19:10 / 19.02.2013В Азербайджане участники акций протеста заявляют о конфискации имущества их родных и знакомых

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Азербайджане судебные приставы-исполнители приступили к реализации судебных решений о взыскании с активистов молодежных организаций административных штрафов за участие в акции протеста против небоевых потерь в армии. При этом приставы, в том числе конфискуют имущество родственников и друзей оштрафованных, утверждают участники акций.

Как сообщал "Кавказский узел", 12 января в центре Баку полиция пыталась воспрепятствовать проходящей акции протеста против небоевых потерь в национальной армии. Около 40 участников акции были доставлены в Сабаильское и Насиминское районные управления полиции города. 14 января Сабаильский и Насиминский районные суды Баку в административном порядке оштрафовали участников акции на суммы от 300 до 600 манатов (примерно от 340 до 680 долларов).

"Большая часть средств была собрана мелочью"

Решения судов вызвали протест среди активистов гражданского общества и пользователей социальных сетей из-за "неадекватно высоких размеров штрафов".

В Facebook был начат сбор средств на странице под названием: "В поддержку оштрафованных за участие в акции "Положить конец солдатским смертям". Акция проходила под лозунгом: "Правосудие на 5 гяпиков" и девизом: "Скиньтесь во имя правосудия".

Как сообщила корреспонденту "Кавказского узла" координатор кампании в Facebook, член правления молодежной организации "Позитивные перемены" Нармин Рагимли, всего было собрано 13 тысяч 600 манатов (около 17 400 долларов), то есть больше, чем требовалось для оплаты штрафов.

По ее словам, большая часть средств была собрана мелочью.

"В этом был особый смысл – показать мелочность правосудия и государства, взимающей крупные штрафы у молодых людей, большинство которых, имея высшее образование, не имеют работы", - сказала активистка.

По ее словам, всего были оплачены штрафы 24 активистов, хотя было оштрафовано 29 человек.

Пятеро молодых людей - Тургут Гамбар, Рашад Гасанов (оба из молодежного движения NİDA ("Возглас"), Ульви Гасанли (глава организации "Свободная молодежь"), Турал Аббаслы (глава молодежной организации партии "Мусават") и Абульфаз Гурбанлы (глава молодежного комитета партии Народного фронта Азербайджана) заявили, что принципиально отказываются от уплаты штрафов, считая эти решения незаконными.

Кроме того, они хотят обратить внимание международного сообщества на установление в конце прошлого года в Азербайджане крупных штрафов за нарушение правил митингов, не адекватных показателям минимальной и средней зарплаты в стране.

"Поэтому всю оставшуюся сумму 3200 манатов (около 4100 долларов) раздали семьям четырех раненых или погибших солдат, поскольку акция проводилась в знак протеста против небоевых потерь в армии", - сказала Рагимли.

"Это не мое имущество, оно принадлежит моим родителям"

Между тем сегодня судебные приставы пришли для описи имущества на квартиру лидера партии "Мусават" Исы Гамбара, сыном которого (Тургут Гамбар) является один из оштрафованных.

Судоисполнители провели опись имущества.  При этом, по словам Гамбара, квартира принадлежит ему и его сын даже не был прописан по этому адресу.

Тем не менее, в перечень имущества, пригодного для конфискации, были внесены два телевизора, ноутбук, музыкальный центр, кондиционер, люстра и ковер, сообщил представитель партии "Мусават".

Эту информацию подтвердил Тургут Гамбар. "Это незаконно. Это не мое имущество, оно принадлежит моим родителям. Этими методами властям не подавить политическую активность молодежи в преддверии президентских выборов", - сказал Тургут Гамбар.

При этом он сообщил, что судоисполнители объединили в одно производство два штрафа – за участие в митинге 12 января на сумму 500 манатов (около 640 долларов) и 26 января (проводилась в защиту жителей Исмаиллинского района. – Прим. "Кавказского узла") на 2500 манатов (около 3200 долларов).

Как утверждает Тургут Гамбар, по закону у него еще оставалось шесть дней до исполнения решения по второму делу.

 Ранее судоисполнители провели опись имущества в квартире другого оштрафованного, Аббаслы. А 19 февраля были изъяты два ковра из квартиры еще одного оштрафованного - Гурбанлы.

