ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Международное общество "Мемориал" и Правозащитный центр "Мемориал" намерены обжаловать решение Замоскворецкого суда об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании действий прокуратуры Москвы при проверке организаций.
"Мы будем обжаловать решение суда, на самом деле дискуссия продолжится не только здесь, в Москве, она продолжится в Санкт-Петербурге, в Конституционном суде и в Страсбурге", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" правовой представитель Международного историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал" и входящего в его состав Правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев.
21 марта проверка прокуратуры, минюста и налоговой службы прошла в офисе Международного "Мемориала", а внеплановую проверку ПЦ "Мемориал" прокуратура начала 26 марта. 29 марта были предоставлены запрошенные ею документы. При этом Правозащитный центр счел незаконными решение о проведении проверки и действия проверяющих и 8 апреля обратился в Замоскворецкий районный суд с заявлением об обжаловании действий прокуратуры Москвы. 24 апреля суд отказал в удовлетворении заявлений.
Коротеев: действия прокуратуры незаконны
В самом начале первого заседания по иску Международного "Мемориала" Кирилл Коротеев заявил ходатайство об истребовании у прокуратуры решения о проведении проверки и любой информации, на основании которой это решение было принято. В ответ представитель прокуратуры попросил приобщить к делу копию поручения генеральной прокуратуры от 27 декабря 2012 года, которая и послужила основанием для действий прокуратуры Москвы.
Затем Коротеев повторил аргументы, изложенные в исковом заявлении. "Мы полагаем действия прокуратуры незаконными по двух причинам. Во-первых, проверка проводилась на основании статьи 22 ("Полномочия прокурора") "Закона о прокуратуре", но эта статья не является надлежащим основанием для таких проверок, в ней не предусмотрено никаких гарантий для проверяемой организации: презумпция невиновности, право не свидетельствовать против себя. Во-вторых, даже если счесть эту статью достаточным основанием для проверки, ее требования не были соблюдены", - сказал правовой представитель.
Он также обратил внимание суда на то, что у прокуратуры нет информации о нарушении закона со стороны "Мемориала", "сотрудники ведомства не сообщили, какой именно закон нарушен, не уведомили о проверке заранее, неправомерно включили в число проверяющих посторонних: сотрудников федеральной налоговой службы, министерства юстиции и даже частных лиц - корреспондентов телеканала НТВ.
Кроме того, по его словам, нарушая приказ генпрокурора от 2011 года, прокуратура затребовала заверенные копии документов, которые находились в открытом доступе и в минюсте. Изготовление этих копий парализовало работу правозащитников на четыре дня.
Прокуратура: "Мемориал" получает деньги из-за рубежа
В свою очередь представитель прокуратуры Д.Черноморец, отказавшийся назвать свое имя и отчество прессе, зачитал отзыв прокуратуры на исковое заявление, в котором говорилось, что ведомство действовало по поручению генеральной прокуратуры РФ о проверке исполнения действующего законодательства общественными, религиозными объединениями и другими некоммерческими организациями.
Госдума 13 июля 2012 года приняла закон, который вводит статус "иностранного агента" для финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций. Закон вызвал критику правозащитников. Ряд правозащитников, работающих в республиках Северного Кавказа, назвали инициативу законодателей "закручиванием гаек". 6 февраля 11 российских правозащитных организаций направили в Европейский суд по правам человека жалобу на закон об НКО. Требование регистрироваться как "иностранным агентам" ущемляет их права на свободу объединения и свободу слова и нарушает Европейскую конвенцию по защите прав человека, считают правозащитники.
"При подготовке к проверке прокуратурой осуществлен мониторинг сети Интернет. Установлено, что на сайте memo.ru в свободном доступе размещен устав организации. Целями организации являются содействие в построении развитого гражданского общества и демократического правового государства, исключающего возможность возврата к тоталитаризму; участие в формировании общественного сознания на основе ценностей демократии и права, преодоление тоталитарных стереотипов и утверждение прав личности в политической практике и общественной жизни; участие в восстановлении исторической правды и увековечении памяти жертв политических репрессий тоталитарных режимов", - отмечается в зачитанном представителем прокуратуры отзыве ведомства.
