ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
С третьей четверти учебного года все школьники Ставропольского края наденут обязательную школьную форму, сообщила региональный министр образования Ирина Кувалдина и выступила с предложением создать негосударственные спецшколы, где бы учились исключительно дети мусульман.
Напомним, 31 октября 2012 года правительством края было принято постановление о требованиях к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в общеобразовательных учреждениях, запрещающее ношение головных уборов. Документ вступил в силу 20 декабря 2012 года. В соответствии с постановлением школьная форма должна соответствовать нормам СанПиНа.
"Самый дорогой комплект форменной одежды стоит около 2600 рублей"
Правительство с помощью постановления регламентировало вид одежды, объяснила в ходе состоявшегося 11 января в региональном правительстве брифинга министр образования Ирина Кувалдина.
Так, повседневная форма для мальчиков состоит из "брюк классического покроя, пиджака или жилета нейтральных цветов (серого или черного) или неярких оттенков синего, темно-зеленого, коричневого цвета и однотонной сорочки сочетающейся цветовой гаммы".
Кроме того, мальчиками позволено носить "аксессуары" - галстук и поясной ремень.
Девочкам повседневно можно носить жакеты, юбки или сарафаны "нейтральных цветов – серого и черного", непрозрачные блузки длиной ниже талии, платье, которое "может быть дополнено белым или черным фартуком, съемным воротником, галстуком". Строго регламентирована длина платьев и юбок: не выше 10 см от верхней границы колена и не ниже середины голени.
Парадная школьная одежда может носиться детьми только в дни проведения праздников и торжественных линеек. Она ничем не отличается от повседневной, кроме как дополнением в виде "белой сорочки" для мальчиков и "белого фартука" для девочек, которые, впрочем, можно носить и ежедневно.
Самый дорогой комплект форменной одежды, по словам Кувалдиной, стоит около 2600 рублей. Малоимущие семьи будут покупать форму по льготной цене или получать бесплатно.
По словам министра, на сегодняшний день со школами работают 20 предприятий, специализирующихся на пошиве одежды для учеников. Среди них как ставропольские фирмы, так и производства из других регионов. При этом родители вправе самостоятельно закупать одежду, соответствующую принятым школой правилам.
"В школах запрещается ношение религиозной одежды и головных уборов"
Постановление о школьной форме содержит также запреты.
По мнению краевого правительства, на детском обучении негативно сказывается ношение пестрой, яркой одежды, так называемые "рваные" джинсы, одежда "с неоднородным окрасом ткани".
Также школьникам запрещается ношение аксессуаров "с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений". Однако в документе не прописывается, какие именно объединения считаются неформальными.
Кроме того, постановление запрещает ношение "религиозной одежды, одежды с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой, головных уборов в помещениях образовательных учреждений".
Юристы-мусульмане из российских регионов заявили о намерении обратиться в Конституционный суд РФ с просьбой проверить постановление правительства Ставропольского края о требованиях к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в общеобразовательных учреждениях на предмет его соответствия Конституции страны.
По мнению разработчиков закона, нововведения "направлены на устранение признаков социального и религиозного различия между обучающимися", помогут более эффективно проводить образовательный процесс, создадут "деловую атмосферу" в школе.
В ходе брифинга 11 января Ирина Кувалдина отметила, что "главное - чтобы дети находились в благоприятной психологической ситуации", цитирует главу регионального министерства образования "Российская газета".
Любой, кто не желает носить школьную форму, может выбрать альтернативный вариант обучения - экстернат или семейное обучение. По словам Кувалдиной, такие дети уже есть, но на данный момент их менее десяти.
Министр при этом уточнила, что в постановлении речь не идет об обязательном приобретении унифицированной для всех учеников школьной формы, а лишь о строгом внешнем виде.
"В негосударственных школах учащимся будет позволено ходить в хиджабе"
Запрет на ношение религиозной одежды уже вызвал негативную реакцию среди мусульманского населения Ставропольского края, так как родители-мусульмане отправляли дочерей в школы в хиджабах.
25 декабря 2012 года на сайте электронных референдумов "Демократор" начался сбор подписей под требованием разрешить девочкам из мусульманских семей носить в школах платки. Проблему № 9700 "Ношение в школах платков девочкам из мусульманских семей" поддержали 6313 человек, "против" высказались 4939. Однако сейчас работа по проблеме "приостановлена в силу многочисленных нарушений пользователями правил пользовательского соглашения". 11 января 2013 года в администрацию президента РФ направлено коллективное обращение граждан, опубликованное в информационной системе "Демократор". Автор обращения Альфия Каримова просит Путина обратить внимание на проблему запрета ношения хиджабов.
В свою очередь Ирина Кувалдина предложила создать мусульманские негосударственные школы, где учащимся будет позволено ходить в хиджабе. По словам министра, в Ставрополье уже есть две православные гимназии, в которых школьники придерживаются требований к одежде, прописанных в христианских канонах.
