05:57 / 24.01.2013ПАСЕ призывает власти Азербайджана выполнять обязательства перед Советом Европы

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) вечером 23 января рассмотрела два доклада по Азербайджану. Доклад о выполнении страной своих обязательств перед Советом Европы, составленный докладчиками Мониторингового комитета ПАСЕ Педро Аграмунтом Фонт де Морой (Испания) и Джозефом Дебоно Грешом (Мальта) и соответствующая резолюция были приняты 196 голосами "за" при 2 "против". Доклад о политзаключенных в Азербайджане, подготовленный германским депутатом Кристофом Штрассером, был отклонен. Его поддержали только 74 депутата при 125 "против".

Дискуссия транслировалась в режиме online на сайте Совета Европы.

Подавляющее большинство депутатов поддержало отчет Аграмунта и Греша, выражая согласие с тем, что несмотря на некоторые подвижки в Азербайджане в области совершенствования законодательства, сохраняются еще серьезные проблемы с правами человека, свободой выражений и собраний.  

По поводу доклада Штрассера высказывались диаметрально противоположные мнения.

Депутаты, поддержавшие Штрассера, в основном представители скандинавских стран, государств Балтии, Бенилюкса, Германии, Италии, особое внимание акцентировали на недопуске его в Азербайджан для выполнения своей миссии.

В частности, депутат из Люксембурга Анна Брассер заявила о неприемлемости непредоставления визы докладчику ПАСЕ для выполнения своей миссии. "Мы приветствуем освобождение части осужденных, но список дополнен новыми заключенными. Аресты людей за свое убеждения недопустимы", - сказала Брассер.

Напомним, в октябре 2011 года докладчик ПАСЕ по политзаключенным Кристофер Штрессер был вынужден отменить запланированный визит в Азербайджан, так как не получил визу. В апреле 2012 года он объявил, что больше не будет пытаться получить азербайджанскую визу после очередного отказа Баку в ее выдаче.

В свою очередь, британский депутат Роберт Вальтер критически оценил доклад Штрассера. "Этот доклад основан на блогах и на отчетах НПО. Я считаю, что это дискредитирует нашу работу. Мы отвергнем доклад Штрассера", - сказал Вальтер.

Сенатор Борис Шпигель из РФ, критикуя доклад Штрассера, заявил, что акцентирование внимания на странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы является политикой двойных стандартов. "До каких пор СЕ будет проводить контроль в этих странах, не обращая внимания на нарушение в западных странах?", - спросил Шпигель.

Другой российский парламентарий Леонид Слуцкий считает, что в случае принятия доклада Штрассера будет создан опасный прецедент признания политзаключенными террористов. Отметим, что в списке Штрассера значились осужденные активисты Исламской партии и другие группы верующих.

По мнению же депутата из Норвегии Лиз Кристоферсен, ПАСЕ не может оставаться безучастным к тревожной ситуации с правами человека в Азербайджане, где по-прежнему ограничиваются свобода собраний, по сфабрикованным обвинениям преследуют журналистов и активистов, они под постоянной угрозой.

Норвежский депутат в качестве примера привела правозащитницу из Нахичеванской автономной республики Малахат Насибову, двое детей которой из-за постоянных угроз перебрались в Норвегию.

"В Нахичевани продолжается запугивание остающейся еще одной дочери Насибовой. Я неоднократно призывала к принятию мер для прекращения подобных вещей в стране - члене Совета Европы. Это ставит под сомнение престиж СЕ", - сказала Кристоферсен.

Шведский депутат Пурбан Лундин заявила об удручающей ситуации с правами человека в Азербайджане. "Я была наблюдателем на выборах в Азербайджане. Меня саму полицейский несколько раз проверял, пока я фотографировала. Если бы не дипломатический паспорт, то меня задержали бы", - уверена парламентарий.

Глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов подверг критике вынесение на обсуждение сразу двух докладов по одной стране, отметив, что этой первый случай в практике СЕ. "Как мы можем проголосовать за доклад Штрассера, когда он представлен очень странно. В его докладе указываются люди, которых вовсе не существует. Мы не против Штрассера, а против доклада. Его доклад подрывает ценности Европы в целом", - сказал Сеидов.

Штрассер: наличие в Азербайджане политзаключенных – это факт

Сам Штрассер, отвечая на упреки, сказал, что его "почему-то не пригласили в Азербайджан, а теперь упрекают, что он не посетил страну".

Напомним, Штрассеру, назначенному на должность докладчика ПАСЕ по политзаключенным еще в марте 2009 года, и ранее отказывали в посещении Азербайджана в этом качестве. В январе 2011 года об отказе выдать визу Штрассеру известил уполномоченный правительства Германии по правам человека Маркус Ленинг, осудивший этот шаг официального Баку. Эту информацию в августе подтвердили власти Азербайджана. Такое решение вызвано желанием депутата посетить Баку в качестве докладчика ПАСЕ по политзаключенным в Азербайджане, пояснил первый секретарь пресс-службы МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев.

