ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Азербайджанские правозащитники планируют 23 ноября впервые отметить в стране Международный день борьбы с безнаказанностью. В частности, Институт свободы и безопасности репортеров (ИСБР) в этот день организует посещение могилы публициста Рафига Таги и проведение "круглого стола" на тему: "Настало время положить конец безнаказанности", сообщает корреспондент "Кавказского узла".
Международный день борьбы с безнаказанностью отмечается с 2011 года по инициативе IFEX – глобальной сети организаций, приверженных делу защиты и продвижения права на свободу выражения. Этот День проводится в память о событиях 23 ноября 2009 года, когда в ходе выборов на Филиппинах на острове Минданао произошло массовое убийство, погибли 57 человек, из которых 32 - представители СМИ. IFEX требует правосудия для тех, кого преследуют за осуществление права на свободу выражения.
"Международный день борьбы с безнаказанностью совпадает с первой годовщиной со дня смерти известного публициста Рафига Таги. Этот поборник свободомыслия скончался спустя четыре дня после совершения на него нападения и нанесения ему многочисленных ножевых ранений. Несмотря на хирургическую операцию и улучшение состояния здоровья, Рафиг Таги неожиданно скончался. До сих пор не найдены заказчики и исполнители этого чудовищного преступления. Остаются неясными причины смерти Таги, медицинские заключения о причинах его смерти были противоречивы", - сказал директор ИСБР Эмин Гусейнов.
В связи с Международным днем борьбы с безнаказанностью ИСБР готовит петицию к правительству Азербайджана и призывает всех тех, кто выступает за свободу прессы, присоединиться к выдвинутым в обращении требованиям.
В частности, в обращении содержится призыв найти и наказать заказчиков и исполнителей убийств главного редактора журнала "Монитор" Эльмара Гусейнова в марте 2005 года и публициста Рафига Таги в ноябре 2011 года.
Кроме того, требуется "положить конец атмосфере безнаказанности за преступления против журналистов". В обращении отмечается необходимость раскрытия всех преступлений против журналистов и наказания виновных.
"Мы требуем также установления и ареста лиц, шантажировавших и угрожавших журналистке Хадидже Исмайловой и совершивших вмешательство в ее личную жизнь в марте 2012 года. Это произошло после серии журналистских расследований Исмайловой о фактах коррупции в азербайджанском правительстве. Мы настоятельно призываем власти Азербайджана полностью расследовать факты запугивания журналистов и обеспечить механизм их защиты специальным законом", - сказал директор ИСБР.
Семья Таги недовольна ходом следствия по делу об убийстве публициста
По словам супруги покойного Маили Тагиевой, месяц назад она и брат публициста Ильгар Тагиев были приняты заместителем главы МВД Вилаятом Эйвазом. "Он (Эйвазов) сказал, что "преступник не оставил следов". Как после этого верить государству? Неужели государство беспомощно перед одним преступником? Но я буду бороться до конца и не прекращу борьбу, пока убийца Рафига не будет найден", - сказала Тагиева.
Адвокат семьи Таги Эльчин Садыгов также не удовлетворен ходом следствия. По его словам, следствие не установило состав инъекции, сделанной Таги перед смертью. "Перед смертью Рафиг Таги пожаловался на боли, и ему сделали укол с инъекцией неизвестного состава. Мы требовали проведения расследования в связи с действиями врачей. Однако их увели от ответственности", - сказал Садыгов.
Адвокат не верит в положительные результаты следствия. "Это уголовное дело ожидает участь уголовного дела в связи с убийством журналиста Эльмара Гусейнова, которое не раскрыто уже восьмой год. Правительственные структуры не заинтересованы в раскрытии убийства Рафига Таги. Очевидно, после прохождения всех судебных процедур мы обратимся в Европейский суд по правам человека", - заявил он.
Журналист и правозащитник, глава НПО "За права человека" Эйнулла Фатуллаев, участвовавший в альтернативном расследовании журналистской "Группы превентивного реагирования", также обращает внимание на действия врачей городского клинического центра.
В частности, удивление Фатуллаева вызывает перевод тяжелораненого Таги в обычную палату всего спустя сутки после сложной хирургической операции и сразу допуск к нему журналистов и посетителей. Кроме того, после смерти публициста врачи выступали с противоречивыми заявлениями о причинах смерти.
В частности, брат публициста Ильгар Тагиев указывал, что состояние Таги внезапно ухудшилось: "Его тошнило, врачи сделали ему неизвестный укол, после которого его состояние еще ухудшилось, у него началась рвота, и в этот момент он скончался".
"Врачи сначала заявили, что Таги захлебнулся от рвоты, далее заявили о перитоните, а в конечном итоге сказали про острую "сердечно-сосудистую недостаточность в результате обострения хронической ишемической болезни на фоне ранее перенесенного двустороннего плеврита легких", - продолжил Фатуллаев.
"Если следствие было беспристрастным и хотело выявить истину, то почему не удовлетворило обычное ходатайство относительно установления инъекции, сделанной Таги перед смертью. Ведь это было бы очень серьезной зацепкой для следствия. По меньшей мере для устранения сомнений общественности они должны были сделать это. Однако не сделали. В следствии по делу убийства Таги таких подозрительных моментов много", - сказал Фатуллаев.
Получить комментарии в пресс-службе генеральной прокуратуры Азербайджана о ходе следствия по делу Таги пока не удалось.
Напомним, "Группа превентивного реагирования" провела в Азербайджане расследование смерти Таги и 21 января представила отчет о своей работе. Члены проекта сделали вывод, что расследование уголовного дела в связи с убийством Рафига Таги ведется медленно и неэффективно.