ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Территории крупнейших парков Грузии стремительно уменьшаются, говорится в исследовании экологической неправительственной организации "Безопасное пространство". Для изменения ситуации экологи предлагают создать карту рекреационных зон и провести правовой анализ распоряжений представителей местных властей о передаче земель.
Особую обеспокоенность вызывают у экологов парки в Тбилиси
В рамках урбанистического и правового анализа НПО "Безопасное пространство", презентация которого прошла 2 февраля, было выявлено, что в четырех рекреационных зонах в Тбилиси – в парках Мзиури, Вера, Ваке и лесопарке Дигоми за 10 лет резко сократилась площадь так называемой неподеленной территории (то есть, той территории, которая остается в собственности мэрии города и числится именно как рекреационная зона, а не территория, предназначенная для хозяйственных нужд).
В частности, в парке Вера в Тбилиси неподеленная территория сократилась с 55 000 квадратных метров до 39 843 (что составляет 72,44% по сравнению с 2002 годом), в парке Ваке - с 464 174 квадратных метров до 308 835 квадратных метров (65%), в парке Мзиури-Зоопарк - с 528 000 до 37 000 квадратных метров (71%).
Особая история произошла с Дигомским лесопарком, где площадь неподеленной территории увеличилась. Как рассказывается в докладе НПО "Безопасное пространство", в 1999 году 17,9 га из 20,5 га общей площади Дигомского лесопарка были переданы в пользование обществу с ограниченной ответственностью "Сани". Эта компания в свою очередь разделила полученную территорию между 50 владельцами. Однако, как выяснили экологи, ООО "Сани" не обладала никакими документами о собственности на землю, поскольку не покупала ее. Это дало экологам возможность начать кампанию по восстановлению лесопарка.
"В результате многолетней кампании адвокатирования - привлечения внимания общественности публикациями в СМИ - нам удалось с 2003 года по 2012 год вернуть в собственность государству 38% территории Дигомского лесопарка, что составляет 7,6 гектара", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" руководитель НПО "Безопасное пространство" Анна Габриадзе.
"Ни одного выступления НПОшников, журналистов, гражданских активистов… не было в защиту самого крупного зеленого острова в центре столицы! … Чуть раньше был уничтожен парк Мзиури. То, что там строится - на ваш вкус. … никому не может нравиться однообразное засилие дешевых стекляшек в городе… Тем более в красивом, эстетически выдержанном городе", - пишет блогер.
Несмотря на достигнутый успех, "Безопасное пространство" считает преждевременным радоваться, поскольку нет никакой уверенности, что эти земли не отойдут снова в пользование частным лицам.
Схожая ситуация сложилась и в парке Ваке, где мэрия Тбилиси выдавала разрешения на использование территорий частным предприятиям и индивидуальным лицам. Например, в 1998 году частное предприятие "Ивета Павлиашвили Варази" получило в пользование земельный участок возле Черепашьего озера. В 2002 году на этом месте решили строить посольство Украины, но взамен "Ивета Павлиашвили Варази" получило право на использование земельного участка в том же парке Ваке. Еще один участок площадью в 71 квадратный метр был отведен под строительство международного центра культуры и торговли Moon Globe (Лунный глобус), учредителями которого стали Тбилисская мэрия и мэрия Лондонского района Ислингтон. В общей сложности к 2012 году около 12 участков парка Ваке были переданы в пользование юридическим и частным лицам.
Интересно, как отмечают экологи, оказалась поделена территория парка Вера в центре города Тбилиси. Здесь большинство участков различной площади принадлежит мэрии столицы Грузии. На этих участках мэрия обустроила различные скверы или спортивные сооружения общественного пользования. Один из таких участков площадью 3 795 квадратных метров отдан в пользование городскому спортивному залу. Часть участков, впрочем, находится и в частном пользовании. Например, участок площадью 3 576 квадратных метров отдан в пользование "Фонду развития старого Тбилиси", на другом участке в 1100 квадратных метров построены многоэтажные жилые здания, 2 339 квадратных метров занял спорткомплекс "Шахматный клуб", участок площадью 532 квадратных метра принадлежит государству, но на нем расположены частные строения.
