ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Экс-кандидат в президенты Армении Раффи Ованнисян должен четко сформулировать и задокументировать свои требования, пока же его цели до конца не ясны, отмечает специалист Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян. Серж Саргсян должен передать власть законно избранному президенту, сформулировал главное требование Раффи Ованнисяна пресс-секретарь "Наследия" Овсеп Хуршудян.
Как сообщал "Кавказский узел", 18 февраля в Армении прошло голосование на выборах президента. По данным ЦИК, победу на президентских выборах в первом туре одержал действующий президент Серж Саргсян. По итоговым подсчетам, за Саргсяна отдали свои голоса 861 373 избирателя или 58,64%.
Еще до объявления итогов выборов с их результатами не согласился экс-кандидат в президенты, лидер партии "Наследие", бывший министр иностранных дел Раффи Ованнисян. За него, по данным ЦИК, проголосовали 539 693 человека или 36,75%. Экс-кандидат и его сторонники не признают результатов выборов, заявляя, что итоги голосования были сфальсифицированы.
Ширинян: Ованнисян пытается вместе с народом изменить ситуацию в стране
Раффи Ованнисян не обязан никому раскрывать все свои ходы, считает политолог Левон Ширинян.
"Главное – результат. Просто мы привыкли к определенной форме борьбы, принятой на пространстве СНГ, поэтому многим позиция Ованнисяна непонятна. А он – человек, получивший американское образование, что диктует другие методы борьбы, непривычные для нас", - считает Ширинян.
Тактику Раффи Ованнисяна Ширинян назвал "тактикой Ганди", борьбой с властью мирными средствами. По его мнению, Ованнисян пытается вместе с народом изменить ситуацию в стране.
Также политолог утверждает, что пока эта борьба ведется в рамках закона.
"Если Раффи Ованнисян пойдет той же протестной дорогой, которая была до него, к которой народ уже привык, то ничего не добьется. Но я думаю, он найдет особую стратегию для поддержания духа народа. В то же время я уверен, что своими действиями он не пойдет на конфронтацию", - заверяет политолог.
Борьба Раффи Ованнисяна не похожа на западную или восточную, считает Левон Ширинян.
"Это борьба имеет черты армянской политической культуры, забытой нами когда-то, и в интересах нации", - отметил политолог.
Меграбян: власти Армении не понимают, чего хочет Ованнисян
Другой точки зрения придерживается специалист Армянского центра политических и международных исследований Рубен Меграбян.
По его словам, действия Раффи Ованнисяна на политической арене "не имеют ни формы, ни содержания"'.
"То, что сейчас делает Раффи Ованнисян, конечно, впечатляет. "Бареволюшн" (22 февраля Ованнисян объявил в стране "революцию приветствий", "бареволюшн", от слова "барев" – привет, арм. – Прим. "Кавказского узла") пользуется среди граждан широкой популярностью. Но она пока не приобрела политического содержания и политической формы", - отметил Меграбян.
Он считает, что после митингов, проведенных Ованнисяном, не принята резолюция, в которой по пунктам изложена оценка ситуации, нет четких требований, вплоть до документально оформленного отрицания результатов выборов.
"Не совсем ясно, чего требует Раффи Ованнисян и его сторонники - второго тура, перевыборов или просто власти. Все это неизвестно. Разговоры ведутся обо всем, но это должно быть задокументировано", - уверен Рубен Меграбян.
Меграбян считает, что власти Армении также не понимают, чего хочет Ованнисян. "Власть знает четко одно – то, что отдавать власть не собирается", - отметил сотрудник Армянского центра политических и международных исследований.
По его мнению, пришел момент, когда народ уже требует определенной ясности. "Это хорошо, что подняли волну протеста, проводят митинги, приветствуют друг друга, но дальше-то что? Если не будет внесена ясность, то люди могут разойтись. Ведь сколько можно здороваться?" - говорит Рубен Меграбян.
Сотрудник Центра считает, что "революция приветствий" воодушевляет людей, что они "соскучились по доброму слову, в котором нет цинизма, желчи и злобы".
"Вдруг откуда-то добрый человек пришел и здоровается со всеми, это радует их, но все-таки это политика, и все это должно быть политически оформлено с политическим содержанием, только тогда можно говорить о политическом результате", - заявил Рубен Меграбян.
Поствыборные процессы в Армении завершены, действия экс-кандидата Раффи Ованнисяна к серьезным изменениям на политической арене не приведут, привел свою точку зрения заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян. По его словам, остается непонятной политическая целесообразность встречи Раффи Ованнисяна с действующим президентом Сержем Саргсяном.
