ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане осужденный на 4,5 года лишения свободы журналист Фарамаз Аллахвердиев начал голодовку, зашив себе рот. Журналист проводит голодовку в знак протеста против отклонения его ходатайства о проведении при рассмотрении его апелляционной жалобы повторного судебного следствия, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Фариз Намазлы, посетивший 7 марта Аллахвердиева в Бакинском СИЗО N1 в поселке Кюрдаханы.
Как сообщал "Кавказский узел", Фарамаз Аллахвердиев был арестован 18 апреля 2012 года и 23 августа 2012 года был признан виновным в призывах к массовым беспорядкам и незаконном переходе госграницы и приговорен к 4,5 года лишения свободы в колонии строгого режима. Журналист отверг предъявленные обвинения и заявил, что его преследуют за опубликованные статьи, в которых расследовал факты коррупции в высших эшелонах власти.
30 октября Бакинский апелляционный суд на предварительном судебном рассмотрении отклонил ходатайство журналиста о проведении повторного судебного следствия. Аллахвердиев подал жалобу на это решение в Верховный суд. Однако 19 февраля Верховный суд отклонил его жалобу. На 15 марта в Бакинском апелляционном суде назначено рассмотрение жалобы Аллахвердиева без проведения повторного судебного следствия.
В знак протеста журналист 5 марта объявил голодовку.
По словам адвоката Фариза Намазлы, Аллахвердиев в СИЗО зашил себе рот, но не плотно. Он не может принимать пищу, но имеет возможность пить жидкость, хотя это удается делать с трудом. Говорит Аллахвердиев также с трудом и едва разборчиво. "Фарамаз Аллахвердиев выглядел бледным и вялым, но сказал, что в состоянии продолжать голодовку и серьезных проблем со здоровьем не испытывает", - сказал Намазлы.
На вопрос, подвергается ли Аллахвердиев давлению со стороны администрации СИЗО из-за своей акции протеста, адвокат ответил отрицательно. "На какое-либо давление, условия содержания и обращение с ним Аллахвердиев не жаловался. У него проблем с администрацией СИЗО нет. Он протестует против судебных решений", - подчеркнул Намазлы.
Намазлы пояснил, что журналист намерен продолжать акцию по меньшей мере до 15 марта – дня рассмотрения его дела в Бакинском апелляционном суде.
Намазлы сказал, что пока не может что-либо говорить от имени подзащитного насчет его возможного участия в процессе, и в преддверии суда он еще раз встретится с ним.
Адвокат затруднился однозначно оценить, насколько эффективна акция голодовки с точки зрения достижения осужденным своей цели.
"С одной стороны прецедентов в Азербайджане еще не было, чтобы голодовкой заключенные могли бы добиваться от властей выполнения своих требований. С другой стороны голодовка – это шаг отчаяния, и она позволяет обращать внимание местной и международной демократической общественности на несправедливость в отношении заключенного", - сказал Намазлы.
При этом он напомнил, что Аллахвердиев в период своего ареста в 2007 году также прибегал к проведению голодовок и также зашивал себе в рот. Тем самым он привлек внимание к своей проблеме международных правозащитных организаций, признавших его политзаключенным. В конечном итоге он досрочно вышел на свободу по президентскому распоряжению о помиловании, сказал адвокат.
Напомним, в январе 2007 года Аллахвердиев был приговорен к 2,5 года тюремного заключения по статьям "Клевета" и "Оскорбление". Однако в декабре того же года Аллахвердиев был помилован. В 2009 году Аллахвердиев был осужден на три месяца лишения свободы по статьям 148 (оскорбление) и 147.2 (клевета о совершении тяжкого преступления). В январе 2010 года Фарамаз Аллахвердиев вышел на свободу в связи с окончанием срока наказания.
Адвокат также заявил о несостоятельности инкриминируемых Аллахвердиеву обвинений.
"Фарамазу Аллахвердиеву приписывают высказывания, сделанные в социальной сети Facebook под псевдонимом "Эльчин Ильгароглу". В частности, журналисту инкриминируют запись, сделанную после беспорядков 1 марта 2012 года в городе Губа: "Может, то же самое и нам сделать в Шувелане (элитный пригородный поселок Баку на берегу Каспия, где расположены виллы состоятельных людей Азербайджана, в том числе высокопоставленных чиновников. - Прим. "Кавказского узла")… Спички и керосин беру на себя". Но, во-первых, Аллахвердиев отрицает, что это он писал. Во-вторых, если даже это было бы написано им, то подобные высказывания неправильно интерпретировать как "призыв к беспорядкам". В этом был сарказм. Судя по комментариям пользователей под этой записью, никто это всерьез не воспринял и реагировал с юмором и шутками", - сказал адвокат.
