ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Карачаево-Черкесии 21 мая прошли мероприятия, посвященные Дню памяти жертв Кавказской войны. Геноцид черкесов в Кавказской войне должен быть признан и осужден на государственном уровне, заявил директор Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Мурадин Бесленеев.
Темрезов: межнациональное согласие нельзя принести в жертву амбициям
В драматическом театре Черкесска 21 мая прошло собрание, на котором выступили глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, представители казачества, общественных национальных организаций республики.
В начале собрания председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев совершил обряд дуа по невинным жертвам Кавказской войны, благочинный Северного Карачаево-Черкесского округа протоиерей Михаил Самохин зачитал молебен.
Присутствующим был продемонстрирован документальный фильм, повествующий о трагической судьбе черкесского народа.
Результатом войны стали сотни тысяч погибших, утрата языка и культурная ассимиляция на чужбине, отметил в своем выступлении глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов.
"Мы сохраним в своем сердце память о погибших в этой безжалостной войне. И сегодня, спустя почти полтора века, мы испытываем боль невосполнимой утраты. Наши соотечественники разбросаны в более чем 50 странах мира, скорбят вместе с нами. И каждый из нас всегда будет помнить о том, что нет ничего дороже мира и дружбы между народами. Межнациональное согласие - это подлинное богатство, и мы твердо убеждены, что ни в настоящем, ни в будущем оно не должно быть принесено в жертву чьим-либо амбициям, политическим и экономическим интересам", - сказал руководитель региона.
Бесленеев: нужно признать и осудить на государственном уровне геноцид черкесов
Подробно рассказал о последствиях Кавказской войны выступивший с докладом директор Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук Мурадин Бесленеев.
"Нравственный долг требует сегодня признать и осудить на государственном уровне геноцид черкесов в Кавказской войне. Только это может подвести итог этой войны и предупредить повторение такой политики в будущем. Возможность таких рецидивов вполне подтверждена всей историей 20 века, когда массовым репрессиям подверглись многие народы Кавказа, в том числе казаки и карачаевцы", – заметил Мурадин Бесленеев.
Кавказская война, длившаяся с 1763 по 1864 год, поставила адыгские народы на грань полного исчезновения. После войны и массовой депортации адыгов в Османскую империю на родине их осталось немногим более 50 тысяч человек. Властями России до сих пор не принято решение о признании геноцида черкесов во время Кавказской войны, подчеркивают в "Адыгэ Хасэ" Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Краснодарского края.
Докладчик отметил, что проблемы, порожденные политикой Александра II, "сегодня вновь вышли на политическую повестку дня". Так, по его словам, на сегодняшний день остро стоит вопрос репатриации сирийских соотечественников.
"Вот уже третий год многие наши соотечественники в Сирии черкесского, абазинского, карачаевского, ногайского происхождения, потомки изгнанников 19 века вновь по воле рока находятся в эпицентре военных действий", - сказал Мурадин Бесленеев.
В связи с этим, по словам докладчика, 31 мая в Москве пройдет "круглый стол", посвященный теме репатриации российских соотечественников на историческую Родину.
"Мы ожидаем от этого мероприятия реальных результатов. Мы надеемся, что органы федеральной, республиканской властей найдут возможность для возвращения на историческую Родину многострадальных соотечественников из Сирии и других стран мира", - сказал Бесленеев.
Бородкин: было немало случаев стремления к миру, добрососедству
Борьба горцев за свободу и независимость была всенародной, сказал в своем выступлении начальник управления по делам казачества при главе КЧР, атаман Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска Виктор Бородкин.
"Кавказская война длилась более 100 лет, она унесла тысячи жизней многих народов Северного Кавказа, и причиной тому был натиск царского самодержавия в борьбе за сферы влияния в этом регионе. Борьба горцев за свободу и независимость своей родины была поистине всенародной", - сказал Виктор Бородкин.
По его словам, долгое время правда о Кавказкой войне замалчивалась.