Хуршудян: Ованнисян четко говорит о своей стратегии
Серж Саргсян должен передать власть законно избранному президенту, в свою очередь сформулировал главное требование Ованнисяна пресс-секретарь фракции "Наследие" Овсеп Хуршудян.
Он также отметил, что Раффи Ованнисян четко говорит о своей стратегии, которая содержит в себе такие тезисы, как "распространение революционной волны по регионам Армении", "подготовка подачи иска в Конституционный суд с протестом по результатам выборов", а также "де-факто смена власти во всех регионах".
Хуршудян также добавил, что существуют определенные шаги, которые не время озвучивать и раскрывать.
"Бареволюшн" быстрыми темпами распространяется по всей Армении, считает Овсеп Хуршудян.
Он отметил, что Раффи Ованнисян намерен ее продолжить, "распространяя дух новой революции, которая приведет к законной власти, избранной народом".
На армянскую демократию акция Раффи Ованнисяна повлияет положительным образом, привел свою точку зрения научный сотрудник Института Кавказа Грант Микаелян.
"Бареволюция" постепенно затихнет, в ней нет необходимого пассионарного заряда, в том числе отрицательной энергии. Да, власти не очень-то и доверяют, но желание и готовность бежать на баррикады сейчас очень низкая, даже у самого Раффи Ованнисяна, а без этого протест постепенно прекратится, если, не дай Бог, не будет крови", - считает Микаэлян.
Барсегян: Ованнисян цивилизованно договаривается с силовыми структурами
Раффи Ованнисян в ходе прошедшего 24 февраля митинга не произнес "ни единой содержательной речи", отметил на своей странице в социальной сети Facebook житель Армении Карен Товмасян.
"Он, что, не уважает тех, кто пришел на его митинг? Высказал бы хоть одно мнение, с которым я был бы не согласен, но намного бы зауважал, чем сейчас", - написал Карен Товмасян.
24 февраля в Ереване Раффи Ованнисян организовал несанкционированный митинг, проведение которого полиция Армении объявила незаконным, однако позволила ему обратиться к его сторонникам. На митинге присутствовали порядка трех тысяч человек, намного меньше, чем во время предыдущих акций.
По мнению жителя Еревана Давида Саркисяна, очень скоро акции Ованнисяна прекратятся.
"Публика мирная, безоружная, и власти, наверняка, учтут опыт "1 марта" и предпримут всё, чтобы оружия не было, а без оружия никто на баррикады не пойдёт. Сами революционеры устали от дежурных фраз, читают по бумажке - явно нечего сказать. Про олигархов уже сто раз повторили, про закон и порядок – тоже. Что дальше? Никто в них не стреляет, полиция, наоборот, охраняет. Как-то неубедительно всё это уже смотрится. Даже кулаки как-то так по дежурному выкидывают, как будто бы начитались инструкции "как делать революцию", - заметил Давид Саркисян.
Другой житель Еревана Карен Тавадян уверен, что действующая власть проиграла. "Нынешние сторонники Сержа Саргсяна будут защищать новую власть. В оппозицию перейдут лишь сливки из их числа, и это будет лучшая оппозиция за всю историю Армении", - отметил он.
Попытался проанализировать сложившуюся в Армении поствыборную ситуацию блогер Эдгар Барсегян.
"Мы имеем довольно симпатичную картинку. Раффи, не боясь потери энтузиазма среди пришедших, не боясь погасить страсти, не идет на поводу у радикалов и достаточно цивилизованно договаривается с силовыми структурами. Которые, кстати, тоже довольно-таки "нежны" в своих общениях с оппозицией", - написал в своем "Живом журнале" Эдгар Барсегян.
По его мнению, некоторые не понимают логики предыдущих заявлений Ованнисяна.
"Однако лично мне очень нравится, что все идет по пути наименьшего накала, следовательно, наименьшей возможности создать ситуацию, в которой станут неизбежны столкновения. С другой стороны мне нравится, что этим самым шагом также нейтрализуются самые экстремальные элементы и на политической сцене площади Свободы, и среди самих зрителей. Даже наоборот, сам призывает к спокойствию и довольно резко. Как, например, в момент, когда толпа пыталась освистать полицейского чиновника, поднявшегося на сцену для беседы с Раффи", - говорится в записи в ЖЖ Эдгара Барсегяна.