ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Эффективным методом решения проблемы Фиагдонского "хвостохранилища" может стать вхождение Северной Осетии в федеральную экологическую программу, полагают специалисты во главе с начальником департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Николаем Севостьяновым. Экологи предлагают постоянный мониторинг, капитальный ремонт тоннеля либо прокладку нового тоннеля в горном массиве.
Как сообщал "Кавказский узел", члены Общественной палаты Республики Северная Осетия - Алания призвали депутатов парламента обратить внимание на существующие в республике проблемы экологии. В частности, особую обеспокоенность специалистов вызывает так называемое Фиагдонское "хвостохранилище", серьезно загрязняющее окружающую среду и требующее срочных мер по исправлению ситуации.
Эксперты: на объекте сосредоточено 2 миллиона 380 тысяч тонн отходов горнодобывающего производства
Как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" специалисты, Фиагдонское "хвостохранилище" было создано в 1971 году для хранения отходов Фиагдонской обогатительной фабрики. Объект расположен в Куртатинском ущелье у северо-восточной окраины поселка Верхний Фиагдон в долине реки Ханикомдон. Хотя Фиагдонская обогатительная фабрика, входящая в состав Садонского свинцово-цинкового комбината, прекратила свою деятельность в 1985 году, у "хвостохранилища" до сих пор нет балансодержателя.
На объекте сконцентрировано 2 миллиона 380 тысяч тонн отходов горнодобывающего производства, содержащих тяжелые металлы и их соединения. От их воздействия окружающую среду защищают земляная плотина высотой 55 метров, водоприемник и воды реки Ханикомдон, протекающей через тоннель сечением 7,5 квадратных метров. Протяженность обводного сооружения составляет 708 метров.
В 1996-1997 годах за счет средств экологического фонда была проведена рекультивация объекта путем закрытия поверхности "хвостохранилища" грунтом. Однако летние ливни (количество осадков, выпавших с 15 по 19 июля 1997 года, превысило двухмесячную норму) привели к обрушению 70 метров тоннеля, по которому протекает река Ханикомдон.
Согласно серии проб, взятых в реке Фиагдон (ниже по течению в одном километре от места впадения Ханикомдона), и результатам лабораторных исследований, концентрация цинка в горной реке составила семь предельно допустимых концентраций (ПДК), меди – 3,5 ПДК, марганца - 2 ПДК, железа – 4 ПДК, кадмия – 0,8 ПДК и свинца – 0,5 ПДК.
Карданов: задачу нужно решать комплексно
Избежать дальнейшего загрязнения рек Ханикомдон и Фиагдон тяжелыми металлами можно только с помощью постоянного эколого-аналитического мониторинга состояния воды, уверены специалисты надзорных ведомств.
По словам руководителя предприятия "Севосетингеомониторинг" Александра Карданова, были проведены шесть циклов наблюдений. Кроме того, в конце ноября текущего года по заданию правительства были взяты и направлены на лабораторные исследования пробы воды на трех уровнях.
В случае интенсивных осадков оставшиеся 30 метров тоннеля могут быть разрушены. Негативному воздействию может подвергнуться и тело земляной плотины.
"Задачу нужно решать комплексно. Прорабатывается вопрос отведения воды за счет обустройства так называемой лотковой системы вокруг пояса "хвостохранилища", но здесь нужно проводить инженерно-геологические изыскания", – заявил Карданов, уточнив, что, согласно предварительным расчетам, на проведение работ потребуется сумма в размере 40 млн рублей.
Непосредственный ремонт обрушенной части тоннеля в несколько раз превысит стоимость работ по организации лотковой системы, позволяющей перебросить воду из горной реки.
Дальнейший процесс размыва плотины и разрушения тоннеля может продолжиться при интенсивных осадках, полагает ответственный работник управления МЧС России по Северной Осетии Александр Кулинский. При этом в негодность может прийти и автодорога, ведущая от населенного пункта Фиагдон к "хвостохранилищу", полагает он.
Иван Алборов, член Общественной палаты Северной Осетии, член Северо-Кавказского отделения международной академии наук экологии и безопасности указывает на проблему донных отложений в реках Фиагдон и Терек, которой пока никто не занимался.
"В отвалах "хвостохранилища" присутствуют свинец, цинк, висмут, кадмий, железо, сера, кремний, кальций, алюминий, титан и другие химические элементы. Указанные тяжелые металлы имеют свойство "выщелачиваться", то есть выноситься под действием химических и физических факторов, и они (металлы, – уточнение "Кавказского узла") оказались в донных отложениях. Если говорить о степени их присутствия и постепенного нарастания в донных отложениях, то все зависит от паводка и скорости движения воды, и все это можно рассчитать", - сказал он.