"Но куда выбросить страницы истории? Один из героев романа Юрия Рытхэу, размышляя о темных страницах в истории русско-чукотских отношений, произносит: "О давних притеснениях сейчас вспоминать так же глупо, как обижаться на татаро-монгольское иго". Мудрые слова! Конечно, приукрашивать историю, как это делалось, например, в 70-е годы 20 века глупо и бессмысленно, но и предъявлять друг другу счеты за обиды многовековой давности - ничуть не разумнее, а в иных ситуациях - и преступно. И лишь объективное освещение истории всегда было и не может быть неполезным. Несмотря на огромные жертвы с обеих сторон в Кавказской войне, было немало случаев стремления к миру, добрососедству, куначеству между горцами и казаками. И этим Кавказская война не походила на другие военные конфликты", - сказал Виктор Бородкин.
На собрании также выступили руководитель национально-культурной автономии "Ногай эль» Валерий Казаков, заместитель председателя КЧ РОО "Къарачай Алан Халкъ" Мухамад Абайханов, член Общественной палаты РФ, член совета общественного движения "Абаза" Азамат Тлисов.
Участники собрания почтили минутой молчания погибших в Кавказской войне. Кроме того, в аулах Красный Восток и Али-Бердуковский состоялось возложение цветов к памятникам жертвам Кавказской войны.
Около 700 тыс. черкесов сегодня живут в нашей стране, как на Кавказе, так и в русских городах. Россия делает всё для сохранения их культуры, языка, национальной идентичности. И очень сложно найти в России черкеса, который в здравом уме ненавидел бы русских или само государство. Поэтому эти черкесы Западу не интересны. Зато интересны другие – потомки тех, кто покинули свою родину, отправились на поиски лучшей жизни и стали заложниками на чужой земле. И тут необходим краткий экскурс в историю.
Черкесы веками жили на Северном Кавказе. И веками занимались, кроме прочего, одним и тем же – насилием, убийствами и работорговлей. Этот этноним известен еще с античных времен. И в период господства Римской Империи, и в эпоху Возрождения, единственное, чем славились черкесы – это своим умением грабить безмерно превосходящие их культурно народы. Этим успешно пользовались геополитические враги Российской Империи.
Особенно актуальным это стало в первой половине XIX века, когда на Кавказе столкнулись интересы всех великих держав. Расширить зону боевых действий, спроецировать конфликт на еще не затронутые регионы – всё это оказалось как нельзя кстати. Особенно активным было воздействие Лондона и Османской Порты, которые правильно расценили, что Кавказ в любой момент можно превратить в кинжал, рассекающий Россию с юга.
В этой ситуации черкесы не только грамотно пользовались негласным, а иногда и явным иностранным покровительством. Что у них выходило лучше всего – так это организовывать ежедневные провокации и демонстративно игнорировать любые международные соглашения.
Сперва это был Адрианопольский мир, на который черкесам было наплевать с той мотивацией, что они «под защитой султана». А затем это был Парижский договор, заключенный при содействии всех европейских держав и закреплявший земли черкесов в границах Российской Империи. И в том, и в другом случае для подобного неприятия были «веские» причины. В первом случае потому, что с начала 1830-х годов российский контроль над побережьем блокировал торговлю невольниками, которая была для черкесов основой их существования. А во втором случае – по той причине, что после Крымской войны контроль этот был до известной степени утрачен.
В результате, несмотря на межгосударственные решения, на черкесские земли снова хлынул поток оружия и наемников, которых обильно поставляли и англичане, и турки. Содействие бандитам оказывала и Франция, что поставила такую тактическую задачу, как организация перманентного восстания на базе современного западного вооружения. И хотя российское руководство не теряло надежды на мирное урегулирование, любые договоренности, достигнутые на встречах со старейшинами черкесских племен, постоянно ими нарушались.
Итогом стало масштабное наступление русской армии, вынужденное по своей сути и имеющее в качестве единственной цели хоть какую-то стабилизацию на южных рубежах. Российское командование полностью исключило карательные акции и отказалось от любых репрессивных мер. На условиях лояльности черкесам были обещаны максимальные свободы и предельный уровень самоуправления. Тем не менее, это не возымело эффекта. И тому был целый ряд причин. Какие-то из них были следствием общенациональной истерии, какие то – продуктом искусственного насаждения сверху.
Прежде всего, это панический ужас перед неверными. Многие десятилетия эти эмоции старательно раздувались – и не только внешними силами, но и черкесской знатью, которая панически боялась утратить власть. Населению активно вбивалось в голову, что вера неизбежно будет утрачена, а черкесы непременно будут мобилизованы в «войско кафиров». Бесполезной оказалась даже гарантия Императора, что это исключено.