"Кроме того, согласно уставу, источниками поступления средств и иного имущества являются благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер, предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной и натуральной форме; завещания; доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов, доходы от издательской, предпринимательской деятельности, поступления из федерального бюджета, бюджетов субъектов тех государств, на территории которых созданы отделения Международного "Мемориала", местных бюджетов и внебюджетных фондов; труд добровольцев; другие, не запрещенные законом поступления", - говорится в отзыве прокуратуры.
"Вместе с тем на сайте размещены отчеты об объеме получаемых общественным движением средств. Согласно отчетам, в 2010 году организацией получено 52 миллиона рублей от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в 2011 году - свыше 40 миллионов. В связи с чем прокуратурой Москвы 21 марта 2013 года было принято решение о проведении проверки "Мемориала", - отметил представитель прокуратуры.
По его словам, проверкой установлено, что основными жертвователями в 2010-2013 годах являются американские National Endowment for Democracy и Фонд Форда, а также иные организации, зарегистрированные в США. "Уставные задачи организации и ее фактическая деятельность свидетельствуют об участии организации в формировании общественного мнения о проводимой государственной политике в правоохранительных и других сферах на территории Российской Федерации, воздействии на принятие органами госвласти решений", - отмечается в зачитанном представителем прокуратуры отчете.
Далее прокурор рассказал о правах прокуратуры в соответствии с "Законом о прокуратуре" и высказал мнение, что в заявлении ПЦ "Мемориал" должно быть отказано.
"В действиях "Мемориала" усматривается политическая деятельность"
"Сегодня в отзыве мы впервые увидели, что в действиях "Мемориала" усматривается политическая деятельность", - заметил Кирилл Коротеев, задав вопрос, почему прокуратура решила подменить собой минюст, который занимается регистрацией иностранных агентов.
Однако представитель прокуратуры не ответил на этот вопрос. Без ответа остались также вопросы о причинах, сроках, составе участников проверки.
По словам представителя прокуратуры, "позиция ведомства изложена в отзыве". Также он заявил, что "прокуратура Москвы действовала по заданию генеральной прокуратуры" и, что "этот вопрос не является предметом сегодняшнего рассмотрения".
В ходе прений Коротеев отметил, что услышанное в зале суда лишь подтвердило то, о чем сказано в исковом заявлении - у прокуратуры не было никаких оснований для проверок. Прокурор от участия в прениях отказался.
Судья удалилась в совещательную комнату и через несколько минут вынесла решение - в заявлении ПЦ "Мемориал" о признании действий прокуратуры Москвы незаконными - отказать.
Черкасов: мы будем влиять на органы власти, чтобы они соблюдали закон
В ходе заседания Д.Черноморец сообщил о том, что прокуратура на самом деле не требовала, а просила копии документов "для ознакомления, и они были предоставлены добровольно".
С этим утверждением представитель истца, который присутствовал непосредственно при проверке, не согласился. "Мы приносили документы, а сотрудники налоговой службы указывали на какие-то из них и требовали: вот эту копию давайте, вот эту. Мы не могли не подчиниться, не нарушив статью 17.7 КоАП (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении)", - сказал Кирилл Коротеев.
Выступая в прениях, руководитель ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов отметил, что обращаясь в суд, организация стремится защитить не только себя, но и "правовую систему как таковую".
