ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Доклад международной правозащитной организации Freedom House "Свобода в мире-2012", в котором Южная Осетия отнесена к категории "несвободных государств" и получила низкие баллы, не вызвал острой критики официальных властей Южной Осетии. Однако с оценками экспертов этой организации не согласились правозащитники и руководители югоосетинских НПО.
Представители гражданского общества отмечают правдивость результатов международных исследований, но при этом подчеркивают, что отсутствие институтов демократии - следствие 20-летних перманентных конфликтов с Грузией.
Уполномоченный президента Южной Осетии по правам человека Инал Тасоев считает доклад Freedom House необъективным, так как результаты по Южной Осетии явно строились на основе устаревших данных.
"Комментируя доклад международной организации Freedom House "Свобода в мире-2012" и характеристику "несвободное государство", которую получила у его авторов Республика Южная Осетия, хочу отметить следующее: мы приветствуем факт включения Freedom House Южной Осетии в список государств мира как образец осознания новых политических реалий на Южном Кавказе. Республика Южная Осетия является признанным государством, и авторы доклада в полной мере это учли", - заявил Инал Тасоев.
Что касается оценок политических прав и гражданских свобод в республике, то в этом вопросе Freedom House, к сожалению, не проявляет должной объективности, считает омбудсмен.
"Авторы доклада основывают свои суждения либо на устаревшей, либо на несоответствующей действительности информации. К примеру, в докладе отмечается, что свобода вероисповедания в Южной Осетии зачастую ограничивается политическими и военными факторами. В доказательство этому утверждению приводится "факт" наличия в Южной Осетии мифической "мусульманской общины", многие члены которой мигрировали из Северного Кавказа. Аналогичных "фактов", касающихся других вопросов, в докладе множество. В будущем хотелось бы видеть в докладах Freedom House достоверные данные и независимые выводы по Республике Южная Осетия", - сказал Тасоев.
По мнению председателя "Ассоциации женщин за права и демократию" Лиры Козаевой, для югоосетинского общества, которое только начинает выстраивать свои гражданские институты, это болезненный процесс.
Настоящего гражданского общества в Южной Осетии нет, но есть острая необходимость создания институтов демократии, считает Лира Козаева.
"Мы не можем сегодня заняться выстраиванием институтов демократии и наутро проснуться в абсолютно свободном обществе. И у людей большое недоверие к Западу. Мы сейчас пожинаем плоды 20-летнего кризиса. Я пытаюсь работать, чтобы мое общество было таким, каким я его хотела бы видеть. Конечно, есть проблемы, у нас нет политкультуры, общество надо учить и развивать. Это не вина наша, а беда наша", - сказала Козаева.
Проблемы развития общества она видит в затяжном конфликте с Грузией.
"А почему у нас так? Мы выживали с 1989 года, и, извините, нам было не до построения институтов демократии. И если бы те, кто дает нам оценки и ставит низкие показатели 7 и 6 баллов по отсутствию свободы в обществе, в свое время вмешались в происходящее, то сегодня, может быть, наше общество было бы свободнее", - заявила Лира Козаева.
По ее мнению, Freedom House стоило бы обратить внимание на действия Грузии в отношении народа Южной Осетии, совершенные в период с 1989 года по 2008 год включительно. "Сделай Freedom House более тщательный анализ, было бы интересно послушать их окончательные результаты", - сказала Лира Козаева.
Правозащитник Виссарион Асеев в принципе согласился с результатами исследований Freedom House, отметив, что даже не опираясь на данные этой международной исследовательской организации, а руководствуясь положением в республике, можно увидеть, что в Южной Осетии нет свободных СМИ, независимых журналистов и свободы слова.
"Начнем с того, что в Конституции Южной Осетии не прописано право на жизнь, которое является фундаментальным. Во многих демократических странах, в том числе и в России, чьи законы мы копируем, прописано конституционное право на жизнь. Может, в Конституции Саудовской Аравии, рядом с которой по бесправию Южная Осетия и заняла место, и не прописано право на жизнь, согласно законам шариата, но почему у нас этого нет, непонятно", - сказал Асеев.
Правозащитник считает, что югоосетинское общество вполне созрело для создания институтов демократии.
"Нормальная страна может быть создана на основе хорошо развитых институтов гражданского общества. И если в Южной Осетии пока нет развитых институтов демократии, то общество живо и готово к их созданию. Я верю югоосетинскому народу и в его способность создать нормальное государство. И если Freedom House отдало нам 6 баллов по свободе общества, а не все 7, так это только благодаря народу Южной Осетии, который проявил свою волю во время президентских выборов в ноябре 2011 года. Это показатель того, что общество готово к созданию институтов демократии, и стать суверенным государством не в составе Грузии и не в составе России", - констатировал он.
институты демократии насущная необходимость для выживания таких маленьких и небогатых стран как Южная Осетия, будь они выстроены, то не было бы таких печальных последствий не на войне не после неё, а может, и самой войны бы не было. Это нам просто повезло, что интересы России совпали с нашими, а то бы Грузия нас завоевала из-за отсутствия боеспособной армии не созданной, в том числе и потому, что критиковать её и президента считалось предательством. Восстановление провалилось, в том числе и потому, что в парламент после изменения закона о выборах, попали люди, отобранные для защиты и сохранения власти Кокойты в обмен на своё личное обогащение.