00:55 / 28.03.2013Участники Женевских дискуссий не согласовали документ о неприменении силы

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Участники 23-го раунда Женевских дискуссий по обеспечению безопасности и стабильности в Закавказье вновь не смогли согласовать совместное заявление о неприменении силы.

Женевские дискуссии проводятся после военных событий в Южной Осетии в августе 2008 года на основе договоренностей, достигнутых при посредничестве ЕС, ООН и ОБСЕ. Участие в переговорах принимают представители Южной Осетии, Абхазии, России, Грузии, Соединенных Штатов Америки, ООН, ОБСЕ и Европейского союза. 

Перед 23-м раундом переговоров, который состоялся 26-27 марта, грузинская сторона заявила о том, что у нее есть определенные вопросы к формату Женевских дискуссий. "Мы видим, что не существует результатов, которые могли бы подходить как Грузии, так и другим участникам", - сказал государственный министр по вопросам реинтеграции Грузии Паата Закареишвили.

Джиоев: руководитель грузинской делегации проигнорировал совместное совещание

В ходе 23-го раунда дискуссий по безопасности в Закавказье сопредседатели отметили спокойную обстановку в приграничной зоне между Южной Осетией и Грузией. Однако при этом было заявлено, что зафиксированы случаи нарушения воздушного пространства, а также режима пересечения границы.

В первой части дискуссий стороны обсудили вопрос о выработке соглашения о неприменении силы Грузией в отношении Южной Осетии и Абхазии. Этот вопрос стал основным в ходе встречи в Женеве, сообщил журналистам глава югоосетинской делегации в Женеве Мурат Джиоев.

"В работе над этим документом главным промежуточным шагом мы считаем принятие всеми участниками дискуссий заявления о приверженности принципу неприменения силы. Речь об этом шла еще на 19-м раунде, и была предложена российской делегацией. Сегодня продолжилась экспертная работа над согласованием текста заявления", - сказал Джиоев.

Мурат Джиоев также отметил, что сопредседатели от югоосетинской стороны обосновали работы по укреплению госграницы "суверенным правом Южной Осетии на укрепление своих границ".

Глава югоосетинской делегации подчеркнул, что руководитель грузинской делегации не явился на совместное заключительное заседание, где обсуждались вопросы гуманитарного характера.

Грузия игнорирует вопрос о подписании документа о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии, заявил в декабре 2012 года президент Южной Осетии Леонид Тибилов. По его словам, контакты с руководством Грузии без этого документа невозможны.

Хинтба: грузинская сторона в последний момент саботировала обсуждение

Все стороны, кроме грузинской, продемонстрировали в ходе 23-го раунда Женевских дискуссий конструктивную позицию, сказал корреспонденту "Кавказского узла" заместитель министра иностранных дел Абхазии Ираклий Хинтба, возглавлявший абхазскую делегацию.

"Грузинская сторона в последний момент саботировала продуктивное обсуждение заявления о приверженности участников Женевских дискуссий принципам неприменения силы, являющегося промежуточным документом на пути создания юридически обязывающих механизмов неприменения силы", - заявил Хинтба.

Ираклий Хинтба подтвердил информацию, что руководство грузинской делегации проигнорировало совместное совещание.

"На совещании были все делегации в полном составе, включая США, кроме грузинской. Тем не менее, мы выражаем надежду на более позитивный настрой грузинской стороны по обсуждению вопросов, по которым позиции участников Женевских дискуссий сегодня близки как никогда", - отметил глава абхазской делегации.

Цкитишвили: от применения силы должна отказаться Москва

Грузинская сторона по-прежнему настаивает на односторонних обязательствах о неприменении силы со стороны РФ, сообщил статс-секретарь, замглавы МИД РФ Григорий Карасин.

"Отдельное внимание было посвящено вопросу о неприменении силы, поскольку это является стержневой задачей Женевских дискуссий — достижение юридически обязывающего документа по неприменению силы между Грузией и Абхазией и Южной Осетией… К сожалению, работу над этим проектом опять заблокировала грузинская сторона, которая по-прежнему настаивает на неких односторонних обязательствах о неприменении силы со стороны РФ. Для нас это принципиально неприемлемо и, таким образом, они заблокировали работу", — цитирует заместителя главы МИД РФ РИА "Новости".

Грузинская сторона итоги 23-го раунда Женевских дискуссий пока никак не прокомментировала. Вместе с тем представитель грузинского "Клуба экспертов" Ираклий Цкитишвили осудил заявление Григория Карасина.

По его словам, задачей Женевских дискуссий "вовсе не является оформление документа между Тбилиси и марионеточными режимами оккупированных Москвой территорий".

"Такой задачи перед Женевскими дискуссиями не ставил никто. Целью переговоров в Женеве является обеспечение безопасности в этом взрывоопасном регионе и решение гуманитарных вопросов. Что касается первого вопроса, то единственным его решением является отказ Москвы от применения силы и деоккупация оккупированных регионов. Другого решения данная задача не имеет. И, следовательно, отказ Москвы принимать эту реальность и следует называть блокированием работы Женевских дискуссий", - цитирует Ираклия Цкитишвили "Грузия online".

"Кавказский узел" сообщал, что в декабре 2012 года во время 22-го раунда Женевских дискуссий также поднимался вопрос о подписании юридически обязывающего документа о неприменении силы в отношении Абхазии и Южной Осетии. Ранее замглавы МИД Грузии Серги Капанадзе, официально представлявший Грузию на консультациях в Женеве, заявил, что стороны "договорились о начале работы над совместным документом".

Автор:Анжела Кучуберия, Мария Котаева