ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за клевету и оскорбления в Интернете, представила в парламент генеральная прокуратура Азербайджана. Законопроект может привести к ограничению свободы выражений в сети Интернет, считают эксперты и активисты гражданского общества.
Парламентский комитет по правовой политике и вопросам государственного строительства одобрил законопроект 30 апреля и рекомендовал его на рассмотрение пленарного заседания Народного собрания Азербайджана. Ожидается, что законопроект будет вынесен на обсуждение депутатам на очередном заседании парламента 7 мая.
Генпрокуратура: законопроект направлен на защиту чести и достоинства граждан
В сопроводительном письме из генеральной прокуратуры в парламент отмечается, что законодательная инициатива преследует цели "защиты чести и достоинства граждан на информационных ресурсах в Интернете, предотвращения подобных правонарушений". При этом указывается, что "при разработке законопроекта учтен законодательный опыт иностранных государств, в том числе проанализирована практика европейских государств, и предложение соответствует положениям Европейской конвенции по правам человека".
В законопроекте предлагается внести поправки в статьи 147 (клевета) и 148 (оскорбление) УК Азербайджана.
В частности, дается новое определения понятий "клевета" и "оскорбление". Согласно законопроекту, клевете дается следующее определение: "распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, или массовой демонстрации на информационных ресурсах в Интернете". При этом санкции статьи остаются неизменными - штраф от 100 до 500 манат (от 127 до 637 долларов) либо общественные работы до 240 часов, либо исправительные работы до одного года, либо лишение свободы на шесть месяцев. Клевета в совершении тяжкого преступления карается лишением свободы до трех лет.
Согласно поправке к статье 148, оскорблением будет считаться "унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме не только в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ, или массовой демонстрации на информационных ресурсах в Интернете". В этой статье санкция также остается прежней – штраф от 300 до 1000 манат (от 382 до 1275 долларов) либо общественные работы до 240 часов, либо исправительные работы до одного года, либо лишение свободы до шести месяцев.
О своей поддержке нововведений заявил депутат парламента, глава проправительственной партии "Ана Вэтэн" (Отечество) Фазил Агамалы.
"Если какая-либо газета оскорбляет чью-то честь и достоинство, то на нее подают в суд, в отношении этого издания принимаются меры. Аналогичный порядок должен быть и в отношении on-line медиа. А то сейчас в этой сфере царит вседозволенность. Кто кого хочет ругает, оскорбляет, клевещет. Новый законопроект призван положить конец этому. В случаях нарушения закона за это следует привлечь к ответственности виновных, включая владельца портала", - считает Агамалы.
Мамедли: законопроект разработан для психологического воздействия на пользователей Интернета
Однако один из ведущих экспертов Азербайджана в области права медиа Алескер Мамедли не видит смысла в принятии нововведений.
"По закону о СМИ Интернет уже отнесен к ним. Поэтому меры ответственности для СМИ касаются и Интернета. Если авторы законопроекта хотели ограничить круг субъектов, ответственных за клевету и оскорбление новостными сайтами, то так и надо было написать в документе. Однако при нынешней редакции под санкции подпадают все ресурсы в Интернете, включая социальные сети. Под действие закона разве что не будут попадать локальные корпоративные ресурсы в сети Интернет", - пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Мамедли.
В то же время Мамедли считает, что механизмы уголовного преследования в Интернете за оскорбление и клевету очень сложны, поскольку трудно установить и привлечь к ответственности пользователей за рубежом. "Если контроль в зоне домена az еще возможен, то в зарубежных и международных доменах у правоохранительных органов Азербайджана контроля нет", - заявил он.
Мамедли не исключает, что законопроект разработан "с целью психологического воздействия на пользователей и создания у них страха за последствия выражений в Интернете".
Агалиев: появление подобного реакционного законопроекта вызывает недоумение
Другой медиа-эксперт, менеджер программ Института права медиа (ИПМ) Халид Агалиев считает законопроект реакционным шагом.
"В то время как Совет Европы и другие международные структуры призывают страны Европы отменить уголовное наказание за клевету и оскорбление, власти Азербайджана расширяют сферу действия закона. Это также идет вразрез с заверениями властей Азербайджана об отмене уголовного наказания за диффамацию, которые нашли свое отражение в утвержденном в конце 2011 года президентом страны национальном плане действий по защите прав и свобод человека.
По его словам, "в рамках этой программы был разработан законопроект о диффамации, предусматривающий отмену уголовного наказания за клевету и оскорбление, который направлен на экспертизу Венецианской комиссии Совета Европы". "Поэтому появление подобного реакционного законопроекта вызывает недоумение", - отметил Агалиев.
В свою очередь глава неправительственного центра информационных технологий "Мультимедиа" и президент Интернет-форума Азербайджана (коалиция НПО) Осман Гюндюз сомневается в механизмах практической реализации предлагаемых нововведений в законодательстве.
"Интернет – специфичная сфера. Тут ресурсы могут находиться и за рубежом. Найти владельца контента будет невозможно. С другой стороны, будут ли подпадать под действия закона обсуждения на форумах и чатах? Кто будет нести ответственность за это? Не ясно, как будет регулироваться ситуация, если написанное впоследствии будет уничтожено. В общем, очень много вопросов", - сказал Гюндюз.
Активные пользователи социальных сетей негативно оценивают законопроект
По мнению одного из пользователей социальных сетей Ровшана Насирли, нововведения могут повлиять на свободу в Интернете. "Конечно, надо соблюдать этические нормы. Но порой в эмоциональном порыве человек может и выругаться. Теперь же за каждый такой случай может последовать уголовное наказание", - считает пользователь.
Нововведения нарушают свободу выражения, считает блогер Мехман Гусейнов. "Моя страница в социальных сетях – моя собственность. Что хочу – пишу. Я делюсь мыслями со своими друзьями, и никто, ни один закон не может вмешиваться в это. Поэтому предложенные в закон поправки напрямую нарушают свободу в Интернете, предусматривают контроль над людьми. Но на мою деятельность это не повлияет. Я буду и впредь свободно выражать свои мнения в социальных сетях", - сказал Гусейнов.
Новые меры будут "иметь обратный эффект", уверен еще один активный пользователь соцсетей Эльчин Гасанов. "Это может вызвать еще большее недовольство пользователей, еще более радикальное выражение критики. Подобными уродливыми законами людей невозможно заставить замолчать. Я, например, буду писать еще жестче", - заявил Гасанов.
Напомним, что участники конференции на тему: "Новшества и перспективы в области Интернет" 19 февраля выступили против вмешательства Совета прессы в регулирование online-изданий.
Ранее международные организации призывали власти Азербайджана уважать свободу online-выражений и добровольно взятые на себя международные обязательства в сфере защиты прав человека. Регулирование сферы Интернета должно основываться на действующих законах, заявил 7 ноября 2012 года комиссар СЕ по правам человека Нилс Муижниекс в рамках своего визита в Баку, приуроченного к Глобальному форуму по управлению Интернетом.
Власти Азербайджана в свою очередь отрицают наличие каких-либо проблем с интернет-свободой. Однако 24 сентября правозащитная организация Freedom House распространила доклад о свободе Интернета за 2012 год, в котором Азербайджан и Россия были включены в категорию "частично свободных" стран.