Кроме того, подавление мятежного очага совпало с реформами в самой России. Отмена крепостного права была тем фактором, реализация которого на Кавказе могла полностью разрушить примитивную, но крайне деспотичную иерархию.
В конце концов, отсутствие каких-либо перспектив по замирению региона стало очевидным. Единственным решением было предоставить той части черкесов, которая устала от постоянной войны, возможность переселиться на куда более плодородные кубанские земли. Но именно тогда вступил в силу решающий фактор, определивший всю парадигму дальнейших событий. В турецкой политике Кавказ всегда занимал ключевую сторону. Однако особенно важным он стал в корреляции с теми процессами, что разъедали Османскую империю изнутри. Экономические проблемы множились, угрожая стабильности даже в рамках метрополии. Как следствие, Порта остро нуждалась в дешевой рабочей силе.
Адекватным решением стало появление проекта, который должен был обеспечить массовую миграцию с перешедших под российский контроль территорий. Это могло не только решить финансовые проблемы, но также сформировать ударный отряд, который всегда можно будет выставить против северного соседа. Начальный этап был возложен на турецких эмиссаров, задачей которых было создание образа Турции как единственного убежища от «христианского гнёта». Убедить в этом черкесов оказалось не так уж и трудно, особенно после обещаний Порты сохранить все привилегии знати в случае содействия такому переселению. Масштабная агитация, давление сверху и увещевания духовенства возымели потрясающий эффект.
Разумеется, Россия была в курсе всех этих приготовлений. Подтекст довольно быстро стал очевиден, однако это всё же являлось альтернативой постоянным ударам в спину. В итоге было принято решение не оказывать физического противодействия тем черкесам, которые добровольно пойдут на переселение. При всём при этом русская администрация делала всё возможное, чтобы как можно больше семей остались там, где для них будут созданы все условия. И всё же число пожелавших переселиться оказалось колоссальным.
Формально всё это фиксировалось по линии османо-российских отношений. Хотя Россия и понимала, что стратегически проект направлен против неё, сотрудничество в этом вопросе было единственной возможностью избежать хаоса и катастрофы при его реализации. Техническое руководство было возложено на турецкую сторону, но очень скоро очевидным стало то, что подготовка к операции абсолютно не соответствует её масштабу. Верховная комиссия по переселению в Стамбуле довольно быстро приобрела размытый и коррумпированный характер. И когда дело подошло к финальному этапу, все турецкие расчеты посыпались на глазах.
Выделенные средства были разворованы, а число перемещенных лиц превысило план в несколько раз. Итогом всего этого стало то, что вместо гостеприимной, а главное, исламской, страны черкесов ждали османские лагеря под открытым небом, откуда их крайне медленно начали раскидывать по имперским окраинам, по её самым глухим провинциям, работа в которых воспринималась как настоящее проклятие. Условия в лагерях, и без того мало приближенные к человеческим, ухудшались с каждым днем. Апофеозом стали вспыхнувшие в них эпидемии и голод. Катастрофа была настолько очевидной, что Россия даже принялась поставлять в эти лагеря продовольствие, что вызывало смех у турок. Последние просто не понимали, в чем смысл кормить тех, кому обязательно внушат ненависть именно к вам.
Так и вышло. Русский порыв никто не заметил. А стремление удержать черкесов от этой авантюры очень быстро оказалось забыто. Вместо этого переселенцы получили ежедневное зомбирование, сперва очевидное, но с каждым поколением всё более опасное. И турецкие власти, и содействовавшие всему этому горские князья прекрасно понимали угрозу выхода ситуации из-под контроля, как только жертвы их проекта поймут, что их обманули. Ответ напрашивался сам собой. Лучше всего контролировать стадо, если внушить ему образ врага. Россия была идеальным вариантом.
И вся эта история не имела бы смысла, если бы в последние годы она снова не вылезла из давно забытого столетия. Только сегодня она имеет абсолютной иной облик и блестяще сформулированную цель. Россия всегда остается Россией, и неважно, по какому периоду наносить удар. Эффект будет зависеть не от срока давности, а от того, как этот удар будет подан. Например, как геноцид. Это страшное слово уже доказало, что вокруг него не нужна правда. Оно убивает само по себе, и не только режимы, но целые страны. И никого не волнует, что Российская империя была единственным государством этого типа, которое никогда не пыталось уничтожать или ассимилировать какие-либо народы. Напротив, Россия всегда дорожила каждым из них, как и тем духовным богатством, которое всегда отводило Исламу достойную роль в нашей стране.
