ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представители Нагорного Карабаха и Азербайджана обратились в международные структуры в связи с разногласиями относительно возможности открытия и эксплуатации аэропорта в районе Степанакерта. Глава МИД Нагорного Карабаха призвал ООН оказать содействие в обеспечении прав людей на свободу передвижения. Официальный Баку, в свою очередь, обратился в Международную организацию гражданской авиации, которая "подтвердила правоту Азербайджана", заявил вице-спикер парламента страны.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", открытие аэропорта в Степанакерте неоднократно откладывалось. В частности, появлялась информация, что аэропорт, по предварительным данным, будет эксплуатироваться с середины сентября 2011 года. Но открытие было отложено из-за задержки строительных работ. В конце сентября этого года глава управления гражданской авиации при правительстве Нагорного Карабаха Дмитрий Адбашьян заявил о желании начать осенью в аэропорту Степанакерта сначала технические, а затем и пассажирские перевозки.
Министр иностранных дел Нагорного Карабаха Карен Мирзоян направил в ООН письмо, в котором призывает Генерального секретаря, Организацию Объединенных Наций и представителей ее специализированных учреждений, "а также все миролюбивые государства" обратить внимание на ситуацию, складывающуюся вокруг Степанакертского аэропорта, "чтобы народ Нагорного Карабаха мог реализовать свои неотъемлемые права человека и основные свободы".
Степанакертский аэропорт (Ходжалинский аэропорт) расположен в селе Ходжалы в Нагорном Карабахе в 10 километрах к северо-востоку от столицы региона. Это единственный аэропорт в республике, способный принимать крупные самолёты. Во время карабахского конфликта, ОМОН АзССР захватил аэропорт, заблокировав единственную транспортную связь НКР с внешним миром. После перехода аэропорта под контроль Армии обороны Нагорно-Карабахской Республики в 1992 году он использовался для нужд военно-воздушных сил Нагорного Карабаха и чартерного вертолетного сообщения с Ереваном. В конце 2000-х годов правительство НКР поставило перед собой задачу начать эксплуатацию аэропорта с вовлечением малой авиации. В марте 2011 года директор администрации Государственной гражданской авиации Азербайджана Ариф Мамедов заявил, что самолеты, совершающие посадку в Степанакертском аэропорту, могут быть сбиты. Позже Азербайджан опроверг эти намерения. Минская группа ОБСЕ получила гарантии неприменения силы против гражданских воздушных судов в связи планируемым открытием аэропорта в Нагорном Карабахе.
Карен Мирзоян отмечает, что реабилитация Степанакертского аэропорта является суверенным правом Нагорного Карабаха и "преследует сугубо гражданские и гуманитарные цели, в частности, реализацию такого неотъемлемого права, как свобода передвижения".
"Продолжающаяся азербайджанская блокада стала постоянным и серьезным препятствием для реализации права на свободное передвижение гражданского населения... наряду с другими основополагающими правами человека, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека и других основных международных договорах", - замечает Мирзоян.
Министр выразил обеспокоенность позицией официальных лиц Азербайджана, обращая внимание на заявления о готовности принять "все необходимые меры", чтобы не допустить функционирования Степанакертского аэропорта.
По мнению главы МИД, "озвученные ранее угрозы сбивать гражданские самолеты" представляют собой нарушение международных обязательств Азербайджана и противоречат положениям Конвенции о международной гражданской авиации, являясь "безответственными".
Глава МИД Нагорного Карабаха напомнил, что 13 июля 2012 года сопредседатели Минской группы выступили с заявлением, в котором отмечается, что сопредседатели получили заверения от сторон, что они отказываются от любых угроз или применения силы против гражданских воздушных судов и будут стремиться урегулировать данную проблему дипломатическим путем и воздержаться от ее политизации.
Процесс урегулирования карабахского конфликта в настоящее время происходит на основе "Мадридских принципов", выдвинутых сопредседателями Минской группы ОБСЕ в ноябре 2007 года в Мадриде и обновленных в декабре 2009 года в Афинах.
Карен Мирзоян считает, что реабилитация Степанакертского аэропорта будет способствовать осуществлению целей и задач Конвенции о международной гражданской авиации, и также может послужить "мерой укрепления доверия, способствующей достижению прогресса на переговорах под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ".
Премьер-министр Нагорного Карабаха Ара Арутюнян на встрече со студентами Ереванского государственного университета в Степанакерте объяснил, что осуществление первого рейса из аэропорта задерживается, потому что необходимо решить все вопросы, связанные с безопасностью полетов. "Для аэропорта Степанакерта необходимо приобрести оборудование, в настоящее время ведется работа по приобретению современных систем безопасности", - сообщил Арутюнян.
Также он добавил, что для воздушного сообщения проделаны все необходимые шаги, начиная от перемещения высоковольтных линий и выравнивания холмов, до обустройства взлетной полосы с учетом заявлений и возможных намерений Азербайджана. "Мы учли все, уязвимость наших самолетов со стороны ПВО Азербайджана будет нулевой, а наши ПВО обеспечат надежную защиту нашим воздушным судам", - заявил Арутюнян.
Пресс-секретарь президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян отметил, что открытие аэропорта Степанакерта преследует сугубо мирные цели, а аэропорт является социально-экономическим объектом. Бабаян заявил, что "открытие Степанакертского аэропорта не преследует политические цели, о чем неоднократно заявляли власти Нагорного Карабаха".
Азербайджан считает открытие аэропорта в Нагорном Карабахе "провокацией" и "авантюрой"
Представители Азербайджана считают намерение открыть аэропорт в Нагорном Карабахе рискованной и не подкрепленной правовыми нормами затеей, указывая, что даже наименование объекта "аэропорт Степанакерта" не соответствует действительности.
"В действительности речь идет о Ходжалинском аэропорте", - указывает в редакционной статье главный редактор информационного агентства 1news.az Рахман Гаджиев, добавляя, что реконструкция аэропорта является "провокацией", ведется незаконно, а сам объект расположен на территориях, которые Азербайджан считает оккупированными.
В связи с намерениями Степанакерта начать эксплуатацию аэропорта Азербайджан обратился в Международную организацию гражданской авиации, сообщил первый заместитель председателя парламента страны Зияфет Аскеров. По его словам, эта международная структура подтвердила правоту Азербайджана в данном вопросе.
Аскеров отметил, что попытка открытия аэропорта является "авантюрой", а в случае, если аэропорт будет открыт, диспетчеры Азербайджана не будут оказывать услуги самолетам, летящим в Нагорный Карабах.
Зияфет Аскеров заявил также о том, что все правовые вопросы по использованию воздушного пространства страны следует решать в рамках международного права, в рамках соглашения Международной организацией гражданской авиации с Азербайджаном. Он напомнил, что в этом документе определены использования сухопутного, воздушного и морского пространства суверенного государства, которое возможно лишь с разрешения этого государства, передает AZE.az.
Ранее, в июле, глава пресс-службы внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльман Абдуллаев заявил, что МИД считает незаконным открытие аэропорта в Нагорном Карабахе и налаживание воздушного сообщения региона с Арменией и другими странами. Комментируя возможные действия азербайджанской стороны в случае, если армянская сторона введет рейсы в Нагорный Карабах, Мамедов сказал, что никто гарантий безопасности этим полетам дать не сможет.
Напомним, что власти Азербайджана, в том числе авиационные, и ранее считали нереальным открытие воздушного сообщения Нагорного Карабаха с внешним миром в виду непризнания мировым сообществом этой территории как законного образования.