Казалось бы, большая часть Ваке и Вера сохранились неподеленными, однако, как указывает Анна Габриадзе, территорию этих парков вообще нельзя было отдавать под застройку.
"Парки Ваке и Вера имеют статус памятников, поэтому ни о какой продаже их территорий не может быть и речи", - подчеркивает Анна Габриадзе.
Наибольший урон за три года, как указывают экологи, был нанесен единой территории парка Мзиури и Тбилисского зоопарка. Зеленая зона в этом районе сократилась до 7 процентов. Причиной такого сокращения стала скоростная автомобильная трасса, прошедшая посреди зеленого массива от района Сабуртало к площади Героев возле городского цирка.
Площадь зеленых насаждений резко снижается не только в Дигоми, Ваке, Мзиури и Вера, но и в других парках Тбилиси, отмечает Анна Габриадзе. Например, по ее словам, в 2011 году четверть территории парка Квеквидзе в районе Санзона была отведена под полицейский участок и прилегающую территорию. В 2012 году скоростная трасса прошла по зеленой территории, прилегающей к Тбилисскому ипподрому, на Сабуртало, те или иные участки отводятся под частное строительство.
"Наша организация "Безопасное пространство", анализируя деятельность мэрии и сакребуло, выделила следующие факторы, содействующие ухудшению экологической ситуации в Тбилиси: ни у одного парка нет границ; территории парков поделены на участки; не существует системы административного управления - ни директоров, ни штатов, которые ухаживали бы за парками; у муниципалитета нет утвержденных агрономических норм, планирование тендеров на земельные участки происходит без учета агрономических стандартов; законодательная база не предусматривает правила вырубки деревьев, так что часто вырубаются здоровые деревья", - говорит Анна Габриадзе.
Несовершенство законодательства, предусматривающего право на владение землей, усугубляет экологическую ситуацию в Грузии, считают экологи
Особую проблему, по словам экологов, составляет несовершенство законодательства, предусматривающего право на владение землей.
Проблема сокращения рекреационных территорий берет свое начало в 90-х годах. До 1991 года вся земля за исключением приусадебных участков находилась в собственности государства. Но после объявления независимости Грузии землю начали закреплять за пользователями. В 1998 году был принят закон, согласно которому в частную собственность могли передаваться те земли, которые не предназначались для сельскохозяйственного использования.
Этот же закон налагал запрет на использование той земли, на которой располагаются рекреационные зоны. Однако, согласно отчету "Безопасного пространства", это положение закона не единожды нарушалось.
"Ссылаясь на этот закон, однако, действуя вопреки нему, в частную собственность были переданы участки тех рекреационных зон, которые мы исследовали в 2011-2012 годах", говорит Анна Габриадзе.
По ее словам, закон оговаривал, что та земля, которая передавалась во временное пользование, должна быть приведена в первичное состояние по первому требованию государства или муниципалитета. Однако ни разу за прошедшие 15 лет государство не потребовало от собственников освободить занимаемую землю ни в парке Вера, ни в парках Ваке и Мзиури.
В качестве показательного примера доклад приводит историю с ООО "Ивета Павлиашвили Варази": после того, как это предприятие передало занимаемую территорию украинскому посольству, муниципалитет предоставил этой фирме новый участок в качестве компенсации. При этом "Ивета Павлиашвили Варази" не заплатило ни единого тетри за приватизацию земли, поскольку оба участка оно получило во временное пользование.
"Имели место и другие случаи, когда с целью получения прибыли земельные участки отчуждались путем уклонения от законодательных положений на базе хитро составленных нормативных актов", говорится в отчете "Безопасного пространства".
