ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В ходе десятичасового опроса гендиректора учебного центра "Левадос" Елены Шабло в ФСБ ее расспрашивали о гранте краевой администрации на проект обучения социальному предпринимательству, рассказала она корреспонденту "Кавказского узла".
8 апреля мать гендиректора "Левадоса" сообщила, что ее дочь была вызвана на допрос в ФСБ. Сама Елена Шабло подтвердила эту информацию. "Ранним утром, мы с семьей только проснулись, сотрудники ФСБ позвонили в квартиру, назвали мое имя и фамилию и попросили пройти с ними" - рассказала она.
Домой, по ее словам, она вернулась спустя десять часов - около 17.30. "Никаких документов на руки выдано не было – ни протокола допроса, ни протокола о задержании. Мы несколько раз получали гранты, например в 2006 и 2007 годах, но их интересовал только один грант, выданный в конце прошлого года через краевую администрацию. Про другие вообще не спрашивали", - пояснила гендиректор "Левадоса".
Как сообщал "Кавказский узел", 14 марта в ряде НКО Краснодарского края, в том числе в информационном учебном центре "Левадос" прошли досмотры с выемкой документов и компьютеров, объяснявшиеся расследованием дела о подозрении в хищении федеральных средств при распределении гранта администрацией Краснодарского края.
Шабло рассказала, что информационный учебный центр получил его для реализации проекта "Особые потребности в образовании: обучение социальному предпринимательству". "Проект был полностью реализован, в декабре мы полностью сдали все документы в администрацию края", - добавила она.
В ходе проводимых в Краснодарском крае проверок некоммерческих организаций прокуратура выявила ряд нарушений действующего законодательства, в том числе экстремистской направленности, заявил старший помощник прокурора края Александр Рюмин. По его словам, проверки продлятся до конца апреля.
Елена Шабло была вызвана в ФСБ на опрос, а не допрос, уточняет директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра Михаил Савва.
"Допрос проводится в рамках возбужденного уголовного дела, человек обязательно предупреждается об ответственности за дачу ложных показаний. А опрос – мероприятие, проводящееся до возбуждения уголовного дела, просто сбор следствием информации", - пояснил он.
Михаил Савва отметил, что по закону человек имеет право отказаться от участия в опросе. "Но, во-первых, многие об этом не знают, а, во-вторых, очень сложно отказаться, когда к тебе домой приезжает несколько сотрудников ФСБ", - считает он.
По словам Саввы, длительность опроса и допроса по УПК РФ ограничена четырьмя часами, и когда опрос проводится дольше, со сменой оперативных сотрудников, "человек постоянно находится под жесточайшим стрессом". "Оперативники довольно часто не ставят время начала и окончания опроса", - отметил он.
"Кавказский узел" не располагает комментариями от представителей управления ФСБ по Краснодарскому краю относительно опроса Елены Шабло.