Как сообщила Кувалдина на брифинге, она уже обратилась в муфтият Ставропольского края с соответствующей инициативной. Однако в муфтияте эту информацию корреспонденту "Кавказского узла" опровергли. Как сообщила пресс-секретарь муфтията Ставропольского края Нурия Садыкова, никаких официальных писем от Кувалдиной к ним не поступало.
Впрочем, саму идею краевого министерства образования о создании отдельных школ для мусульман в муфтияте поддерживают.
"Если речь идет о создании школ, куда бы ортодоксальные мусульмане, которые считают необходимым надевать на дочерей платки, водили своих детей, то тут мы не видим ничего страшного. Впоследствии девочке будет проще, ведь она с ранних лет приучится носить хиджаб. Но что касается закона, то он, конечно, странный. Наоборот, детей нужно мирить и воспитывать в доброй атмосфере. Девочки бы говорили – вот у меня есть подруга мусульманка, вот у меня есть подруга христианка, очень добрый и положительный человек. Ведь нет же разницы, какой ребенок веры", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Садыкова и отметила, что муфтият будет всячески приветствовать появление мусульманских школ в регионе.
Впрочем, отметила Садыкова, говорить о чем-то конкретном пока рано, и "нужно смотреть на новшества в действии".
Кувалдина же заявила, что хоть в данном случае на строительство не положены средства, выделяемые государством на модернизацию системы образования, в том числе на оснащение кабинетов современной техникой, финансирование будет осуществляться как из бюджета, так и с помощью пожертвований.
"Запрет на ношение хиджабов – чудовищное ущемление прав человека"
Эксперты считают, что религиозная атрибутика не имеет отношения к школьной форме. Известный журналист и общественный деятель Максим Шевченко, член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, видит в постановлении нарушение Конституции России.
"Я сторонник единой школьной формы, но запрет на ношение хиджабов – чудовищное ущемление прав человека. Это антиконституционный закон. Хиджаб, платок на голове мусульманки, является атрибутом религиозной принадлежности человека. Государство в свою очередь гарантирует человеку, в том числе ребенку свободу совести. Аргумент "вырастут, сами разберутся" является антиконституционным и уголовно наказуемым, потому что до совершеннолетия ребенок зависит от родителей. Его взгляды и мировоззрение определяет семья", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Шевченко.
Эксперт считает, что необходимо в данном вопросе искать компромисс. "Тема еще не закончена. Да, носить никабы (мусульманский женский головной убор, полностью закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз, – прим. "Кавказского узла") – это слишком, но в хиджабах нет ничего страшного", - считает журналист.
Максим Шевченко также раскритиковал предложение Ирины Кувалдиной создать негосударственные спецшколы, где бы учились исключительно мусульмане.
"Обучение детей в светских школах, в том числе из религиозных семей - обязательная вещь. Платок на голове девочек, готовых при этом носить школьную форму, никому не мешает. Я видел это в английских, американских школах. До начала войны в Сирии мусульманки в платках и христианки с распущенными волосами спокойно сидели вместе. Если дети с рождения знают, что, например, Зульфия – мусульманка, а Маша – христианка, то им проще устанавливать отношения", - уверен Шевченко.
Проблема запрета ношения хиджабов актуальна во всем мире, отметил эксперт Института прав человека, правозащитник Лев Левинсон.
С одной стороны государство обязано обеспечить детей светским образованием, и религиозные атрибуты в государственной школе неуместны, но с другой стороны государство не пресекает православного вмешательства в учебный процесс, подчеркивает правозащитник.
"В данном случае мы сталкиваемся с двойными стандартами, с лукавством. Православные священники ходят в школы, как к себе домой. Государство тянет православие в учебные заведения. Изучаются Закон Божий, обряды. И ношение хиджаба по сравнению с масштабами этого явления является малосущественным моментом. То есть, получается, христианам можно, а мусульманам нет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Левинсон.
Как и Шевченко, Левинсон видит решение проблемы в поиске компромисса.
"Одежда – часть человеческого имиджа, его продолжение. Человек не животное, ему свойственно одеваться. Вводить какой-то стандарт, на мой взгляд, не очень верно, хотя в мире подобная практика существует. Одно дело ввести нормы приличия – например, длину юбки или глубину декольте, нормы поведения, другое дело – запрет на хиджабы, что является нарушением личной свободы", - подытожил Левинсон.
"По Конституции образование в России носит светский характер"
Конституция РФ из-за запрета на ношение хиджабов не нарушается, считает в свою очередь депутат Госдумы от КПРФ Олег Смолин, первый заместитель председателя думского комитета по образованию, член-корреспондент Российской академии образования, президент общества "Знание" России, председатель общероссийского общественного движения "Образование — для всех".
"В той же Конституции говорится, что образование в России носит светский характер. Та же позиция содержится и в законе "Об образовании". Другое дело, как трактовать понятие "светское образование". Я не уверен, что платок определенной формы является свидетельством или нарушением светского характера образования. Еще раз повторяю – это вопрос юридической трактовки", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Смолин.