Алборов напомнил, что в 60-х годах бедные руды на объекте подвергались "выщелачиванию" с целью вывода из них полезных компонентов.
"Одно из предложений, которое раньше звучало, состояло в том, что эти "хвосты" могут быть переработаны на Мизурской обогатительной фабрике, но это абсолютно бесперспективная идея. Без обогащения, без получения концентратов, этот процесс теряет смысл, и совершенно неоправданными будут большие расходы", - убежден эколог.
Соглашаясь с важностью постоянного мониторинга и проведения ремонтно-восстановительных работ в сооружениях Фиагдонского хвостохранилища, Алборов предлагает альтернативные варианты урегулирования проблемы.
"Самым благоприятным решением этого вопроса была бы прокладка тоннеля в горном массиве с выходом на реку Фиагдон - это первый вариант. А второй вариант заключается в том, что только за счет капитального ремонта тоннеля и систематического контроля его состояния можно разрешить существующую проблему, и в перспективе сделать все для обеспечения экологической безопасности", - заключил он.
Мильдзихов: признание муниципалитета собственником требует времени и средств
Общее состояние стенок тоннеля до того места, где произошло частичное обрушение, является удовлетворительным, отмечает Николай Баскаев, занимавший должность директора Фиагдонской обогатительной фабрики с 1970 по 1980 год. По словам горняка, несколько трещин в тоннеле не представляют опасности. После капитального ремонта сооружение будет служить еще много лет, полагает он.
"Кроме того, следует восстановить дренажную систему – раньше дождевая вода, стекающая с близлежащих склонов, уходила через трубу и после очистки собиралась в специальной емкости суточного хранения. Таким образом, не будет опасности сбора воды непосредственно на площади "хвостохранилища", - сказал Баскаев.
Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", у Фиагдонского "хвостохранилища" отсутствует владелец: балансосодержателя нет, предписания со стороны надзорных и контролирующих органов некому адресовать.
Признание собственником объекта муниципалитета, на территории которого расположен объект, требует времени, пояснил председатель комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Таймураз Мильдзихов.
"Процедура признания бесхозного объекта за администрацией местного самоуправления занимает полтора года. Администрация должна разместить объявление и в течение года ждать, пока кто-нибудь посчитает нужным для себя взять под юрисдикцию этот объект. Если желающих не найдется, то в ведение местной власти этот объект перейдет на правах собственности через полгода. Вместе с тем при достаточно скромных бюджетных возможностях будет крайне непросто содержать такую собственность, особенно с учетом жестких законодательных требований экологической безопасности", - сказал он.
По словам Мильдихова, проектно-сметная документация по организации лотковой системы переброса речной воды и капитальному ремонту тоннеля разработана, и после проведения всех работ можно будет оградить экологию от влияния "хвостохранилища" как минимум на десять лет.
"Там есть два перепада, которые нам нужно учесть, - отметил руководитель экологического ведомства. - Понятно, что это лишь временный вариант решения проблемы, но в любом случае пропускная способность через лотковую систему будет такой же, как сейчас через имеющийся тоннель".
Проведение таких масштабных работ за счет средств республиканского бюджета невозможно, так что следует полагаться на поддержку федерального бюджета за счет вхождения в формируемую программу по ликвидации накопленного экологического ущерба. Для участия в программе необходимо подготовить пакет документов, в том числе технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию. Предварительные встречи с ответственными работниками министерства природных ресурсов России уже состоялись, добавил Мильдихов.
Севостьянов: проблему "хвостохранилища" следует рассматривать в контексте создания туристического кластера
Изучение складывающейся ситуации на месте расположения "хвостохранилища", встречи и консультации с представителями органов власти Северной Осетии и специалистами-экологами позволили обозначить шаги, которые можно осуществить как силами республики, так и на федеральном уровне, отметил начальник департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Николай Севостьянов.
"Минимальные первоначальные действия примет правительство республики, а глобальное вхождение в федеральную программу по устранению накопленного экологического ущерба будет поддержано. Систематизированный и собранный материал является достаточным для того, чтобы доложить обстановку полномочному представителю президента России в Северо-Кавказском федеральном округе и выработать те механизмы и решения, которые нужно принять", - заявил Севостьянов.
По его мнению, решение проблемы Фиагдонского "хвостохранилища" следует рассматривать в контексте задачи по созданию туристического кластера на Северном Кавказе.
"Основа и уклон делается на туристический кластер, и, значит, есть цель – сохранение уникальной среды. На Северный Кавказ привлекаются инвесторы для строительства горнолыжных курортов, и здесь важно решить проблемы утилизации твердых бытовых отходов, проблему накопленного экологического ущерба", - заключил Н. Севостьянов.