На его взгляд, указанную запись никак нельзя рассматривать как "призыв к беспорядкам". "В ней не указано место встречи, конкретные объекты, на которые следует совершать нападения. В этом нет состава преступления", - заметил адвокат.
Что касается обвинения в незаконном переходе турецкой границы и проживания там с ноября 2010 года по октябрь 2011 года, то Аллахвердиев сам ранее сказал, что он не был в Турции, а в указанный период неоднократно пересекал иранскую границу для посещения Нахичеванской Автономной Республики (НАР), откуда он родом.
"Это обвинение построено на показаниях одного свидетеля, который утверждает, что Аллахвердиев якобы звонил ему из Турции. Но следствие не запрашивало информацию у пограничной службы – действительно ли Аллахвердиев пересекал границу Азербайджана и Турции в указанный период", - подчеркнул адвокат.
Как сообщил Намазлы, Аллахвердиев считает, что истинной причиной его преследования стали размещенные им в Facebook материалы "Судьба азербайджанской нефти, отгружаемой в Италию" и "Куда идут сосны, импортируемые из России?", в которых он расследовал факты коррупции в высших эшелонах власти.
Независимый эксперт в области уголовного права, адвокат Асабали Мустафаев также считает неправомерным привлекать граждан к ответственности за высказывания в Интернете.
"Нельзя привлекать граждан к уголовной ответственности за выражения в Интернете. Даже призыв к участию в акции протеста не может считаться основанием для наказания граждан. Если прямой призыв к чему-то не повлек конкретных противоправных деяний, никто не может быть привлечен к ответственности за это. Вообще, если человек даже выступает с конкретными угрозами физического насилия, то это все равно не считается преступлением, если не совершено конкретное деяние", - сказал Мустафаев.
Он сомневается, что в связи с голодовкой требование Аллахвердиева о проведении повторного судебного следствия будет удовлетворено. "Однако это может способствовать повышению внимания местных и международных организаций к делу Аллахвердиева", - считает адвокат.
Глава Клуба прав человека (КПЧ) Расул Джафаров считает, что в Азербайджане нет практики, когда голодовка имеет положительные результаты в решении тех или иных проблем.
"Правда, многое зависит от продолжительности акции и настойчивости голодающих. У нас прецедент, когда в конце декабря 2005 года – начале 2006 года проводили голодовку двое ребят из организации "Новая мысль" Туран Алиев и Намик Фейзиев. Они протестовали против исключения их из вузов за участие в митингах оппозиции. В знак солидарности с ними в голодовке участвовал ныне правозащитник, а в то время глава молодежной организации "Мягам" (Момент) Эмин Гусейнов. Вот эти молодые ребята голодали от 18 до 20 дней", - сказал Расул Джафаров.
Акция студентов не сразу привлекла внимание, напомнил глава Клуба прав человека.
"По мере ухудшения состояния здоровья к ним стали приходить иностранные дипломаты, омбудсмен, депутаты парламента, главврач бакинской станции "скорой помощи". Сколько их ни уговаривали, они были непреклонны. Их в бессознательном состоянии госпитализировали и еще несколько дней приводили в нормальное состояние. Акция частично достигла цели. Студентов восстановили на учебу, но на один курс ниже", - сказал Джафаров.
В отделе по общественным связям Пенитенциарной службы Азербайджана не подтвердили факт проведения Аллахвердиевым в СИЗО голодовки. В ведомстве сказали, что перед голодовкой заключенный должен официально уведомить об этом начальство пенитенциарного учреждения. По данным Пенитенциарной службы, Аллахвердиев с таким заявлением не обращался.
Ранее адвокат Намазлы сообщал, что Аллахвердиев настаивает на проведении повторного судебного следствия с учетом того, что в период следствия он вообще был лишен адвоката, а во время суда его защищали два адвоката по назначению, от услуг одного из которых он отказался. "Но, к сожалению, апелляционный суд не удовлетворил ходатайство защиты, и мы подали жалобу в Верховный суд", - пояснил Фариз Намазлы.
О своем желании начать голодовку Фарамаз Аллахвердиев также заявлял в августе 2012 года. При этом в отделе по связям с общественностью Пенитенциарной службы Азербайджана не подтвердили информацию о голодовке Аллахвердиева.