из тюрьмы судью Абу Муаммара и его сына, отсидевших свой срок, он сначала отправил своего ученика Мухаммада ад-Дарбанди понаблюдать за этими событиями, а затем сам отправился отговаривать от выступлений их главного зачинщика - суфия Абул Хасана ал-Джурджани.
Сочинение некоего Юсуфа ад-Дарбанди, озаглавленное Дарбанд-нама, уже упоминалось в научной литературе в числе исторических источников, созданных в XIX веке. Однако данная рукопись так и не была атрибутирована. Личность автора также оставалась неизвестной: ни один автор XIX века не упоминает Юсуфа ад-Дарбанди как своего современника. С другой стороны, вряд ли компиляция нового времени была бы названа столь известным именем. Несомненно, что здесь имеется в виду "Дарбанд-нама" ал-Лакзи (один из списков этого сочинения может быть датирован и XIX веком). Зная, что ал-Лакзи скончался до 1089-90 г., можно сузить хронологические рамки написания первоначального Дарбанд-нама до 80-х гг. XI века.