ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров!
Благословение и приветствие Посланнику,
Посланному милостью для миров, и роду его и всем сподвижникам его.
Рассмотрев авторитетные доводы, почерпнутые из Писания, Сунны, единогласного мнения факихов и суждений по аналогии, а также из высказываний факихов, мы пришли к следующему заключению:
Термины «дар уль-ислам» («территория Ислама»), «дар аль-харб» («территория войны») и «дар аль-ахд» («территория договора») принадлежат к числу терминов фикха. В книге «Разъяснение людям», изданной Аль-Азхаром, говорится: «Деление стран на территорию неверия и территорию Ислама есть результат иджтихада, отражавшего обстановку эпохи имамов-муджтахидов.
Из доводов и речений факихов вытекает, что разница между территорией Ислама и территорией войны – это разница между безопасностью и страхом. Если мусульмане могут свершать свои религиозные обряды и пользуются религиозной свободой, то такая территория является территорией мира.Если же они не имеют такой возможности, ибо живут в страхе и мучениях, то такая территория не считается территорией мира и Ислама. Об этом однозначно говорили некоторые факихи прежних времен, в том числе Абу Ханифа и др. (Бадаиу ас-сана'и', 7/130, Хашийа Ибн Абидин, 3/253). К этому же мнению склонялся выдающийся шейх Мухаммад Абу Захра (да помилует его Аллах) в своей книге «Теория войны в Исламе», в которой он разделяет мнение Абу Ханифы и его единомышленников из числа факихов.
Оно состоит в том, что в основе суждения лежит безопасность мусульманина: если он, будучи мусульманином, находится в безопасности, то это территория Ислама, а если нет, то это территория войны. «Это ближе к смыслу ислама, – пишет он, – и согласуется с сутью исламской идеи о войнах, согласно которой они ведутся для отражения посягательства».
Сводить понятие джихада только к ведению войны, не учитывая при этом другие компоненты смысла этого понятия, ошибочно. В ранние времена ислама предписывалось вести мирный джихад, в том числе джихад души, заключавшийся в повиновении Аллаху. Об этом говорят хадисы ("среди них – любовь к родителям") ("вот и веди джихад за родителей") Ибн Таймийя дал следующее определение джихаду: "Он включает явные и тайные виды поклонения, среди которых: любовь к Аллаху, верность Ему, упование на Всевышнего, вручение Ему своей души и имущества, терпение и благочестие…".
Военный джихад – это крайняя форма, когда других, мирных средств защитить себя, своих близких, Отечество, свою свободу, не осталось. При наличии мирного пути разрешения конфликта военный джихад является запретным (харам)".
С учетом вышесказанного наша фетва заключается в следующем: территория Ставропольского края, в которой мусульмане живут в условиях безопасности, пользуются религиозной свободой, гарантированной Конституцией России, и совершают обряды Ислама, не может быть применим термин «территория войны» со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому в ней недопустимо объявлять и вести военные действия, ибо это противоречит шариату. Долгом же являются воспитание, призыв к Исламу, джихад с помощью слова, мудрость и доброе увещевание, и ведение диалога наилучшим образом – ради применения Закона Аллаха во всей его полноте. Всевышний сказал:
«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой – Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!» (Сура «Пчёлы», аят 125). А Аллах лучше знает, и у Него мы просим помощи.
28 мая 2013 года
Пятигорск
Фетва о неприменимости термина «дар уль-харб» («территория войны») к территории Ставропольского края является неотъемлемой частью Итогового документа, принятого 28 мая 2013 года в г. Пятигорске.