14:14 / 23.01.2013В Ингушетии жители частично снесенного дома шесть дней живут на улице

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Семь семей, проживавших в многоквартирном двухэтажном приватизированном доме по ул. Висаитова, 100 в станице Орджоникидзевской Сунженского района Ингушетии, оказались на улице в связи со сносом их жилья. Квартиры, предоставленные по программе переселения из аварийного и ветхого жилья, жильцов не устроили, поскольку они меньше по площади и находятся в другом населенном пункте.

Как рассказали корреспонденту "Кавказского узла" жители частично снесенного дома, несколько лет назад администрация Сунженского района объявила, что семьи, проживающие в домах №№ 100 и 103 по улице Висаитова в станице Орджоникидзевской, попадают под государственную программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. При этом ни акта о признании зданий аварийными, ни каких-либо иных документов власти не предъявили.

В 2010 году представители районной администрации снова посетили жильцов, рассказала жительница дома Марем Бузуртанова. Вопреки сказанному ранее, чиновники заявили, что дом будет отремонтирован в рамках госпрограммы по капитальному ремонту аварийного жилья. Ремонтные работы действительно были произведены в том же году. Однако 3 июня 2012 года жильцам домов №№ 100 и 103 стало известно, что власти планируют переселить их в ближайшее время.

"Мы уже ничего не понимали, так как дом буквально два года назад ремонтировался, - рассказывает Лилия Богатырева. - Более того, жилье, предоставляемое по программе переселения, как выяснилось, находится в другом населенном пункте - селении Яндаре Назрановского района Ингушетии. Нас это сразу не устроило".

Жительницы дома №100 Доухан Имагожева и Залина Албакова также полагали, что им предоставят квартиры в одном из строящихся в станице домов. Женщины провели в Орджоникидзевской всю жизнь, "тут родственники, знакомые, работа". Кроме того, добавляют Имагожева и Албакова, районная администрация утверждала, что при переезде на новое место жительства жильцы могут рассчитывать на увеличение жилплощади на 10 квадратных метров. Однако, вопреки обещаниям чиновников, владельцам приватизированного жилья предоставили квартиры меньше имевшейся площади (в отличие от тех, чье жилье было оформлено по договору социального найма).

"Тем, у кого квартиры были приватизированы, стали предлагать взамен имевшейся "двушки" однокомнатную квартиру. Не учитывалась общая площадь жилья и другие нормы, четко прописанные законом, - в том числе и то, что предоставляемое жилье должно быть в пределах одного населенного пункта", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Иса Коздоев, защищающий интересы жильцов. 

В итоге на переселение согласились лишь жильцы неприватизированных квартир. Семь семей, чье жилье было приватизировано, переезжать в Яндаре отказались.

"Суд запретил снос жилья до устранения спорных вопросов"

26 сентября 2012 года прокуратура Сунженского района согласилась с доводами жильцов, признав действия администрации района незаконными.

В ходе проверки, проведенной надзорным органом, было установлено, что должностные лица районной администрации не предприняли необходимых мер по реализации программных мероприятий. В частности, чиновники не установили порядок и последовательность переселения граждан и не получили письменного согласия жильцов на переселение в другой населенный пункт. По результатам проверки в адрес главы администрации Сунженского района было вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства.

По словам Исы Коздоева, он от имени семи отказавшихся от переезда семей обратился в суд с целью предотвратить снос дома до решения спорных вопросов.

"19 декабря 2012 года Сунженским районным судом Республики Ингушетия вынесено определение о запрете действий о сносе дома, расположенного по адресу: Сунженский муниципальный район, с/п. Орджоникидзевская, ул. Рабочая (Висаитова), 100, до вступления в законную силу решения по гражданскому делу, - рассказал адвокат. - 9 января 2013 года определение Сунженского районного суда о запрете сноса спорных многоквартирных домов было вручены судебным приставам Сунженского отдела службы судебных приставов управления Федеральной службы приставов по Республике Ингушетия на исполнение".

Несмотря на имеющееся решение суда, утром 17 января глава администрации Сунженского муниципального района Ингисхан Мержоев, его заместитель Осман Евлоев и отряд полиции районного ОВД предприняли попытку силовыми методами снести многоквартирный дом с помощью строительной бригады.

Как рассказала корреспонденту "Кавказского узла" одна из жительниц дома, дом был частично снесен техникой. Однако после того как жильцы встали стеной, пытаясь предотвратить снос, рабочие были вынуждены отступить.

Поскольку часть дома разрушена, семь семей на протяжении шести дней проживают на улице, ожидая, когда руководство республики обратит внимание на их судьбу, сообщила бывшая жительница квартиры №4 Макка Абубакарова.

"Мы вынесли мебель, одежду, личные вещи, тут и живем", - говорит женщина.

Представители администрации Сунженского района отказались комментировать ситуацию, заявив, что "конфликт давно урегулирован".

Автор:Карина Гаджиева