Коркашвили: проблемы экологии остались на периферии, так как в последние 9 лет перед Грузией гораздо более остро стояли другие проблемы
С тем, что многие проблемы, указанные в докладе "Безопасного пространства", были вызваны несовершенством законодательства, согласен и руководитель департамента по экологии при мэрии Тбилиси Георгий Коркашвили.
"Конечно, природоохранное законодательство и закон о праве на пользование землей должны быть усовершенствованы и адаптированы к сегодняшним дням. Однако не надо забывать, что в последние 9 лет перед Грузией гораздо более остро стояли другие проблемы: создание экономики и социальной политики, борьба с криминалом и коррупцией, поэтому проблемы экологии остались на периферии", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Георгий Коркашвили.
Во время презентации доклада он заявил, что очень часто мэрия вынуждена была давать разрешения на хозяйственное использование участков в рекреационных зонах, поскольку им поступало такое распоряжение от министерства юстиции и МВД.
"Нам поступало распоряжение от минюста Грузии, например, о застройке территории под дома юстиции или от полиции распоряжение о строительстве полицейских участков. И мы уже ничего не могли поделать", - заявил во время полемики с представителями общественности Георгий Коркашвили.
Следует отметить, что департамент экологии и озеленения мэрии Тбилиси не подчинен ни минюсту, ни МВД. Однако распоряжения о предоставлении участков министерства отдавали непосредственно мэрии. Руководство города имеет право не подчиниться или оспорить распоряжения МВД или минюста, но на практике, по словам Георгия Коркашвили, гамгеоба и сакребуло шли на сотрудничество с министерствами и предоставляли запрашиваемую территорию.
Вопрос о парке Вера не так однозначен, как утверждают экологи, считает Георгий Коркашвили.
"Да, до 2009 года это была неподеленная территория. Но что она из себя представляла, уже никто не помнит. Этот район постоянно был замусорен, перерыт, в реку Вера сливалась канализация. Кроме того, городу необходима была скоростная трасса, потому что на параллельной улице Чавчавадзе постоянно создавались пробки. Чтобы попасть из центра города в Сабуртало или Ваке человеку требовалось несколько часов", - заявил Георгий Коркашвили.
Георгий Коркашвили согласен с тем, что общественность может сыграть определенную роль в процессе защиты окружающей среды, хотя, по его мнению, нельзя обвинять людей в пассивности.
"Опять-таки экономические и социальные проблемы сконцентрировали на себе внимание населения. Дай-то Бог, чтобы у нас жизнь сложилась таким образом, чтобы наши люди, как и граждане, например Германии, обращали основное внимание именно на окружающую среду, а не на проблемы ежедневного выживания", - отмечает Георгий Коркашвили.
Урушадзе: гражданскому обществу необходимо уделять больше внимания проблемам экологи.
Как отмечают представители НПО, только на презентации своего доклада от Коркашвили они впервые услышали объяснения о том, по какой причине город выдавал разрешения на использование территории.
По словам представителя международного НПО Transparency International - Georgia Эрекле Урушадзе, ни министерства, ни мэрия до сих пор не давали объяснений по поводу строительства в парковых зонах.
"Это хорошо, что господин Коркашвили объяснил механизм того, как принимались решения. По крайней мере теперь мы знаем, кто конкретно принимал эти решения, и теперь мы будем требовать гораздо больше прозрачности при принятии решений о застройках", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Эрекле Урушадзе.
Он также считает, что гражданскому обществу необходимо уделять больше внимания проблемам экологи.
"Конечно, при той пассивности, которую проявило грузинское общество до сих пор, власти принимали решения, не опасаясь какого-либо общественного сопротивления при застройке зеленых зон. Эту ситуацию нужно обязательно менять, чтобы гражданское общество уделяло больше внимания проблемам экологии", - говорит в свою очередь Эрекле Урушадзе.