Глава молодежного объединения "Свободная молодежь" Ульви Гасанли был остановлен на улице и доставлен в суд, где у него отобрали ноутбук и мобильный телефон.

Молодые люди заявили, что не намерены платить штрафы. "Мы не будем платить штрафы. Они думали, что поднимут размеры штрафов и запугают нас. Но не получилось", - сказал Гурбанлы.

Его точку зрения поддержал другой оштрафованный участник акции. "Такими методами им не сломить нашу волю", - заявил Аббаслы.

Спешка, с которой приставы реализуют решения суда, еще раз доказывает, что активистов преследуют по политическим мотивам, отметил Ульви Гасанли

"Они так торопились, что отобрали у меня мобильный телефон, который принадлежит моему другу. А ноутбук был предоставлен мне временно одной международной организацией в рамках проекта содействия гражданскому обществу", - сказал Гасанли.

"Политическая мотивировка дел против активистов очевидна"

Гасанов, Аббаслы и Гасанли были оштрафованы на 600 манатов (около 760 долларов), Гурбанлы и Гамбар на 500 манатов (около 640 долларов).

О несправедливости и необоснованности крупных судебных штрафов в отношении активистов, с учетом социального положения и уровня доходов населения, заявил глава "Общества правового просвещения" Интигам Алиев.

Он координирует защиту прав активистов, арестованных за участие в протестных акциях. По его словам, "власти специально применяют финансовые санкции, потому что аресты уже не дают эффекта".

Описывать и выносить на продажу имущество родителей, братьев, прочих родственников, друзей, знакомых оштрафованных нельзя, считает Интигам Алиев.

"К примеру, у Ульви Гасанли отобрали компьютер, который был предоставлен ему во временное пользование международной организацией, а мобильный телефон принадлежал его другу", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Интигам Алиев.

По его словам, за неисполнение судебного решения полагается административный штраф в виде 500 манатов (около 640 долларов) или 10 суток ареста. Или же согласно статье 306 УК штраф от 100 до 3000 манатов (от 125 до 3800 долларов), общественные работы от 160 до 240 часов, или 2 года исправительных работ, или до трех лет лишения свободы.

"Причем уголовное наказание применяется, если лицо повторно отказался от исполнения административного наказания. Но повторно требовать с активистов штрафов за не уплаченные предыдущие штрафы нелогично. Норма же об общественных работах фактически не действует, потому что нет перечня этих работ. С другой стороны, привлечение такого количества людей к уголовной ответственности для власти создаст большие проблемы, поскольку вызовет большой международных резонанс. Это не только привлечет внимание к не адекватному размеру штрафов, но и дискриминации граждан в вопросах исполнения судебных решений", - сказал Алиев.

Многие граждане, по его словам, годами не могут дождаться исполнения судебных решений, и по 50 таким жалобам уже приняты решения Европейского суда по правам человека. Тогда как в отношении активистов судебные решения были сразу нацелены на исполнение.

"Политическая мотивировка дел против активистов очевидна", - резюмировал юрист-правозащитник.

В отделах исполнения судебных решения Сабаильского и Насиминского районов Баку отказались от комментариев, сославшись на отсутствие полномочий делать заявления для прессы. В МВД Азербайджана ранее заявили, что акция была пресечена в виду несогласованного характера, а дела нарушителей закона переданы в суды.

Напомним, что поводом для акции протеста 12 января послужила смерть рядового Джейхуна Губадова, призванного на службу три месяца назад. Джейхун Губадов скончался в Дашкесанском районе 7 января. Родные солдата подвергли сомнениям результаты экспертизы, согласно которым Губадов умер от сердечной недостаточности. Появившиеся в СМИ фото умершего солдата вызвали возмущение в азербайджанском обществе.

Отметим, что в связи со смертью Джейхуна Губадова военная прокуратура Азербайджана возбудила уголовное дело по статье 342.2 УК (халатность во время службы, приведшая к тяжелым последствиям). Министерство обороны проводит собственное расследование и уже приняло решение о наказании в дисциплинарном порядке группы офицеров различного уровня.

Автор:Фаик Меджид