При этом депутат обратил внимание на другой, более важный, по его мнению, пункт – вступление в силу 1 сентября 2013 года закона "Об образовании", в котором 87-я статья фактически ставит под вопрос принцип существования светского образования в России.
"87-я статья закона "Об образовании" "Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования" фактически отступает от принципов светского образования. Статья предполагает, во-первых, сведение всей духовно-нравственной культуры к религиозной (п.1), во-вторых, предполагает отказ от факультативного принципа преподавания религиозной культуры, заменяя полуобязательным принципом (п.2). В-третьих, статья предполагает, что централизованные конфессии смогут влиять и на содержание духовно-нравственной культуры, и на отбор преподавателей (п.6)", - прокомментировал Смолин.
По мнению депутата, здесь - "более очевидно отступление от принципа светского образования". И поскольку закон уже прошел второе и третье чтения и подписан президентом, поправки внести уже не получится.
"Кавказский узел" ранее представил видеоматериал "Хиджаб в школах и вузах (Дагестан)", в котором жители республики высказали разные мнения по этой теме. Так, студентки и преподавательница местного вуза отметили, что ранее дагестанки не носили хиджаб, и что они также не считают необходимым это делать. Журналистка Надира Исаева указывала, что хиджаб – это восприятие женщиной самой себя, проявление ее убеждений. Адвокат Расул Кадиев отмечал, что сам по себе хиджаб не влияет на безопасность, на учебный процесс и его ношение в школах никак не нарушает права других людей.
Ранее "Кавказский узел" сообщал, что в начале октября 2012 года в прокуратуру обратилось несколько жителей поселка Кара-Тюбе Нефтекумского района Ставропольского края с заявлением, что их дочерей не пускают на уроки в хиджабах. Позже родители еще одной школьницы-мусульманки из хутора Привольный также обратились в прокуратуру с жалобой на то, что их дочь не пускают в школу в хиджабе.
После конфликта в Кара-Тюбе девочки, чьи родители пожаловались в прокуратуру, надели косынки и вернулись в классы. Жители Кара-Тюбе подали в суд иск к школе №12, а прокуратура начала проводить в учебном заведении проверку, по результатам которой к дисциплинарной ответственности были привлечены пять сотрудников школы.
Ирина Кувалдина отметила, что "главное - чтобы дети находились в благоприятной психологической ситуации",-абсурд и притворство,о какой благ.психолог.ситуации можно вести речь,когда запрещают необходимое,отдаёт антитолерантностью,не дальновидная политика,аж противно.
Держись, сестра. Они ухищряются, не чувствуя свою порочность. А кто будет придерживаться истины, будет получать удел у Всевышнего.
В регионе уже есть специализированные исламские учебные заведения. Главое, что в них изучают арабский язык, что позволяет не только демонстрировать принадлежность к исламу, но и полуать глубокое исламское образование. Но если Коран на русском языке более понятен малолетним школьницам, то их родители большие приверженцы обрядовой стороны ислама, чем постижения его сути.
Привидите хоть один пример такого специализированного исламского учебного заведения для девочек в нашем крае? А арабский язык и чтение Корана мы изучаем в мечети,АльхамдулиЛлях. Я, допустим, хочу получить как исламское образование, так и светское, ИншаЛлах...
Эта история с хиджабами коснулась и меня... Ходила с 7 класса девочка в школу в хиджабе, никому не мешала...и никто на её головной убор даже внимания не обращал. Училась отлично, шла на золотую медаль...на знания хиджаб уж точно никак не влиял!!! Надела хиджаб она ещё в 2010 году. К началу 2012 года в её школе хиджаб носили уже 12 учениц. И, альхамдулиЛлях, никто никаких замечаний никому не делал... Но вот осень 2012...все СМИ начали рассказывать об инциденте в школе села Кара-Тюбе, потом последовало постановление о запрете ношения хиджаба в школах Ставропольского края. Девушкам дали доучиться до Нового года, а затем предложили 3 варианта: 1.снять хиджабы и прийти на занятия, 2.перейти на домашнее обучение, 3.найти себе другое учебное заведение. По словам министра образования Ставропольского края - менее 10 учениц обучаются на дому на данный момент,а остальные сняли хиджабы и пришли на занятия. Но на самом деле - это неправда. На сегодняшний день 7 учениц в Степновском районе перешли на домашнее обучение, ещё 3 девочкам пришлось из-зи этого постановления переехать в соседнюю республику и обучаться там. 4 кара-тюбинские ученицы так и не сняли хиджабы и обучаются на дому... А также такие случаи наблюдаются в Советском районе. Принимая данное постановление никто не подумал о нас (об этих самых ученицах). Почему-то все думают, что идею надеть хиджабы навязали нам наши родители. Но поверьте,это не так. Каждая из нас пришла к этому осознанно, без принуждения. Я могу смело заявить, что данное постановление отделило меня от общения с моими сверстниками, от получения полноценного образования.
ИншаЛлах