Сегодня факты не играют никакой роли. В общественном мнении правда – это то, что скажут ведущие СМИ. И если они получают задание поставить добровольное переселение в один ряд с холокостом, значит, так оно и будет. Особенно эффективно это будет выглядеть в контексте какого-то крупного события. Например, в формате сочинской Олимпиады. Слишком многие сделали ставку на то, что она будет сорвана, и нулевые шансы такого исхода делают поиск любого компромата принципиально важным. А что может быть лучше компромата, который основан на мифах? Их успеху не мешает даже то, что вся эта история задокументирована от начала до конца. А сами документы доступны в открытом доступе. В том числе и в сети. Например, на сайте «Переселение черкесов в Османскую империю». Жаль только, что красивые сказки всегда популярнее реальных источников.
Уважаемый Даниил ненадо вводить в заблуждение людей своими логическими рассуждениями и всякими ссылками генацид народов кавказа был и есть факты потверждаюших это в пример мое село откуда я родом в дагестане в котором было растреленно около 70 чел. Стариков женшин детей в том числе, и таких примеров множество по всему дагу и кавказу.в школе а таких вешах не раскажут потому что история такая какая выгодна власти. то что было надо признавать чтобы этого не дай бог не повтарилось и дело совсем не в нефти....
Карачаево-Черкесия в поминании жертв Кавказской войны выглядит очень достойно. Во-первых, обращает внимание, что глава республики Темрезов присутствовал и выступал на мероприятии - ни Каноков в КБР, ни Тхакушинов в Адыгее этого не сделали, отправив дежурные "обращения к народу". А обращение Тхакушинова вообще выглядит неприлично, напоминая поздравление к празднику. Глава Адыгеи желает жителям республики счастья, здоровья и успехов в труде. Интересно и выступление руководителя КЧИГИ Бесленеева.. В условиях, когда - за редким-редким исключением - ученые мужи Адыгеи и КБР отмалчиваются, он взял очень высокую ноту и даже пошел на риск, вновь вернувшись к необходимости осмысления и признания геноцида. О чем это говорит - о его личной позиции? О разрешении на эту прежде табуированную тему сверху? Пока неясно...
Давайте рассуждать логически-зачем царской России нужен геноцид черкесов,когда Россия была и есть многонациональной и многие черкесские князья служили царю-Начиная с XVI столетия адыгские князья и дворяне стали выезжать в Россию на службу русским государям. Среди них потомки адыгского князя Инала, дети Темрюка Идаровича, дети бесленеевских и жанивских князей и дворян и т.д. Согласно “Списка Выезжих черкесских князей в Москву за период с 1552 – по 1697 г. с указанием дат выезда и краткими биографическими сведениями” на службу русским царям в Россию выехали:Машуко (Иван) Кануко, бесленеевский князь. Служил воеводой в Передовом полку;Сибок (Иван) Каншоукович, князь Жанлевский, служил воеводой в Передовом полку;Султануко (Михаил) Темрюкович, князь кабардинский, брат Марии (Гуашаней) Темрюковны, первый дворовый воевода и глава Опричной Боярской Думы (Министр обороны А.М.);Иван Владимирович, Борис Таутоковы (Даутоковы), дворяне князя Михаила Темрюковича, Иван был первым воеводой “Полка Левой Руки”;Иван Шеретлоков, шапсугский дворянин, служил в полку Ивана Грозного при походе на Новгород в 1576 г.;Карашай (Борис) Камбулатович кабардинский князь, первый воевода в Великом Новгороде в 1585 г.;и т.д.(http://www.djeguako.ru/content/view/67/36/)Будьте мудры!На кой России нужен был источник ненависти и смут?Раз Россия решила присоединить к себе чужую территорию,то в первую очередь необходимо было заручиться симпатией этого народа,а не истреблять его.(http://www.segodnia.ru/content/122341)Вся эта истерия с "черкесским геноцидом" нужна тем,кто разжигает на Кавказе войны,"разделяй и властвуй"-это их принцип.В Адыгее есть нефть?-Значит ваша территория нужна всем...ваша территория,но не вы,с вашими "сирийскими родственниками".