"Поскольку мы, в соответствии с нашими уставными целями, стараемся содействовать соблюдению законности в России, мы старались содействовать и соблюдению законности в ходе прокурорской проверки. Прокуратура - орган, наделенный очень большими полномочиями, и с другой стороны были очевидные вопросы, который должны были быть им заданы. Какой закон мы нарушили, нам не говорили. В данном случае, мы, может быть, не настолько пострадавшая организация, но решение ваше по этому делу должно способствовать, мы хотели бы этого, и соблюдению законности в отношении других организаций, которые прокуратура проверяет и будет проверять в дальнейшем. Мы в соответствии с уставными целями будем влиять на органы власти, и в том числе на органы прокуратуры с тем, чтобы они соблюдали закон", - заявил он, обратившись к судье.
Судья Юлия Варанкина отказала и в этом заявлении. Согласно приговору, решение суда может быть обжаловано в течение месяца.
Проверки контролирующими и правоохранительными органами были начаты в целом ряде некоммерческих организаций России. Генпрокуратура РФ заявила, что проверки общественных организаций носят плановый характер. Президент России 28 марта на встрече с уполномоченным по правам человека Владимиром Лукиным отметил, что проверки НКО направлены на выявление законности действий некоммерческих организаций и соответствие их деятельности законам РФ, но омбудсмен должен контролировать их проведение.
Тишаев: от регистрации иностранного агента до обвинений в госизмене - один шаг
"Все имеют право на юридическую защиту, однако в статье 22 "Закона о прокуратуре", на основании которой была проведена проверка, никак не оговариваются права проверяемых, в частности, право не свидетельствовать против себя. Таким образом, оспаривая эту статью в Конституционном суде, мы в долгосрочной перспективе хотим защитить все НКО, дать им основы для защиты своих прав не только в суде, но и непосредственно в момент проверки", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" специалист по ведению дел в Европейском суде по правам человека, старший юрист ПЦ "Мемориал" Фуркат Тишаев.
По его мнению, "от признания организации иностранным агентом - один шаг до обвинения в государственной измене".
"Если организация зарегистрирует себя как иностранного агента, то затем любое ее действие, например, критика каких-либо действий органов власти, может трактоваться как государственная измена, ведь факт того, что ты иностранный агент, уже не требует доказывания", - сказал Тишаев, добавив, что в ближайшее время ПЦ "Мемориал" намерен обжаловать также результаты прокурорской проверки.
"Суды - ресурсное изматывание правозащитных организаций"
"Кто после этого может сказать, что в России существует реально независимый суд, который рассматривает дела на основании состязательности, на основании представленных сторонами аргументов? Мы с вами прекрасно видели, что сторона истца представила подробную, серьезную аргументацию, более того, из тех документов, что сегодня представила прокуратура, следовало отсутствие каких бы то ни было оснований для проведения проверки", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" член совета ПЦ "Мемориал" Олег Орлов, комментируя решения суда.
По мнению Александра Черкасова, в ходе заседания "было высказано много разумных соображений, которые могли бы способствовать улучшению работы прокуратуры". "В конце концов, это элементарная несогласованность: 26 марта они не говорят нам об основании для проверок, при этом 25 марта минюст говорит о проверках по закону об иностранных агентах, а Владимир Путин на встрече с Владимиром Лукиным также говорит о соблюдении законов об НКО, об иностранных агентах. Прокуратура пытается скрыть секрет Полишинеля", - заявил Черкасов.
По его словам, проверка и последующие суды отрывают сотрудников Правозащитного центра от их основной деятельности. "Здесь присутствуют юристы, которые по своей основной работе представляют в Европейском суде по правам человека интересы граждан России, в том числе заявителей с Северного Кавказа. Они потратили достаточно много времени и сил, чтобы заниматься этим вполне важным делом. Очевидно, что те силы, которые могли быть потрачены на защиту наших заявителей, были использованы для самозащиты. Кто-то назвал это ресурсным изматыванием правозащитных организаций - отвлечение их от любой основной их деятельности и попытка свести их работу к защите самих себя. Мы постараемся все-таки заниматься нашей основной, уставной деятельностью - защитой прав человека, а не самозащитой", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Черкасов.
В свою очередь представитель прокуратуры от комментариев отказался.