ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Два экологически опасных объекта, расположенных в Алагирском районе Северной Осетии, включены в проект долгосрочной федеральной целевой программы по ликвидации накопленного экологического ущерба, обусловленного прошлой хозяйственно-экономической деятельностью. Речь идет о "хвостохранилищах" бывших обогатительных фабрик, расположенных в окрестностях поселка Верхний Фиагдон Куртатинского ущелья и недалеко от селения Унал Алагирского ущелья.
Всего на данном этапе в проект федеральной целевой программы по ликвидации накопленного экологического ущерба, обусловленного прошлой хозяйственно-экономической деятельностью включены 50 объектов, расположенных в разных российских регионах. Формированием документа занимается министерство природных ресурсов и экологии России, планируется, что работа над ним завершится в марте текущего года.
Хацаев: "хвостохранилища" в Алагирском районе могут привести к экологической проблеме не только в республике, но и в соседних регионах
Республика включена в указанную целевую федеральную программу по просьбе сенатора Олега Хацаева, представителя органов исполнительной власти Северной Осетии в Совете Федерации, и договоренность об этом была достигнута на встрече сенатора с министром природных ресурсов и экологии России Сергеем Донским.
По словам самого Олега Хацаева, в ноябре 2011 года в ответ на запрос министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания направил заявку, содержащую информацию о пяти объектах экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью, два из них сегодня в критическом состоянии.
"Речь идет о "хвостохранилищах" бывших обогатительных фабрик – Мизурской и Фиагдонской, в которых хранится около 6,5 млн тонн отходов, в том числе и токсичных. Оба объекта располагаются в руслах высокогорных рек. Эксперты считают, что при наступлении очередных сезонных паводков "хвостохранилища" будут размыты, что приведет к экологической проблеме не только в республике, но и в соседних регионах", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Олег Хацаев.
По предварительным данным, озвученным сенатором, для решения обозначенных вопросов будет выделено порядка 700 млн рублей.
Группа экспертов работает над решением проблемы "хвостохранилищ" Мизурской и Фиагдонской обогатительных фабрик
Формированием необходимой проектно-сметной документации по ликвидации аварийной ситуации на двух "хвостохранилищах" занимается комиссия с участием ученых и исследователей Северо-Кавказского горно-металлургического института (СКГМИ) и экологов, сообщил председатель комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Северной Осетии Таймураз Мильдзихов.
При этом он отметил, что при подготовке документов нужно учитывать все возможные риски и умело прогнозировать любое изменение ситуации на экологически опасных объектах.
"Работы по подготовке укрупненных сводно-сметных расчетов практически завершены, в том числе по восстановлению тоннеля на Фиагдонском "хвостохранилище", по отводу воды реки Ханикомдон и укреплению подпорной стенки на Унальском "хвостохранилище", - детализирует суть проведенных работ руководитель предприятия "Севосетингеомониторинг" Александр Карданов.
Заместитель заведующего кафедрой обогащения полезных ископаемых СКГМИ Сергей Евдокимов предлагает перерабатывать так называемые "хвосты" - свое предложение он обосновал тем, что таким образом удастся обеспечить экологическую безопасность в местах их хранения, а также сохранить рабочие места в поселке Мизур.
"Если есть необходимость в обогатительной фабрике, то надо использовать ее мощности для переработки "хвостов", в том числе и Фиагдонских. Вместе с тем следует понимать, что такое производство может быть основано на применении современного оборудования и новых технологий, и это потребует финансовых средств для его приобретения", - говорит ученый.
Его коллега, профессор Алан Лолаев убежден в том, что при разработке любого "хвостохранилища" следует постоянно осуществлять мониторинг состояния объекта – нужна исчерпывающая информация по поводу состояния "хвостохранилища" по мере извлечения и вывоза находящихся там материалов.
"Ведь надо знать, как поведет себя объект. Самое главное заключается в том, что нужно четкое обоснование экологической безопасности – именно на это и должна быть направлена разработанная технология переработки. Надо еще и внимательно изучить вопросы финансирования, сметную документацию, чтобы предусмотреть все возможные ситуации", - отметил ученый.
По всем объектам необходимо осуществить изыскания - в "хвостах" содержится определенное количество металлов и их соединений, поэтому их надо извлечь, указывает Алихан Дзайнуков руководитель Северо-Кавказского отделения Института геологии рудных месторождений, петрографии, минералогии и геохимии РАН.
"Надо учитывать то обстоятельство, что технология обогащения с годами менялась, поэтому по какой-то определенной технологии вопросы переработки невозможно решить. С этой точки зрения напрашивается вывод, что нужны дополнительные исследования состава "хвостов". Это касается в том числе и отвалов завода "Электроцинк", которые находятся за территорией завода", - отметил Дзайнуков.
Николай Баскаев, занимавший должность директора Фиагдонской обогатительной фабрики с 1970 по 1980 годы, является сторонником восстановления тоннеля на Фиагдонском "хвостохранилище".
"Надо разобраться также с состоянием дренажной системы, чтобы отводить дождевые воды, восстановить старую дорогу, а по дороге, проложенной по телу "хвостов", запретить проезд, так как это опасно и разрушает слой грунта, накрывающий "хвосты". Прежде всего необходимо устранить угрозу дальнейшего разрушения тоннеля и вынос "хвостов" в реку Фиагдон, а потом решать, что дальше делать с ними", - заявляет Николай Баскаев.
Он также считает, что в перспективе следует продумать вопросы отвода шахтных вод, чтобы они не сбрасывались в горную реку.
Фиагдонское "хвостохранилище" было создано в 1971 году для хранения отходов Фиагдонской обогатительной фабрики - обратив внимание на это обстоятельство, эксперты, вошедшие в состав комиссии, считают необходимым получить имеющиеся по "хвостохранилищу" старые проекты строительства, а также другие сохранившиеся более чем за 40 лет документы. Это, отмечают эксперты, в частности, позволит получить информацию, необходимую для разрешения проблемы и снижения ущерба для экологии, тем более, что речь идет об объектах, которые расположены в живописных горных ущельях, неизменно привлекающих внимание туристов и отдыхающих.
По мнению специалистов природоохранных ведомств, на первоначальном этапе реализации федеральной программы задача заключается в том, чтобы исключить попадание токсичных материалов в бассейны рек. Возле Фиагдонского "хвостохранилища" протекает река Ханикомдон, впадающая затем в Фиагдон, а возле Унальского - река Ардон. Обе реки берут начало в горах и характеризуются бурным течением.
Как сообщал "Кавказский узел", ранее члены Общественной палаты Республики Северная Осетия - Алания призвали депутатов парламента обратить внимание на существующие в республике проблемы экологии. В частности, особую обеспокоенность специалистов вызывает так называемое Фиагдонское "хвостохранилище", серьезно загрязняющее окружающую среду и требующее срочных мер по исправлению ситуации.
Как баранов надурили наших предков и их потомки должны теперь расхлебывать всю эту гадость. А ненасытные дебилы никак не выводятся из руководства Осетии и защищают Электроцинк и хотят еще в Алагире строить цементный завод...Какие матери их породили, какие отцы воспитали этих мамлюков?