"Мне не дали возможности посетить страну, меня обвиняют в субъективности. Мой доклад основан на глубоком исследовании. Мой доклад абсолютно не открывает двери террористам. Мы получали информацию из различных источников. Мы должны работать во имя несправедливо арестованных", - сказал Штрассер.

На состоявшейся после обсуждения пресс-конференции Штрассер не скрывал своего разочарования.

"Моя миссия закончилась сегодняшним голосованием по проекту резолюции. Результаты этого голосования – не только мое поражение, но поражение комитета по правовым вопросам и правам человека ассамблеи, и самой ассамблеи", - заявил Штрассер. 

"Ведь наличие в Азербайджане политзаключенных – это факт. Но многие депутаты выступили против моего доклада", - добавил он.

Особо он отметил заявление докладчика Мониторингового комитета Аграмунта. "Аграмунт заявил, что политзаключенных в Азербайджане освободят. Я не знаю, на чем он основывался", - сказал Штрассер. Он выразил сожаление, что доклад, в котором указаны конкретные имена арестованных журналистов и активистов, не был принят.

Напомним, вечером 22 января на заседании комитета по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ были обсуждены и приняты поправки к докладу Штрассера. Они коснулись уточнения списка политзаключенных, поскольку со времени составления первичного варианта доклада - в июне 2012 года – были освобождены и помилованы ряд заключенных, а один – Вагиф Абдуллаев (зампред Исламской парии) - умер.

Из первоначального списка, в котором были указаны 85 человек, исключено 35 имен и дополнительно внесены фамилии 10 человек, в том числе журналистов Ниджата Алиева, Фарамаза Аллахердиева, Араза Гулиева, правозащитников Гилала МамедоваИльгара РзаеваИльхама Амирасланова и др.

Однако, несмотря на непринятие доклада Штрассера, призыв к властям Азербайджана решить проблемы с политзаключенными содержится в резолюции, принятой на основе доклада Аграмунта и Греша.

В частности, предлагается пересмотреть дела арестованных журналистов и активистов, законность уголовного преследования которых ставилась под сомнение местными и международными правозащитными структурами. При этом рекомендуется использовать все имеющиеся правовые инструменты, чтобы освободить этих заключенных.

Рекомендуется освободить по гуманитарным соображениям политических заключенных, чье состояние здоровья вызывает беспокойство. Кроме того, рекомендуется полная реализация предыдущих резолюций ПАСЕ, касающихся политических заключенных в Азербайджане. Однако в этой резолюции нет поименного списка политзаключенных.

В резолюции, принятой на основе доклада Аграмунта и Греша, ассоциация также рекомендует совершенствование избирательной системы Азербайджана на основе предложений БДИПЧ ОБСЕ и Венецианской комиссии, устранение препятствий в регистрации НПО, облегчить процедуры регистрации международных НПО, обеспечить условия для создания оппозиционной фракции в парламенте.

В резолюции также констатируется нерешенность карабахской проблемы и выражается поддержка урегулированию конфликта на основе резолюций СБ ООН, самой ПАСЕ, ОБСЕ, Европарламента.

В резолюции признано необходимым продолжить мониторинг Азербайджана до полного выполнения принятых страной обязательств перед СЕ.

Глава азербайджанской делегации ПАСЕ Сеидов, комментируя доклад Аграмунта и Греша, сказал, что не согласен с многими его положениями, однако, Азербайджан всегда готов к сотрудничеству с Советом Европы. "Мы никогда не избегали критики, напротив воспринимаем конструктивную критику. Если что-то не отражает реалии Азербайджана, мы опровергаем это фактами", - заявил Сеидов.

В стране есть проблемы с правами человека, но нельзя их политизировать и использовать в качестве давления на Азербайджан, как это пытался делать Штрассер, считает Сеидов. 

В связи с тем, что обсуждения в ПАСЕ завершились поздно вечером, "Кавказский узел" пока не располагает комментариями активистов гражданского общества и экспертов.

Однако ранее находящийся в Страсбурге глава НПО "За права человека", бывший политзаключенный Эйнулла Фатуллаев призвал депутатов снять с обсуждения доклад Штрассера.

Фатуллаев считает, что дискуссия стала бы "раздражающим фактором для властей Азербайджана", что может навредить решению проблемы. По его словам, после последнего помилования в конце прошлого года из списка Штрассера осталось 30 человек, они тоже будут освобождены.

Власти Азербайджана вовсе отвергают наличие в стране политзаключенных,периодические же акты помилования мотивируют соображениями гуманизма.

Отметим, что 26 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о помиловании 87 человек. В список помилованных вошли 13 политических заключенных, в том числе двое ранее признанных Amnesty International "узниками совести" - правозащитник Видади Искендеров и активист партии Народного фронта Азербайджана Шахин Гасанли.

Автор:Фаик Меджид